Система приемов самостоятельной работы с географической картой на уроке в школе для умственно отсталых детей.

Система приемов предопределена содержанием программы для у.о. Программа требует сформировать систему работы с картой:

Сначала вводятся базовые приемы (прием декодирования; прием определения направлений по карте) и приемы описания объектов. Прием наложения карт вводятся на 2ой год обучения географии при изучении природных зон России. Базовые приемы используются в качестве помощи, необходимые как для описания, так и для наложения карт.

1.базовые:

1)декодирование условных знаков карты.

Для того, чтобы прочесть карту ты должен:

-найти на карте условный знак, например реки;

-покажи, какие объекты на карте обозначены этим знаком (все реки);

-найди условный знак в легенде карты;

-найди, что этим знаком обозначается на карте;

-прочти, как называется любой объект, обозначенный этим знаком).

2)прием определения направлений на карте\по карте.

-найти на карте (исток, устье);

-соедини их линией параллельной ближайшей выделенной (С-Ю, З-В);

-с какой из линий (С-Ю, З-В) совпадает нарисованная тобой линия;

-в каком направлении нужно (ехать), простирается (течет), чтобы попасть из точки А в точку В

3)прием определения расстояния по карте при помощи масштаба карты ( расстояние определяем на местности).

-найди на карте объекты, R м/д которыми необходимо измерить;

-соедини их линией;

-прочти масштаб карты (сколько км в 1 см);

-значение масштаба (сколько км) запиши на листе;

-линейкой измерь расстояние м/д точками …. в см.;

-результаты измерения запиши рядом или под значением масштаба;

-перемножь два полученных числа; -каково R в км м/д точками.

2. приемы описания объектов по карте:

- прием описания реки; океана; материка; любого географического комплекса.

3. прием наложения карт.

- Характеристика по картам отдельных элементов природы, населения и хозяйства, а затем и к характеристика географических объектов и и территорий в целом. Использование карт разного содержания, но с 1 объектом. Эти приемы реализуются в старших кл. Суть: поочередное описание одного и того же объекта по картам разного содержания. Этот прием реализуется с целью установления причинно-следственных связей между отдельными элементами природы, отсутствующих на единичной\тематической карте.