Классификация нарушителей информационной системы, их мотивация.
Преступления, в том числе и компьютерные, совершаются людьми. В этом смысле вопросы безопасности автоматизированных систем есть суть вопросы человеческих отношений и человеческого поведения. Пользователи системы и ее персонал, с одной стороны, являются составной частью, необходимым элементом АС. С другой стороны, они же являются основной причиной и движущей силой нарушений и преступлений.
Нарушитель - это лицо, предпринявшее попытку выполнения запрещенных операций (действий) по ошибке, незнанию или осознанно со злым умыслом (из корыстных интересов) или без такового (ради игры или удовольствия, с целью самоутверждения и т.п.) и использующее для этого различные возможности, методы и средства
Злоумышленником будем называть нарушителя, намеренно идущего на нарушение из корыстных побуждений.
По отношению к АС нарушители могут быть внутренними (из числа персонала и пользователей системы) или внешними (посторонними лицами). Внутренним нарушителем может быть лицо из следующих категорий сотрудников:
• конечные пользователи (операторы) системы;
• персонал, обслуживающий технические средства (инженеры, техники);
• сотрудники отделов разработки и сопровождения ПО (прикладные и системные программисты);
• сотрудники службы безопасности АС;
• руководители различных уровней.
Посторонние лица, которые могут быть нарушителями:
• технический персонал, обслуживающий здания (уборщики, электрики, сантехники и другие сотрудники, имеющие доступ в здания и помещения, где расположены компоненты АС);
• клиенты (представители организаций, граждане);
• посетители (приглашенные по какому-либо поводу);
• представители организаций, взаимодействующих по вопросам обеспечения жизнедеятельности организации (энерго-, водо-, теплоснабжения и т.п.);
• представители конкурирующих организаций (иностранных спецслужб) или лица, действующие по их заданию;
• лица, случайно или умышленно нарушившие пропускной режим (без цели нарушить безопасность АС);
• любые лица за пределами контролируемой территории.
Можно выделить несколько основных мотивов нарушений:
• безответственность;
• самоутверждение;
• вандализм;
• принуждение;
• месть;
• корыстный интерес;
• идейные соображения.
При нарушениях, вызванных безответственностью, пользователь производит какие-либо разрушающие действия, не связанные, тем не менее, со злым умыслом. В большинстве случаев это следствие некомпетентности или небрежности.
Некоторые пользователи считают получение доступа к системным наборам данных крупным успехом, затевая своего рода игру "пользователь - против системы" ради самоутверждения либо в собственных глазах, либо в глазах коллег.
Нарушение безопасности АС может быть связано с принуждением (шантаж), местью, идейными соображениями или корыстными интересами пользователя системы. В этом случае он будет целенаправленно пытаться преодолеть систему зашиты для доступа к хранимой, передаваемой и обрабатываемой информации и другим ресурсам АС.
По уровню знаний об АС нарушителей можно классифицировать следующим образом:
• знает функциональные особенности АС, основные закономерности формирования в ней массивов данных и потоков запросов к ним, умеет пользоваться штатными средствами;
• обладает высоким уровнем знаний и опытом работы с техническими средствами системы и их обслуживания;
• обладает высоким уровнем знаний в области программирования и вычислительной техники, проектирования и эксплуатации автоматизированных информационных систем;-
• знает структуру, функции и механизм действия средств защиты, их сильные и слабые стороны.
По уровню возможностей (используемым методам и средствам):
• применяющий только агентурные методы получения сведений;
• применяющий пассивные средства (технические средства перехвата без модификации компонентов системы);
• использующий только штатные средства и недостатки систем защиты для ее преодоления (несанкционированные действия с использованием разрешенных средств), а также компактные магнитные носители информации, которые могут быть скрытно пронесены через посты охраны;
• применяющий методы и средства активного воздействия (модификация и подключение дополнительных технических средств, подключение к каналам передачи данных, внедрение программных закладок и использование специальных инструментальных и технологических программ).
По времени действия:
• в процессе функционирования АС (во время работы компонентов
системы);
• в период неактивности компонентов системы (в нерабочее время, во время плановых перерывов в ее работе, перерывов для обслуживания и ремонта и т.п.);
• как в процессе функционирования АС, так и в период неактивности компонентов системы.
По месту действия:
• без доступа на контролируемую территорию организации;
• с контролируемой территории без доступа в здания и сооружения;
• внутри помещений, но без доступа к техническим средствам АС;
• с рабочих мест конечных пользователей (операторов) АС;
• с доступом в зону данных (серверов баз данных, архивов и т.п.);
• с доступом в зону управления средствами обеспечения безопасности АС.
Могут учитываться следующие ограничения и предположения о характере действий возможных нарушителей:
• работа по подбору кадров и специальные мероприятия затрудняют возможность создания коалиций нарушителей, т.е. объединения (сговора) и целенаправленных действий по преодолению подсистемы защиты двух и более нарушителей;
• нарушитель, планируя попытки несанкционированные действия (НСД), скрывает свои действия от других сотрудников.
НСД может быть следствием ошибок пользователей, администраторов, эксплуатирующего и обслуживающего персонала, а также недостатков принятой технологии обработки информации и т.д. Защищать компоненты АС необходимо от всех видов воздействий: стихийных бедствий и аварий, сбоев и отказов технических средств, ошибок персонала и пользователей, ошибок в программах и от преднамеренных и непреднамеренных угроз.