Факторы формирования копинг–поведения

В рамках изучения факторов формирования копинг–поведения особое место занимают вопросы о роли различных личностных структур в данном процессе. Одним из наиболее существенных таких образований в рамках подросткового возраста выступает самооценка. Самооценкой в самом широком смысле называют ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятой им системы ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции [9, С.485].

Самооценка – достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется. Процесс установления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность развивается, а, следовательно, меняются и ее представления, понятия о себе, эмоционально-ценностное отношение к себе. Все это и приводит к изменению содержания, способа выработки самооценки и меры ее участия в регуляции поведения личности.

Основная функция самооценки в психической жизни личности состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности.

В регулировании поведения самооценки принадлежит особая роль, она выступает «стержнем» всего процесса саморегулирования поведения на всех этапах его осуществления, включается в структуру мотивации, определяет направленность саморегулирования, выбор средств его осуществления, и наконец, значительно влияет на интерпретацию достигнутого эффекта поведения. Вместе с тем в процессе саморегулирования поведения в различных видах социального взаимодействия самооценка непрерывно развивается, корректируется, углубляется дифференцируется [56, С.131].

Самооценка также является основным компонентом «Я-концепции».

По мнению И.С. Кона у человека существует устойчивая тенденция строить на основе представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию собственного опыта. «Я-концепция» здесь действует как внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации [18, С.69-70].

Т. Шибутани говоря о соотношении Я-образа и Я-концепции, в качестве одного из изменчивых компонентов самосознания определяет Я-образ. Каждый человек, считает автор, должен сформировать Я-образ, то есть представление о том, как он выглядит в глазах других людей, включенных в соответствующую ситуацию. Я-образы возникают тогда, когда появляются препятствия в действии. Таким образом, Т. Шибутани считает, что формирование Я-образов есть распространение адаптаионной тенденции [58, С.80].

Э. Аронсон опираясь на теорию когнитивного диссонанса, автор выделяет три вида копинг-механизмов, способствующих сохранению позитивной Я-концепции и поддержанию самооценки на должном уровне:

1. самоубеждение. Несоответствие поведения Я-концепции. Ослабление диссонанса происходит путем смены поведения или изменением установок;

2. сохранение самооценки. Диссонанс возникает в межличностных отношениях и в сфере самоопределения. Ослабление диссонанса достигается дистанцированием или принижением уместности задачи.

3. самосовершенствование – устранение угрозы Я-концепции путем поиска дополнительного социального признания этого аспекта идентичности [3, С.214-215, 550].

Ш. Тейлор отмечает, что люди склонны искать и интерпретировать ситуации, которые соответствуют их уже существующим Я-концепциям, и выбирают копинг механизмы избегания или сопротивления ситуациям, которые не соответствуют существующим у них Я-концепциям. Этот процесс получил название подтверждения собственного «Я».

Подтверждение собственного «Я» - процесс, включающий в себя поиск и интерпретацию ситуаций, подтверждающих представление человека о самом себе, и уклонение от ситуаций и обратных связей, не совпадающих с данным представлением, или сопротивление им.

Ш. Тейлор подчеркивает, что люди обдуманно выбирают образ действия, обдуманно используют поведенческие стратегии, подтверждающие представления о собственном «Я».

Менее удачным способом совладания с трудными ситуациями, как отмечает автор, является создание препятствий самим себя. Это совершение действий, создающих непреодолимые препятствия для успеха, с тем, чтобы в дальнейшем, испытав поражение как неизбежный результат предыдущих действий, получить возможность объяснить его этим препятствием, а не недостатком собственных способностей и усилий.

Люди, регулярно использующие препятствия, склонны к применению практических стратегий сдерживания и концентрации внимания на отрицательных результатах. В итоге этого они имеют более слабые навыки обучения, гораздо хуже успевают в учебе и обладают более слабой психологической адаптацией [50, С.201,744].

А.А. Реан относит самооценку к центральным образованиям личности, ее ядру. Автор считает, что самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Основными компонентами самооценки А.А. Реан называет саморегуляцию и самоконтроль. Где саморегуляцию автор наделяет двумя мотивами: мотив, направленный на обладание адекватной, устойчивой и позитивной Я-концепцией, и мотив направленный на обладание информацией или ситуацией, которые будут способствовать самосовершенствованию. Самоконтроль, считает автор – это способность контролировать собственное поведение в зависимости от ситуации. Высокие показатели самоконтроля способствуют изменению поведения в соответствии с ситуационными стимулами, низкие показатели самоконтроля – контролируются внутренними установками и ценностями.

