Бюджетирование в системе управ.учета

Под бюджетированием в бухгалтерском управленческом учете понимается процесс планирования. Соответственно, бюджет (или смета) – это план.

Бюджетирование – это, с одной стороны, процесс составления финансовых планов и смет, а с другой – управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений.

Процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из таких этапов, как: постановка задачи и сбор информации, необходимой для разработки бюджета; изучение и анализ имеющейся информации; обобщение и анализ фактических результатов прошлого периода; расчет научно обоснованных показателей деятельности предприятия; формирование сводного бюджета отчетного периода; экспертиза и оценка проекта бюджета; принятие и утверждение сводного бюджета; анализ исполнения бюджета отчетного периода.

На заключительной стадии идет сравнение плановых и фактических показателей в целях выявления динамики отклонений, а также выявление причин этих отклонений

В зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджетов: генеральный и частные. Бюджет, который охватывает общую деятельность предприятия, называется генеральным (сводным, основным, мастер-бюджетом). Рассмотрим структуру генерального бюджетапроизводственного предприятия. Он состоит из двух основных блоков: системы операционных бюджетов и системы финансовых бюджетов (рис.)

Последовательность формирования мастер-бюджета. Виды бюджетов

В состав операционного бюджета входят: - бюджет продаж, который представляет собой план доходов от продаж (выручки) в натуральном и денежном выражении. Кроме того, в него входит расчет-обоснование установления уровня цен на товары, услуги, работы и пр. - производственный бюджет, который включает:

а) бюджет производства,

б) бюджет прямых материальных затрат

в) бюджет прямых затрат труда, который отражает затраты на заработную плату основного производственного персонала;

г) бюджет общепроизводственных расходов

- бюджет управленческих расходов;

- бюджет коммерческих расходов.

Операционные бюджеты консолидируются и образуют систему финансовых бюджетов (эти бюджеты также называют основными), которая состоит из: - бюджета доходов и расходов (прогноза отчета о прибылях и убытках), - бюджета движения денежных средств; - прогнозного баланса (бюджета по балансовому листу).

Помимо операционных и финансовых бюджетов на предприятии могут использоваться вспомогательные и специальные бюджеты. Среди вспомогательных бюджетов наибольшее значение имеют инвестиционный бюджет (план капитальных затрат) и кредитный план (план привлечения финансовых ресурсов).

Бюджетный регламент. Для постановки бюджетирования необходима разработка соответствующих организационных процедур, регламентирующих все вопросы взаимоотношений отдельных структурных подразделений, ЦФО, ЦФУ или МВЗ с руководством предприятия. Следовательно, необходим четкий порядок – бюджетный регламент. Бюджетный регламент – это установленный в организации порядок составления (разработки), представления (передачи), согласования, консолидации (обработки), оперативного контроля и оценки исполнения (проведения план-факт анализа) бюджетов различных видов и уровней. Бюджетный регламент включает: - набор функций и задач, которые предстоит выполнять в процессе бюджетирования (по составлению, согласованию, консолидации и т. д.); - принятые в организации бюджетный период и минимальный бюджетный период (разбивка отдельных бюджетных периодов на подпериоды);

Бюджетный период – это период, на который составляются и в течение которого корректируются бюджеты, осуществляется контроль за их исполнением. При этом различные бюджеты должны иметь унифицированный бюджетный период.

На практике предприятия используют скользящие бюджеты – бюджеты на период определенной длительности.

При постановке бюджетирования одной из наиболее серьезных проблем является определение форматов бюджетов. Одним из требований, предъявляемых к форматам бюджетов, является совместимость форматов бюджетов с действующей на предприятии системой бухгалтерской отчетности.

Показатели, формирующие бюджетные статьи, могут рассчитываться «методом приращений» («от достигнутого») в сравнении с текущим годом и «с нулевой точки». Подход к бюджетированию по приращениям имеет такой главный недостаток, как сохранение прошлых недочетов. Для преодоления этих недостатков используется подход к бюджетированию на нулевой основе. В этом случае планирование осуществляется «с чистого листа», вся деятельность предприятия пересматривается заново. Подход «с нулевой точки» требует больше усилий и времени, преодоления сопротивления со стороны руководителей центров ответственности. В силу этого рекомендуется найти компромиссное решение, при котором обзор «с нуля» осуществляется раз в 4 – 5 лет, а внутри этого периода используется метод приращений

В рамках бюджетного регламента определяется также последовательность работ по составлению бюджетов. Формирование бюджета должно идти синхронно «сверху» и «снизу» при тесном взаимодействии руководства производственных подразделений и предприятия. Функции бюджетов :1. Планирование. 2. Координация. 3. Средство мотивации. 4. Коммуникация. 5. Контроль.. 6. Критерии оценки работы менеджеров.

7. Средство обучения.

