Особенности подготовки к изданию учебной книги

Важнейшее требование, предъявляемое к учебной литературе, которое должен учитывать в своей работе редактор, состоит в том, чтобы изложение материала было рассчитано на читателя определенного возраста, определенного уровня развития. Редактор должен представлять себе того школьника, студента, для которых он готовит книгу. Очень важным требованием, предъявляемым к учебной литературе, является научность. Научность, как известно, предполагает изложение данной дисциплины в свете новейших достижений науки, на основе достоверных фактов, правильное объяснение самих фактов и связей между ними. Особенно внимательно следует относиться к определениям и формулировкам — они должны быть просты, понятны, но строго научны. В учебной литературе для старших классов общеобразовательных школ, а также для средних специальных заведений по таким дисциплинам, как биология, физика, химия, следует показывать изучаемые явления в их историческом развитии. Очень полезно, где это возможно, рассказать о перспективах развития науки, о проблемах, над разрешением которых работают отечественные и зарубежные ученые. Изучение предмета надо связывать с практикой. Это не только расширит кругозор школьников и студентов, но и вызовет интерес к предмету, даст толчок творческой мысли. Внимание построению учебной книги, ее композиции. Правильное методическое построение учебной книги способствует развитию мышления и памяти школьников и студентов, помогает им усваивать и запоминать основные положения предмета. Под композицией учебной книги понимается (с внешней стороны) разбивка материала на главы, параграфы (статьи) небольшого объема, которые было бы удобно читать. К элементам композиции относятся также рисунки, карты, схемы, таблицы-, помогающие усваивать содержание, лучше запоминать материал. В каждой учебной книге, с которой начинаются занятия по новому предмету, полезно давать введение. Педагогический опыт показывает: чем яснее цель и значение того предмета, которым учащемуся, студенту предстоит заниматься, тем с большим интересом они будут работать и легче усваивать основы науки. Во введении полезно в увлекательной форме рассказать, чем занимается данная наука, как применяются ее выводы в повседневной жизни. Разбивка содержания на разделы, главы, параграфы вызывается необходимостью разграничить части логически и по существу. Если в разделе содержится несколько тем, освещающих один вопрос, то в каждой главе раздела должна быть разработана только одна тема программы. В тех случаях, когда отдельные части программы по данному предмету представляются автору неправильно или нечетко разработанными, он может, в соответствии с требованиями логики, предлагать отсхупления от программы как в расположении материала, так иногда даже и в объеме тех или других его частей. Важную роль в учебной книге играют иллюстрации, поясняющие текст, которые, кроме того, имеют познавательное и воспитательное значение. При подборе рисунков важно обращать внимание, чтобы на них было изображено все то, о чем говорится в тексте, чтобы все элементы были хорошо видны. Если содержание рисунка объяснено в тексте, то под рисунком можно дать только подпись-название, если же автор ограничивается ссылкой на рисунок – подпись должна быть подробной.

За чистоту, ясность, точность, выразительность, правильность языка редакторы борются во всех видах литературы. Не выпускать книг, написанных серым, скучным языком, бороться со штампами, канцелярщиной, с вульгаризмами — важнейшая задача каждого редактора. В то же время, как указывалось выше, редактор всегда должен ясно представлять себе уровень развития и подготовки будущего читателя. Таковы в самой общей форме те требования к языку, которым должна удовлетворять любая книга. Но к языку учебной литературы и в частности к языку учебника для средней школы следует подходить с особенной требовательностью, потому что школьник не просто читает книгу, а в течение многих лет перенимает язык учебника, с его помощью обогащает свой лексикон, учится писать и говорить по учебнику.