Особенности государственного устройства в Российской Федерации.
Согласно Конституции 1993 г., Россия - федеративное государство, в состав которого входят как национальные, так и территориальные образования.
Как федерация, Россия характеризуется следующими признаками:
- территория России складывается из территорий субъектов федерации и федеральной территории;
- наряду с Конституцией РФ на ее территории действуют Конституции республик, а также Уставы иных субъектов федерации;
- в России две параллельных системы – федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации; две системы государственных органов законодательной и исполнительной власти;
- субъекты РФ не являются суверенными государствами и не имеют права выхода из состава РФ;
- существует исключительная компетенция федерации, субъектов федерации и вопросы совместного ведения.
Как федерация, Россия строится на следующих принципах:
1.Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации, которая обеспечивается:
- отсутствием права выхода субъектов из состава РФ;
- единым и равным гражданством
- обладанием гражданами на всей территории РФ равными правами и обязанностями
- верховенством Конституции РФ на территории России
- распространением суверенитета РФ на всю ее территорию
- единым на всей территории государственным языком;
- единой государственной символикой;
- наличием единой денежной единицы - рубля.
2.Равноправие субъектов.Все субъекты Федерации на равных основаниях формируют верхнюю палату Парламента России - Совет Федерации, в который входят по одному представителю от законодательной и исполнительной власти всех субъектов федерации.
Республики, края, области и иные субъекты федерации могут заключать договоры как с федерацией, так и с другими субъектами федерации.
3.Строительство и развитие Российской Федерации на двух равнозначных основах: национально-территориальной и территориальной. Национально-территориальными образованиями являются республики, автономные округа и автономная область. Территориальными – края, области, города федерального значения.
4.Разграничение предметов ведения и полномочий. Данный принцип раскрывается в ряде статей Конституции РФ предусматривающих предметы:
1) исключительного ведения РФ (ст.71);
2) совместного ведения (ст.72);
3) исключительного ведения субъектов федерации (ст.73).
Разграничение предметов ведения и полномочий предусматривается также Федеративным и иными договорами (ст.11).