Цвет в городской среде

Творческий замысел архитектора не должен ограничиваться объемно-пространственной формой застройки. Большое значение имеют цветовое решение и обработка поверхности как отдельных зданий, так и их ансамблей.

В исторических городах ансамблевое единство обеспечивалось в значительной мере способом строительства и выбором строительных материалов.

Красный кирпич, камень природных месторождений, фахверковая конструкция в средневековой Европе определяли общую картину, в которую вписывались отдельные детали и декоративные приемы, которые, несмотря на пеструю картину, создавали единый колорит города, района, села. Значение общественных зданий подчеркивалось не только выбором редкого и дорогого камня, изысканной деталировкой, но и уникальной покраской фасадов. Известен прием «типовой покраски» рядовых зданий в предустановленные цвета для выделения наиболее значительного здания, например, дворца или храма, не только формой, но и цветом.

Периоды однотонной и полихромной покраски основной массы городской среды неоднократно сменяли друг друга. Например, серый цвет преобладал в эпоху классицизма, а с приходом экспрессионизма в архитектуру в начале XX века в покраске городов стали доминировать яркие краски.

В настоящее время, с появлением новых красителей и приемов отделки, роль цвета в архитектуре еще больше повысилась.

При застройке новых жилых районов особые требования предъявляются к продуманности общего колористического решения и к выбору цветовых акцентов. Следует учитывать множество факторов, включая природные условия, сложившиеся традиции, общий цветовой колорит местности, а также преобладающие цвета костюмов людей, транспортных средств, городской рекламы. При реконструкции исторических центров ставится задача восстановления оригинальной цветовой гаммы.