Применительно к самоконтролю внешние мотивы (чувственность к ситуационным стимулам), А.А. Реан конструктивным преодолением считает мотивы успеха, а внутренние мотивы считает неэффективными и называет их мотивами избегания, защиты [41, С.57-59].

Г.С. Салливан отмечает, что стремление к персонификации себя как «хорошего Я» и избегание мнений о себе как о «плохом Я» являются важными потребностями личности, так как мнение о себе как о плохом является источником постоянной тревоги. Для защиты своей положительной персонификации человек формирует специальный механизм, который обозначается Г.С. Салливаном термином «избирательное внимание». Этот механизм отсеивает все раздражители, которые могут принести тревогу, изменить мнение человека о себе. Г.С. Салливан считает, что личность – это модель повторяющихся межличностных интерперсональных отношений, поэтому переживание важных для ребенка потребностей приводит к складыванию динамизмов – способов преодоления трудных ситуаций. При этом в зависимости от того, какая структура «Я-концепции» более развита – «хорошее Я» или «плохое Я», доминирует тот или иной способ решения трудной ситуации. Так, при «плохом Я» вина чаще всего принимается самим субъектом, в то время как при «хорошем Я» - перекладывается на других [45, С.75].

Для того, чтобы выяснить в каких адаптивных процессах возникает необходимость изменения и развития Я-концепции, Д.Я. Райгородский подчеркивает необходимость различать три разновидности адаптации, которые могут иметь характер устойчивых адаптивных стратегий: адаптация личности путем преобразования или полного преодоления проблемной ситуации в том числе различных видов конфликтов – это активная, преимущественно незащитная адаптация; адаптация путем ухода из проблемной ситуации – это пассивная адаптация, бегство, поиск новых, более благоприятных для обеспечения безопасности и удовлетворения потребностей копинг стратегия; адаптация с сохранением проблемной ситуации и приспособления к ней. [37, С.275].

Последняя адаптивная стратегия может осуществляться: путем преобразования восприятия и истолкования ситуации, то есть создания ее непроблемного субъективного образа; и путем более глубокого изменения самой личности, в первую очередь ее Я-концепции. Д.Я. Райгородский утверждает, что адаптивные подструктуры самосознания возникают в первую очередь в результате систематического использования этой последней разновидности адаптивной стратегии [37, С.275].

В своем исследовании В.И. Голованевская исследует наличие взаимосвязи между предпочтением копниг стратегии и основными параметрами Я-концепции. В.И. Голованевская отмечает, что как активное начало и ведущий регулятор поведения Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности, она является и важным фактором в интерпретации уже имеющегося опыта, и источником ожиданий. Ситуации требующие совладания, традиционно определяются как более сложные и представляющие большую угрозу адаптации человека, чем обыденные ситуации. Следовательно, для их преодоления необходимо прикладывать усилия и реализовать свои возможности на более высоком уровне, задействовать весь свой потенциал, актуализировать те способности и умения, применение которых не требуется в обычных условиях. Таким образом В.И. Голованевская делает вывод, что в выборе конструктивных способов копинг–поведения необходимо иметь реалистическое представление о собственных возможностях, то есть реалистическую оценку самого себя [13, С.31-33].

Х. Ремшмидт отмечает, что новые раздражители, появляющиеся в процессе развития, дают новые поводы для конфликтов и их преодоления. Под копинг-механизмами Х. Ремшмидт понимает «процесс конструктивного приспособления», в результате которого данное лицо оказывается в состоянии справиться с предъявленными требованиями таким образом, что трудности преодолеваются и возникает чувство роста собственных возможностей, а это в свою очередь, ведет к положительной самооценке.

Х. Ремшмидт считает, что стратегия преодоления трудностей необходима при столкновении с новыми требованиями, решение проблем требует от подростков новых конструктивных подходов, догадок, способностей, открытие неизвестных ранее возможностей своей личности. Все это предполагает наличие, по мнению автора, соответствующих когнитивных способностей, однако необходимо учитывать и эмоциональные компоненты.

