Естественные монополии, их преимущества, недостатки
Монополия - фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).
Естествен монополия - ситуация на рынке, при к\т предприятие является монополистом в силу географических, геополитических, природно-климатических условий.
К отраслям естественной монополии во многих странах относят большинство видов деятельности, продукция которых является «предметом общественного пользования», — коммуникации, линии электропередач, нефте- и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация и др. К сферам деятельности субъектов естественных монополий относят такие виды деятельности: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Еще одной особенностью естественных монополий является существование очень высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя (значительны постоянные затраты). Для данных видов деятельности размер эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок к 100% от объема внутреннего потребления данных благ.
Плюсы и минусы естественной монополии
Плюсы:
• возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции;
• возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне;
• возможность использования достижений научно-технического прогресса;
• возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги;
• возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации;
• внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволит сократить потери, связанные с риском и неопределенностью.
Минусы:
• возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя;
• возможность блокировать технический прогресс;
• возможность «экономить» за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг;
• возможность принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм.