Роль географической пропедевтики в усвоении систематических знаний по географии.
Большое значение для усвоения географических знаний и развития У.О. детей имеет пропедевтика обучения географии. На уроках развития речи в младших классах у учащихся формируются умения внимательно рассмотреть рисунок в учебнике, спланировать и установить последовательность своих действий при выполнении простейших самостоятельных работ, прививаются навыки рисования и лепки.
Личный опыт, элементарные знания географических понятий и представлений оказываются у У.О. учеников на очень низком уровне. Поэтому подготовка к систематическому изучению географии, проводимая в младших классах должна носить действенный, практический характер. Если учащиеся в процессе практических занятий, наблюдений на экскурсиях овладели в основном жизненно необходимой пространственной ориентировкой, то у них легче сформировать и более отвлеченные пространственные представления: о вращении Земли вокруг Солнца, о том, почему в разных тепловых поясах солнечные лучи по-разному согревают Землю. Если дети в младших кл. уяснят особенности рельефа земной поверхности в ближайшем окружении, то в дальнейшем им легче будет представить себе рельеф отдаленных географических областей и т.п.
В качестве пропедевтики обучения географии в 1-4 кл. используются предметные уроки. Они направлены на:
-расширение и углубление знаний об окружающем мире;
-развитие абстрактного (и логического) мышления;
-подготовку к овладению основного курса географии.
Формы проведения предметного урока:
-ознакомление с трудом людей;
-наблюдения за природой;
-ведение календаря природы и т.д.