Иван Федоров – издатель, редактор, печатник в России
Сведения о И.Ф очень скудные. одно из основных направлений современного кн-я.ем кн-го дела с целью обеспечения макс-го удовлетворения многИзвестно лишь из послесловия к Апостолу, что он был дьяконом церкви Николы Гостунского в Московском Кремле. Он в совершенстве владел всеми типографскими специальностями, был гравером, наборщиком, сам изготавливал шрифты. Он считал книгопечатание «делом богоизбранным». Книги, изданные им, будучи в основном духовн содержания (за исключением Львовской азбуки) предст. собой явления оригинальные. Прежде всего это касалось их внешнего вида, окованные золотом и серебром они напоминали скорее сундуки. Но у книг духовного содержания было еще одно назначение – это были книги-учебники. «Апостол»(1564), Новый Завет(1570), Острожская библия – книги относительно небольшого формата с мелким изящным шрифтом. Предисловия и послесловия Федорова сообщают ценные сведения о том, как готовились издания, какой цели д. б. служить. Уже само название «Евангелие учительное» содержит упоминание о ред. работе Ф. Предисловие сообщает, что, опасаясь ошибок, эта книга была напечатана так, какой она была написана в древности, потому что она каждому доступна, и понять ее не трудно и чтение ее полезно. В послесловии Ф. Просит читателей извинить ему ошибки. Лингвисты, изучая работу Ф. над текстом «Апостола», сделали интересные выводы. Сличая текст Федорова с 41 рукописным списком, было установлено, что Ф. критически подходил к ним. В печ. тексте было сделано много исправлений, внесены слова, не встречавшиеся в списках, исключены устаревшие выражения и обороты, изменена орфография, делаются упрощенные заключения, язык очищен от архаизмов, что делает книги приближенной к читателю, доступной более широкому кругу людей. Сложность редактирования заключалась в том, что каноничность, святость книги надлежало сохранить, иначе народ не поверил бы ей. Анализ таких изменений дает основание уже с 1ой русской печ. книги включить в ред. обязанности работу непосредственно над текстом.
Единственные документы, из которых мы узнаем о деятельности Ивана Федорова в Москве, - послесловия к московскому и львовскому изданиям Апостола - первой русской печатной датированной книги. Апостол печатался целый год-с 19 апреля 1563 г. по 1 марта 1564 г. Последняя дата отмечается как начало книгопечатания на Руси. В 1565 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили два издания Часовника. Учебный характер и небольшой формат Часовника объясняют исключительную редкость этого издания. Вскоре после издания Часовника Иван Федоров и Петр Мстиславец вынуждены были покинуть Москву. Известно, что Иван Федоров подвергался в Москве гонениям за свою деятельность
ИФ заболел и 5 (15) декабря 1583 г. скончался.
Иван Федоров сыграл в истории русской книги выдающуюся роль. Его печатный станок служил просвещению русского народа. Деятельность Ивана Федорова носила глубоко патриотический и в широком смысле слова просветительный характер. Насаждая книгопечатание в Москве, Белоруссии и на Украине, Иван Федоров внес неоценимый вклад в развитие культуры и общественной жизни братских славянских народов, содействовал их сближению, национальной независимости. Присущие книгоиздательской деятельности Федорова черты высокой гражданственности и просветительства стали отличительными чертами передового русского книгопечатания и книгоиздательского дела, бережно, сохранившего и приумножившего славные традиции великого русского первопечатника.