Ячейки типа «формула»

Формула (арифметическое выражение) используется для выполнения операций над содержимым ячеек. Формула содержит указание для Excel, какие вычисления должны быть выполнены. Формула может содержать числа, адреса ячеек, встроенные функции, скобки. При этом отображаемое в ячейке значение будет являться результатом таких вычислений.

Далее набирается арифметическое выражение с учетом приоритета выполняемых операций:

Ø вычисление внутри скобок;

Ø вычисление функций;

Ø умножение, деление;

Ø сложение, вычитание.

Задание 2.5. Выполните следующие операции:

Ø введите формулу в ячейку A5: А5 =3,55+2,3; (здесь и в дальнейшем эта запись означает, что в ячейку А5 вводится формула =3,55+2,3);

Ø введите в ячейки А1 и С5 какие либо числа;

Ø введите формулу А7=А1+С5; адрес ячейки можно включать в формулу одним щелчком мыши по этой ячейке;

Ø измените содержимое ячеек А1 и С5 и проанализируйте результат в ячейке А7;

Ø поочередно активизируйте ячейки А1, А5, А7 и обратите внимание на содержимое этих ячеек в строке формул.

Задание 2.6. Используя относительные и абсолютные ссылки, произведите арифметические операции над массивами данных.

Разобьем это задание на несколько более мелких заданий, выполняя их последовательно друг за другом.

Задание 2.6.а). Подготовьте таблицу по аналогии с рис.4 из 2-х столбцов (Х и У), числовые значения можно ввести с помощью автозаполнения.

Рис.4. Расчетная схема задания 2.6.

Задание 2.6.б). В столбце С вычислите сумму соответствующих элементов столбцов A и В.

Порядок выполнения.

Ø введите формулу С4=А4+В4,

Ø скопируйте формулу вниз до конца таблицы, используя маркер заполнения.

Проанализируйте результаты копирования формулы; посмотрите, как выглядит формула, например в ячейках С5 или С7.

Задание 2.6.в). Элементы полученного столбца умножьте на постоянное число (х+у)*a.

Порядок выполнения.

Ø Введите в ячейку В1 текст «а=», а в ячейку В2 = 2 (где будет храниться значение а),

Ø введите формулу D4=C4*$В$2,

Ø cкопируйте формулу вниз до конца таблицы, используя маркер заполнения.

Проанализируйте результаты копирования; посмотрите как выглядит формула, например, в ячейках D5 или D7.

Задание 2.6.г). Найдите максимальный и минимальный элементы последнего столбца (D) и сумму элементов этого столбца.

Используйте для этого автосуммирование и Мастер функций.

Мастер функций. При записи формулы обращение к встроенной (стандартной) функции можно написать вручную или с помощью Мастера функций.

Мастера - это встроенные инструменты (программы) Microsoft Excel, призванные помогать при составлении формул, построении диаграмм или сводных таблиц.

Мастер функций можно вызвать с помощью пиктограммы

Окно Мастера функций приведено на рис.5. Мастер функций имеет два окна (два шага). На первом шаге выбирается категория (например, математические, статистические, дата и время и т.д.) и необходимая функция из этой категории. Например: категория статистические, функции МАКС или МИН.

После выбора функции и нажатия клавиши ОК на экране появляется второе окно (второй шаг). В этом окне необходимо ввести параметры функции и нажать клавишу ОК.

Рис.5. Окно Мастера функций.

Полное описание всех функций имеется в справочной системе Excel.

Стандартная функция СУММ имеет формат:

СУММ(<число1>;<число2>;…)

Функция возвращает сумму чисел, входящих в список параметров.

Если в суммируемом блоке ячеек имеются ячейки с нечисловыми данными, они воспринимаются как нули.

Функцию суммирования можно ввести и с помощью пиктограммы Автосуммирования S.

Функция СУММ() удобна, если слагаемых много и они находятся в смежных ячейках.

Для нахождения минимального и максимального элементов воспользуйтель пиктограммой Автосуммирования - S: Главная/Редактирование  

Задание 2.6.д). Вставьте строку в таблицу и оцените, как изменится общая сумма.

Однако, здесь имеются две неприятности. Вставка строки над областью суммирования и над строкой, содержащей сумму, не изменит значения функции СУММ().

Этого можно избежать, если в область суммирования включить заголовок столбца (ячейка нечислового типа), а непосредственно над строкой, где формируется сумма, оставить пустую строку, как это показано на рис.2.3.