Л.М. Фридман и И.Ю. Кулагина наиболее значимым считают запоминание детьми успехов и неудач с полярными самооценками – повышенной и пониженной.

При повышенной неадекватной самооценке подросток стремится удержаться на ее уровне. А поскольку неуспех ставит самооценку под угрозу, то это сказывается и на характере поведения.

Во втором случае наблюдается несколько иная картина. Неспособность преодолеть трудную ситуацию снижает и без того низкий уровень оценки подростком своих возможностей, создавая тем самым предпосылки для еще большего переживания собственных неудач.

Особо авторы отмечают психологическую устойчивость как способ совладания с трудными ситуациями.

Существенной стороной понимания любого личностного феномена является представление о законах его формирования в онтогенезе.

Решение проблемы о том, какие конкретные условия, механизмы и хронологическая последовательность образования ее копинг - стратегий, связанной с некоторыми закономерностями онтогенетического зарождения различных форм копинг– поведения (условиями, стадиями, порядком и пр.), представлено в литературе недостаточно. Но в этих немногочисленных попытках вскрыть механизмы и проследить хронологию генезиса копинг явлений намечается относительное единство.

Развитие разновидностей копинг стратегий в психоанализе связывается с возникновением в онтогенезе различных типов тревоги.

Идеи психоанализа позволяют заключить, что каждая из копинг стратегий развивается сначала как средство овладения некоторой специфической конкретной ситуацией, и связывается с конкретной фазой детского развития.

Также отмечается привязанность генезиса стратегий копинг–поведения с хронологией возникновения когнитивных. Данные идеи наиболее ярко наблюдается в структурной теории Р. Плутчика. Согласно данной концепции в числе первых должны возникать способы, связанные с перцептивными процессами (избегание), затем – с процессами памяти, а именно, с забыванием информации. Самыми последними, по мере развития процессов мышления и воображения, формируются и наиболее сложные и зрелые виды защит, связанные с переработкой и переоценкой информации.

Для понимания генезиса копинг стратегий личности больший интерес представляет определение причин их формирования. Иначе говоря, встает вопрос о принципиальных характеристиках стимульных ситуаций и факторах, способствующих формированию устойчивых моделей реагирования (копинг-стратегий) [58]

Вариант решения этих вопросов представлен в исследовании Л.Р. Гребенникова. [5, С.4; 10, С.24] Все выделенные им факторы, влияющие на процесс образования копинг стратегий, можно условно разделить на внешние (средовые) и внутренние (личностные). К внутренним факторам отнесены:

• Динамические особенности психики субъекта.

• Опыт решения проблем адаптации.

• Особенности удовлетворения базовых психологических потребностей личности.

В число внешних факторов входят:

• Наличие специфической (эксквизитной) ситуации.

• Дестабилизирующее воздействие среды.

Следует отметить неравноценность внешних факторов. Так, наличие специфической ситуации как условия формирования и актуализации копинг стратегий, носит разовый (ситуативный) характер и имеет непосредственное влияние на проявление той или иной формы копинг–поведения, выступая своеобразным механизмом ее запуска. В то же время дестабилизирующее воздействие среды будет играть роль в генезисе копинг стратегий лишь в случае его пролонгированного характера. Причем влияние его на особенности копинг–поведения будет опосредовано внутренними особенностями индивида (в частности, рассмотренными выше), которые разовьются под влиянием этого воздействия.

По мнению некоторых авторов, копинг стратегии возникают в фрустрирующих ситуациях, закрепляются в арсенале поведения при повторении сходных ситуаций, актуализируются в них и обеспечивают адаптацию личности [29].

Специфические ситуации, способствующие образованию и актуализации копинг стратегий, Л.Р. Гребенников относит к разряду экзистенциально значимых для личности, эксквизитных (термин введен Ф.В. Бассиным, [5, С.4; 10, С.24]). Это такие ситуации, в которых противоречие, как определенный момент развития, предельно обострен и требует своего снятия, а характер разрешения противоречия определяет направление в развитии личности. Эксквизитные ситуации характеризуются рядом признаков:

• наличием стимула, несущего угрозу, и другого стимула (внешнего или внутреннего), препятствующего спонтанному реагированию на первый;

• наличием нервно-психического напряжения, качество и интенсивность которого зависят от выраженной потребности в разрешении противоречия, особенностей ситуации, свойств личности и текущего состояния, опыта разрешения подобных ситуаций;

• возможностью освоения новых форм регуляции и новых уровней взаимодействия со средой.

