М. Н. Катков - лидер консервативной журналистики второй половины 19 в. (“Русский вестник”, “Московские ведомости”).

Михаил Никифорович Катков (1818–1887), русский общественный деятель, консервативный мыслитель. Родился в Москве в семье чиновника. Окончил с отличием словесное отделение философского факультета Московского университета. В студенческие годы был участником кружка Н.В.Станкевича, пережил увлечение гегельянством. К эстетике Гегеля он обращается в своих первых литературно-критических публикациях (например, в предисловии и комментариях к собственному переводу работы Г.Ретшера «О философской критике художественных произведений». В 1839 Катков переезжает в Петербург и сотрудничает в «Отечественных записках». В его статьях этого периода заметно влияние гегелевской эстетики (в частности, в наиболее значительной из них: «Сочинения в стихах и прозе графини С.Ф.Толстой». В 1840 Катков отправляется в Европу с целью завершения образования. В течение полутора лет слушал лекции в Берлинском университете и, по собственному признанию, испытал влияние «философии откровения» Шеллинга, с которым был знаком лично. В 1842 в «Отечественных записках» была опубликована статья Каткова «Первая лекция Шеллинга в Берлине».

В 1845 Катков защитил магистерскую диссертацию «Об элементах и формах славяно-русского языка». В 1845–1849 работал на кафедре философии Московского университета, читал лекции по философии. С 1951 – редактор университетской газеты «Московские ведомости». В 1851 и 1853 опубликовал «Очерки древнейшего периода греческой философии», задуманные в качестве докторской диссертации. В «Очерках он стремился представить раннюю греческую мысль целостной системой, содержащей в себе «возможность всего будущего обособления и разнообразия». В 1856 Катков стал редактором «Русского вестника». Приняв участие в спорах о «пушкинском» и «гоголевском» направлении в русской литературе, Катков (в программной статье Пушкин, 1856) настаивал на познавательной функции искусства («поэзия... есть познающая мысль») и характеризовал Пушкина как «поэта мгновения».

В 1859 Катков посетил Англию. В этой стране он видел наилучший в Европе образец сочетания консервативных и прогрессистских элементов, считал английское право классическим институтом, который необходимо изучать наряду с правом римским и применять в российской общественной жизни. В своей консервативно-либеральной публицистике Катков, отстаивая принцип «постепенности» любых преобразований, выступал за отмену крепостного права, за судебную реформу и гласность. После польского восстания (1863) консервативно-охранительные элементы его позиции усиливаются. В 1870–1880-е годы Катков – последовательный противник и критик не только российского радикализма (особенно после убийства Александра II в 1881), но и любых проявлений либерализма в общественной и политической жизни. Во время поездки в Англию встречался с А. И. Герценом. В 1860-е годы стал чрезвычайно влиятельным публицистом и политиком. Был инициатором реформ в сфере просвещения, в частности, нацеленных на утверждение так называемого «классического» образования (с преподаванием древних языков и главным образом гуманитарных предметов). Статский советник (1856), тайный советник (1882). Пользовался покровительством императора Александра II и влиянием в правительственных кругах. По мере того, как возрастает страх К. перед новыми революционными силами, он защищает Российскую Империю - мощное, неделимое государство. Волей-неволей К. пришлось поддерживать и самодержавие, императорскую власть, без которой империя не могла бы существовать. В статье “К какой партии мы принадлежим” К. доказывает внепартийность своей позиции, своих представлений о природе государства, утверждая, что в России может существовать только царская власть и никакая другая. Царь для К. - символ Российской державы. Только царская власть, по мнению К., может подняться над всеми разнонаправленными интересами, которые существуют в обществе. Но К. считал, что для того, чтобы защищать власть, нужна свобода печати. Во имя защиты власти он не боялся даже критиковать саму власть, например, в одной из статей упрекнул власть в недостаточно жестком и последовательном отношении к нигилистам. В своих статьях он упрекал в приверженности к полякам министра народного просвещения Головнина, МВД Валуева - и император снял их с должностей. К К. в Москву приезжали на поклон министры - боялись его. Креатура К. в чиновничьих кругах - М. Н. Муравьев, которого К. использовал. Он настаивал, чтобы Муравьева сделали виленским генерал-губернатором. Муравьев проводил в жизнь идеи публицистики К.