Тема 3. Диаграммы

Диаграммы(от греч. diagramma изображение, рисунок, чертеж) являются средством наглядного представления данных и облегчают выполнение сравнений, выявление закономерностей и тенденций данных. Диаграммы существенно информативнее чисел, так как они обеспечивают визуальное представление данных.

С помощью Excel на рабочих листах можно создавать всевозможные графики и диаграммы. Диаграммы можно создавать как на одном рабочем листе с данными (внедренная диаграмма), так и на отдельном листе рабочей книги (лист диаграммы). Внедренные диаграммы могут быть связанны с данными других рабочих листов.

MS Office Excel является хорошим инструментом для построения всевозможных графиков и диаграмм, наглядно отображающих содержащиеся в таблице данные. В MS Office Excel можно создавать диаграммы различного типа: гистограммы, линейчатые диаграммы, графики, круговые диаграммы, точечные диаграммы, диаграмма Ганта, лепестковые диаграммы, и др.

Для этого предусмотрены целая группа инструментов и возможностей располагающаяся на вкладке диаграммы.

 

 

При построении диаграммы используют следующие понятия: ряд данных, категории, легенда.

Ряд данных - это наборы значений, отображаемых на диаграмме. Каждому ряду данных на диаграмме соответствует отдельный цвет или способ обозначения, указанный на легенде диаграммы. Диаграммы всех типов, кроме круговой, могут содержать несколько рядов данных.

Категории - (аргументы функции на оси Х) служат для упорядочения значений в рядах данных.

Легенда - это условные обозначения значений различных рядов данных на диаграмме. Она представляет собой рамку, в которой определяются узоры или цвета рядов или категорий данных на диаграмме.

Рассмотрим использование одной из часто втречаюшихся диаграмм – Точечная. Точечная диаграмма (XY– точечная) отображает взаимосвязь между числовыми значениями в нескольких рядах в координатах XY. При подготовке данных в первом ряду помещаются значения аргумента (ось X), во втором (и последующих рядах) – значения функции (функций), соответствующие значениям аргумента из первого ряда данных и откладываемых по оси Y.

Задание 3.1. Протабулируйте на отрезке[-5,4] функцию

и постройте ее график, используя Мастер диаграмм.

Рекомендации к выполнению задания.

Построение графика функции в Excel напоминает построение графика функции по точкам. Сначала постройте таблицу значений функций для равноудаленных точек отрезка [-5,4] (рис.6). Эта операция называется табулированием. Для этого проделайте следующие операции:

Ø Для заполнения столбца А:

Введите в ячейки

А12 =D6 (первоначально значение х = значению начала отрезка - a);

А13 =А12+$D$9 (вычисляется следующее значение х; в ячейке D9 хранится значение шага табулирования - h);

Выделите ячейку А13 и скопируйте ее вниз до получения в столбце А значения конца отрезка – b);

Ø для вычисления значений функции в равноудаленных точках отрезка используйте логическую функцию ЕСЛИ.

Формат функции: ЕСЛИ (<условие>; <результат, если <условие>=True>; <результат, если<условие>=False>)

Для заполнения столбца В введите формулу B12 = ЕСЛИ(A12>1; 3*Ln(A12); 2*(A12-1)^2), а далее скопируйте ее вниз до конца таблицы.

Рис.6. Построение графика функции.

Этапы построения Точечной диаграммы:

Для построения Точечной диаграммы необходимо ввести данные на листе рабочей книги MS Excel.

Выделите данные (ячейки A12:В22), которые нужно показать на Точечной диаграмме.

С помощью Вкладка Вставка/Диаграмма выбрать нужную позицию (а именно Точечную).

Если щелкнуть по диаграмме, то в ленте меню откроется Работа с диаграммами.

Тип диаграммы; макеты диаграмм, стили диаграмм, расположение диаграммможно изменить с помощью вкладки Конструктор.

С помощью вкладки Макет можно изменять: название подписи (диаграммы, осей, легенду, подписи данных), оси и др.

С помощью вкладки Формат можно изменять: область диаграмм, стили фигур, стили WordArt и др.

Добавьте заголовок диаграммы, измените подписи осей, добавьте легенду, введите подписи данных и пр.

Задания и методические указания для выполнения лабораторных работ.

Задания выполняются строго по вариантам, которые приведены в приложении.

Форма отчетности. Для получения зачета по каждой лабораторной работе студенту необходимо подготовить и защитить отчет. Для этого необходимо подготовить лист Excel, содержащий:

Ø тему лабораторной работы, фамилию, имя; код группы;

Ø расчетные схемы;

Ø диаграммы;

Ø основные формулы,

Ø контрольный пример.