Место объяснения и рассказа в обучении географии умственно отсталых детей.
Рассказ - форма изложения учебного материала, представляющая собой словесное описание событий, фактов, процессов, явлений в природе и обществе, в жизни отдельного человека или группы людей.
Рассказ применяется при объяснении нового материала. При помощи рассказа учитель знакомит детей с предметами и явлениями как возможными, так и недоступными непосредственному наблюдению. Интересность и содержательность географического рассказа будит мысль УО ребенка, Развивает его воображение, прививает интерес к географии. Включение в урок чтения художественных рассказов, различных описаний способствует лучшему осмысливанию школьниками изучаемого материала и тем самым развивает внимание.
Небольшой по объему красочный рассказ учителя является важнейшим источником знаний учащихся, средством формирования у них географических образов.
Рассказ учителя географии всегда сопровождается различными наглядными пособиями и самостоятельными работами учеников.
Рассказ широко применяется в тех случаях, когда изучаемый материал мало знаком учащимся. Он должен быть прост и понятен, ярок, красочен, эмоционален и последователен. В рассказе могут описываться предметы и явления природы. В этом случае применяется рассказ - описание.
Иногда необходим рассказ - повествование, который ведется от имени очевидца (участника какого-либо открытия, путешественника).
Интересным является рассказ - путешествие. Этот тип рассказа переносит учащихся в соответствующую обстановку. Дети воображают себя в роли путешественников и, сидя в классе, переживают описанные события, как будто сами являются их участниками. Это придает восприятию учащихся особую эмоциональность.
При изучении некоторых тем программы (явления природы на Земле, ветер, дождь, гроза) целесообразным оказывается рассказ – рассуждение, когда возникает необходимость анализировать изучаемые явления.
Рассказ может занимать на уроке самостоятельное место, а м.б. включен в процесс объяснения.
Объяснение учителя имеет главным образом характер доказательства. В отличии от рассказа главное в объяснении - не перечисление признаков и cвойств объектов и явлений, а вскрытие их сущности, взаимосвязей, причин.
Может быть 2 основных варианта построения объяснения:
В 1 случае учитель начинает изложение сообщением фактических данных, затем объясняет их и делает выводы,
в другом - он дает сначала общие положения, а затем приводит иллюстрированные их примеры и соответственно частные объяснения. Рассказывая или объясняя, учитель по ходу урока постоянно обращается к классу с вопросами по содержанию излагаемого материала. Это имеет большое значение как с точки зрения концентрации внимания учащихся, так и с точки зрения активации их работы на уроке.
+синев 41-43