Для обозначения всего класса дестабилизирующих воздействий среды Р. Плутчик заимствует термин у Э. Фромма и говорит о гетерономном воздействии, в котором видит угрозу составляющим позитивного образа “Я”. Поскольку в первую очередь гетерономное воздействие связано с ограничением спонтанного поведения и естественных желаний ребенка (будь то агрессивная попытка или желание быть любимым), становятся очевидными как неизбежность этого вмешательства, особенно в раннем детстве, так и тот факт, что основную роль в его организации играет семья.

Основной набор копинг стратегии образовывается в детстве. Их индивидуальное сочетание зависит от тех конкретных обстоятельств жизни, с которыми встречается ребенок, от многих факторов внутрисемейной ситуации, отношений ребенка с родителями, от демонстрируемых ими паттернов копинг–поведения. При том можно вычленить два взгляда на онтогенез копинг стратегий через призму детско-родительского взаимодействия.

Во-первых, копинг–поведение может рассматриваться как результат негативного воздействия со стороны родителей. Во-вторых, – как результат усвоения демонстрируемых родителями образцов копинг–поведения; подкрепляемых ими форм этого поведения.

Роль воспитателя (мамы, папы, бабушки и т.д.) осваиваются людьми с разной степенью успешности. Ошибки и просчеты в процессе воспитания ребенка совершает любой родитель. Вопрос лишь в масштабе этих ошибок. Многочисленные, разной степени выраженности, формы негативного воздействия родителей на детей описаны в популярной литературе, научных исследованиях и клинических наблюдениях.

В данном случае под негативным влиянием понимается такое поведение родителей по отношению к своим детям, которое можно охарактеризовать как неадекватное, чрезмерное, неэффективное и которое с большой долей вероятности может привести к нарушениям в развитии и социальной адаптации ребенка. Семья выступает воспитательным посредником между ребенком и обществом и предъявляет ребенку в процессе воспитания определенную модель социальных отношений. Чем ближе эта модель к реальным отношениям в обществе, тем с большей уверенностью мы можем ожидать формирование индивидуальной поведенческой нормы в виде социально одобряемого поведения, характерного для большинства людей. И напротив, всевозможные отклонения и крайности в родительских установках и адаптация ребенка к сильному гетерономному воздействию – с помощью очень негативных и малоэффективных копинг стратегий – приводит в новом социальном контексте к девиациям поведения и другим проявления социально-психической дезадаптации [32, с. 87].

Большая роль родителей в формировании личности и поведения состоит еще и в том, что они выступают в роли моделей, поведение которых имитируется детьми в раннем и дошкольном детстве, принимается за образец в школьном возрасте. Поэтому благодаря не всегда осознаваемому стремлению быть похожими на своих родителей (тенденции идентификации с родителем своего пола) дети перенимают поведенческие привычки и автоматизмы родителей. Также усваиваются и родительские формы противостояния жизненным трудностям – их копинг стратегии.

Помимо того, что родители выступают примером – образцом копинг–поведения, они также выступают в роли невольных учителей для своих детей. Своими поступками они, так или иначе, подкрепляют (поощряют) одни копинг стратегии и наказывают их за проявления других копинг стратегий. Это приводит к формированю индивидуального набора копинг стратегий личности, повышает вероятность использования ею одобряемых родителями форм поведения.

С возрастом, роль родителей в формировании личности и особенностей поведения ребенка ослабевает. В подростковом возрасте в связи с процессами сепарации от взрослых все большую роль в формировании копинг стратегий поведения приобретают сверстники в виде рефернтной группы.

Особенности подростковой культуры складываются в результате многочисленных экспериментов подростков по поиску себя. Микрогруппа выступает своего рода испытательным полигоном, где одни формы копинг–поведения подкрепляются в виде авторитета, уважения и т.д., а другие наказываются, например, исключением из группы, отчуждением.

Семейные отношения и семейные ценности являются важным фактором развития личности во всех этносах. Личность, описываемая как этнокультурный конструкт, созидается в процессе социализации ребенка в микрокультурном контексте семьи, отражающем макрокультуру этноса.