Матрица Мобли. Одним из самых эффективных инструментов контроля за движением денежных средств в компании и подчинения всей системы финансовой отчетности максимально точному и оптимальному определению соответствующих показателей является матрица МОБЛИ, принцип составления которой соответствует требованиям международной отчетности GAAP. Для составления этой матрицы используются ранее составленные бюджеты доходов и расходов, движения денежных средств. Расчетный баланс должен отражать соотношения между различными показателями бюджетов доходов и расходов, движения денежных средств. Отличие бюджета доходов и расходов от бюджета движения денежных средств в том, что в бюджете доходов и расходов все статьи затрат показаны по способу их начисления в зависимости от объема продаж, то есть соответствуют планам соответствующих операционных бюджетов, а в бюджете движения денежных средств - по способу их оплаты, то есть соответствуют графикам оплаты дебиторской и кредиторской задолженностям.

Графа 1- балансовые счета на начало периода

Графа 2(регулирование балансовых счетов) – операции, которые воздействуют на движение балансовых счетов, но не приводят к получению доходов или денежных средств.

Графа 3(бюджет доходов и расходов) – неденежные операции, оказавшие воздействие на прибыли и убытки компании.

Графа 4(бюджет движения денежных средств) – денежные операции, сумма денежных средств.

Графа 5 (балансовые счета на конец периода)

26. Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции по системе Директ-костинг

В основе организации производственного учета по системе "директ-костинг" лежит деление затрат по отношению к объему производства на постоянные и переменные. Производственная себестоимость выпущенной и реализованной продукции формируется только из переменных производственных затрат, находящихся в прямой зависимости от технологического процесса и организации производства. По способу отнесения на себестоимость продукции они в основном являются прямыми и потому легко поддаются нормированию на единицу выпускаемой продукции. По переменным расходам оцениваются также остатки готовой продукции на складах на начало и конец отчетного периода, а также незавершенное производство.

Постоянные расходы не связаны непосредственно с производственным процессом и потому не включаются в производственную себестоимость продукции (работ, услуг). Эти расходы собираются на отдельном счете и по истечении отчетного периода полностью (без распределения по видам продукции) списываются на уменьшение прибыли от реализации продукции, полученной в данном отчетном периоде.

Ключевые понятия Маржинальный доход - разница между выручкой и переменными издержками. Включает в себя прибыль от производственной деятельности и постоянные затраты. Маржинальная калькуляция себестоимости - распределение на объект затрат только переменных прямых затрат.

Современная система директ-костинг предлагает два варианта учета:

1. простой директ-костинг, при котором в составе себестоимости учитываются только прямые переменные затраты

2. развитой директ-костинг, при котором в себестоимость включаются и прямые переменные и косвенные переменные общехозяйственные расходы.

Учет себестоимости ведется в разрезе переменных затрат, постоянные затраты учитываются в целом по предприятию и их относят на уменьшение операционной прибыли. В процессе применения этого метода определяется маржинальный доход и чистая прибыль. Взаимосвязь показателей при маржинальном подходе:

· Выручка от продажи продукции (В)

· Переменные затраты (ПеЗ)

· Маржинальный доход (МД = В - ПеЗ)

· Постоянные затраты (ПоЗ)

· Прибыль (П = М - ПоЗ)

Изменение величины маржинального дохода характеризует влияние продажных цен и переменных издержек на себестоимость единицы продукции. Величина прибыли зависит от суммы постоянных затрат. Взаимосвязь показателей позволяет влиять на величину прибыли, корректируя цены и объем производства. Директ-костинг позволяет определить критический объем производства, при котором за счет выручки будут покрыты все издержки производства без получения прибыли. Критический объем производства (кол-во продукции) можно определить по формуле:
О=ПоЗ/(Ц-ПеЗ), где О - критический объем выпуска, ПоЗ - постоянные затраты в целом по предприятию, Ц - продажная цена 1цы продукции, ПеЗ - переменные затраты на 1цу продукции.

Важным преимуществом системы "директ-костинг" является то, что она позволяет решать стратегические задачи по управлению предприятием, представляет данные: для оптимизации производственной программы по критерию максимума маржинального дохода; для решения вопросов установления и регулирования цен на продукцию, как новую, так уже и реализованную на рынке; для разработки инвестиционной и инновационной программы (сокращение или расширение производственных мощностей, модернизация оборудования, приобретение нового и т.д.); для принятия решений о целесообразности получения дополнительного заказа и др.

К преимуществам системы директ-костинг относятся:

§ простота и объективность калькулирования частичной себестоимости, так как отпадает необходимость в условном распределении постоянных затрат. Отличие результатов калькулирования по методу маржинального дохода и по полным затратам связано с тем, что во втором случае на себестоимость отдельных изделий относятся накладные расходы, часто не связанные с данным изделием. На основе этого могут приниматься ошибочные решения по снятию с производства изделий, которые приносят доход.

§ возможность сравнения себестоимости различных периодов по переменным затратам, абсолютным и относительным маржам. В связи с этим изменение структуры предприятия и связанные с ним изменения постоянных затрат не оказывают влияния на себестоимость изделий.

§ в отчете о финансовых результатах, составляемом при системе директ-костинг, видно изменение прибыли вследствие изменения переменных расходов, цен реализации и структуры выпускаемой продукции;

§ возможность акцентировать внимание руководства на изменении маржинального дохода (суммы покрытия) как по предприятию в целом, так и по различным изделиям; выявить изделия с большей рентабельностью, так как разница между продажной ценой и суммой переменных затрат не скрывается в результате списания постоянных затрат на себестоимость отдельных изделий;

§ система обеспечивает возможность быстрого реагирования производства в ответ на меняющиеся условия рынка. Она также становится составной частью маркетинга - системы управления предприятием в условиях свободной конкуренции.

§ информация, получаемая в системе директ-костинг, позволяет проводить эффективную политику цен, указывая наиболее выгодные комбинации цены и объема. Директ-костинг дает также информацию о возможности использования в конкурентной борьбе демпинга;

§ Упрощение и точность исчисления себестоимости продукции, т. к. себестоимость планируется и учитывается только в части производственных затрат;

§ Отсутствие процедур по составлению сложных расчётов для условного распределения постоянных затрат между видами продукции. Их в состав себестоимости продукции не включают и списывают непосредственно на уменьшение финансового результата;

§ Возможность определения порога рентабельности (точки безубыточности, порогового объёма продаж), запаса прочности предприятия и нижней границы цены продукции или заказа;

§ Возможность проведения сравнительного анализа рентабельности различных видов продукции;

§ Возможность определения оптимальной программы выпуска и реализации продукции;

§ Возможность выбора между собственным производством продукции или услуг и их закупкой на стороне.

Недостатки системы директ-костинг:

§ трудности в разделении затрат на постоянные и переменные. Значительная часть смешанных расходов может быть квалифицирована по-разному, например, в зависимости от применяемого метода деления затрат на постоянные и переменные, а это будет сказываться на результатах;

§ необходимость для большинства компаний наличия информации о величине полных издержек, прежде всего для определения цены изделия, так как в ценах в долгосрочном плане необходимо обеспечивать покрытие всех издержек предприятия. При отсутствии данных о полной себестоимости велик риск несоблюдения этого условия;

§ директ-костинг не дает ответа на вопрос, сколько стоит произведенный продукт, какова его полная себестоимость. Поэтому требуется дополнительное распределение условно-постоянных расходов, когда необходимо знать полную себестоимость готовой продукции или незавершенного производства. В противном случае их стоимость занижается;

§ наличие некоторых трудностей при формировании внешней отчетности.

- ведение учета себестоимости по сокращенной номенклатуре статей не отвечает требованиям нашего учета, одной из главных задач которого до последнего времени являлось составление точных калькуляций;

- необходимо в ценах, устанавливаемых на продукцию предприятия, обеспечивать покрытие всех издержек предприятия.

Хорошие условия для ее внедрения и использования на практике создал План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации. Так, например, организация учета с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» представляет собой интегрированную систему организации финансового и управленческого учета, когда учет осуществляется в единой системе счетов. Таким образом, обеспечивается возможность использования системы директ-костинга на предприятиях, которые не разделяют бухгалтерию на производственную и финансовую. Очевидна и эффективность использования системы и на малых предприятиях, имеющих значительное количество объектов учета и недлительный производственный цикл. Они учитывают общехозяйственные (накладные) расходы обособлено от прямых и могут списывать их ежемесячно на затраты по реализованной продукции, работам, услугам. Для средних и крупных предприятий директ-костинг должен быть частью самостоятельной системы управленческого учета и использовать все его элементы. Российские бухгалтерские стандарты не разрешают в полном объеме использовать систему директ-костинг для составления внешней отчетности и расчета налогов, данный метод в настоящее время находит все более широкое применение во внутреннем учете для проведения анализа и обоснования управленческих решений в области безубыточности производства, ценообразования и т.д. В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации предусматривает по крайней мере два варианта организации учета затрат, одним из которых является директ-костинг.

Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), подтверждает возможность использования системы директ-костинг, поскольку п.9 его содержит следующую формулировку: «...коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году признания их в качестве расходов по обычным видам деятельности».

«Важной особенностью «директ-костинга» является то, что благодаря ему можно изучать взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью) и прибылью. Наглядно это изображено при помощи графика ».

выр пер

 

зат

 
 


Совок затр

V

К пост

 

 

 
 

 

 


Этот график и многочисленные его модификации используются при анализе и принятии управленческих решении. Три главные линии показывают зависимость переменных затрат, постоянных затрат и выручки от объема производства.

Точка К называется точкой критического объема производства (точка рентабельности): объем производства, при котором величина выручки от реализации продукции равна ее полной себестоимости. Данная зависимость и возможность ее изучения позволяют выявить изделие с большей рентабельностью, обеспечивают получение информации, позволяющей быстро переориентировать производство в ответ на изменение условий рынка.

Из определения точки критического объема производства (К) выводится формула 1:

К = Зпост / М изд, где Зпост – величина условно-постоянных затрат в составе текущих издержек производства отчетного периода; М изд – величина маржинального дохода на единицу продукции (разница между ценой реализации изделия и величиной его себестоимости, исчисленной по условно-переменным расходам)».