За единицу мощности стационарной сети принимается количество пролеченных больных
Определение плановой мощности стационара (М)
М = М пр. x Фк : средний койко/день
где: М пр. – проектная мощность больницы
Фк - функция койки
Например, проектная мощность больницы 100 коек, функция койки – 340 дней в году, средняя длительность лечения – 10 к/д
М=100*340:10 = 3400 пациентов в год
Также можно рассчитать предстоящий объем медицинской помощи по каждому отделению ЛПУ
Определение плановой мощности дневного стационара
Коечная мощность и профиль дневного стационара определяются руководителем ЛПУ, в составе которого он создан, по согласованию с соответствующим органом управления здравоохранением, с учетом имеющейся инфраструктуры здравоохранения, а также заболеваемости населения.
За единицу мощности сети дневного стационара принимается один пациенто-день.
К.м.н. Авдеева М.В.
Сущность социологического подхода к анализу здоровья. Становление и развитие социологического изучения здоровья. Социальные детерминанты здоровья. Особенности медико-социологических исследований, как отдельной области социологии
История развития социологии здоровья в России
Социологическая парадигма изучения здоровья в отечественной науке является существенно менее развитой, чем за рубежом.
Примеры собственно социологического анализа здоровья наблюдаются с 1970-1980-х гг.
Социальные аспекты здоровья в России традиционно изучались медициной, социальной гигиеной, медицинской демографией, психологией и пр.
История развития социологии здоровья в России
В России впервые уделили внимание проблеме здоровья обычных людей – крепостных крестьян М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев.
Изучение здоровья по показателям заболеваемости и смертности началось почти сто лет назад в процессе сплошного обследования сначала в Московской губернии, а затем по всей стране силами земских санитарных статистиков.
История развития социологии здоровья в России
Помимо медицинской статистики земские врачи впервые актуализировали вопрос о влиянии социальных условий жизни на формирование и развитие заболеваний.
Так, в 1872 году съезд земских врачей Тверской губернии вынес постановление: «Деятельность земского врача может принести полную и существенную пользу только при обширном знакомстве его со всеми сторонами народной жизни:
- он должен быть знаком с условиями местности своего участка,
- с гигиенической обстановкой местных жителей.
Только при таком всестороннем знакомстве с народной жизнью, ему сделаются вполне ясны причины многих болезней, господствующих в той или другой местности».
История развития социологии здоровья в России
В первые послереволюционные и далее, в 1920-1930-е гг., изучение заболеваемости стало проводиться более дифференцированно: по отдельным профессиональным группам, регионам и наиболее распространенным заболеваниям с использованием выборочных методов.
Началось систематическое изучение структуры причин смертности и факторов отдельных заболеваний.
Позже это позволило продолжить и развернуть исследования в различных направлениях: коммунальной гигиены, географической медицины, социологии медицины, медицинской демографии и др.
История развития социологии здоровья в России
Особое место в советской социологической науке занимала разработка категорий «образ жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «здоровый образ жизни» как характеристик сферы жизнедеятельности и системы факторов, обусловливающих здоровье.
В 1980-х гг. В. Ивановым и В. Лупандиным дается первое определение социологии здоровья.
По мнению Е. Дмитриевой, процесс развития социологии здоровья включает следующие этапы:
Первый этап (середина XIX – начало XX вв.) – зарождение социологии здоровья, когда специальные социологические работы еще не публикуются, а осмысливаются лишь отдельные моменты данной проблематики.
Второй этап (1920-1940е гг.) – период формирования социологии здоровья. Это время характеризуется интенсивными прикладными исследованиями, разработкой инструментария для их проведения, а также апробацией категориально-понятийного аппарата.
процесс развития социологии здоровья включает следующие этапы:
Третий этап (1950-1960е гг.) – период становления. Происходят отделение исследований от социальной гигиены и их интеграция в социологию, формируется предметное поле социологии здоровья.
Четвертый этап (1970-1980е гг.) – период развития социологии здоровья как самостоятельной дисциплины. Уточняются объект и предмет социологии здоровья, осуществляется переход от медицины как объекта исследования к собственно здоровью и здравоохранению как самостоятельным объектам.
процесс развития социологии здоровья включает следующие этапы:
Пятый этап – современный этап развития социологии здоровья, расширение предметной области путем включения в нее вопросов продвижения здоровья, превентивного поведения, коммуникации по поводу здоровья.
внимание социолога применительно к здоровью должно быть сконцентрировано на:
− социально-обусловленных факторах, определяющих физическое и психическое здоровье индивида, социальной группы, общества в целом; самосохранительном поведении и здоровом образе жизни;
− отношении к здоровью человека и общества; здоровье как социальной ценности; образах здоровья, характерных для культур различных обществ;
− общих и специфических социальных условиях, т.е. макро- и микросреде формирования индивидуального и общественного здоровья;
внимание социолога применительно к здоровью должно быть сконцентрировано на:
− взаимосвязях и взаимодействии человека с социальной средой по поводу здоровья;
− связи социальной стратификации и здоровья населения, тенденциях социальных неравенств в здоровье;
– болезни как состоянии, препятствующем реализации психической, физиологической, репродуктивной и социальной жизнедеятельности индивида;
внимание социолога применительно к здоровью должно быть сконцентрировано на:
− социальном здоровье как показателе социального благополучия индивида, мере адаптированности и социальной активности индивида в обществе;
− здравоохранении как социальной системе и социальном институте.
Социология здоровья - наука о взаимодействии между обществом и здоровьем, объектом которой выступает прямое и обратное влияние социальной жизни на заболеваемость и смертность.
Социальными факторами следует считать все условия, порождаемые совместной деятельностью людей как членов общества и повышающие/снижающие вероятность наступления некого негативного/позитивного события.
Социальные факторы риска могут проявляться на различных уровнях (в соответствии с уровнями существования социального).
уровни проявления социальных факторов риска:
На микроуровне социальными факторами риска здоровью будут выступать поведенческие особенности индивида, сформированные под влиянием ценностей и норм, усвоенных в процессе его интеграции в социальные структуры общества.
На институциональном уровне – специфика функционирования социальных институтов, их существующие явные и латентные эу- и дисфункции.
На социетальном уровне – социальное расслоение, особенности социально-экономической и социально-политической подсистем общества.
Механизмы воздействия социальных факторов риска на здоровье:
Какие-то из социальных факторов напрямую определяют вероятность наступления благоприятного/нежелательного события (прямые факторы устойчивости/риска) – курение, злоупотребление алкоголя, употребление наркотиков, стресс,
Какие-то – косвенно влияют на возникновение положительных/негативных последствий, опосредованно выступая условиями формирования факторов риска/антириска – уровень образования, уровень доходов, условия проживания.
Социальные детерминанты здоровья
Всемирная организация здравоохранения определяет социальные детерминанты здоровья как «условия, в которых люди:
рождаются,
растут,
живут,
работают,
стареют, включая системы здравоохранения».
Социальные факторы (факторы риска/антириска), формирующие здоровье, представляют собой относительно близкие причины изменения состояния здоровья человека.
Факторы риска ухудшения здоровья можно разделить на несколько подгрупп.
Первая подгруппа отражает особенности медицинского поведения индивида. К факторам риска ухудшения здоровья, входящим в данную группу, относятся несвоевременное обращение к врачу, невыполнение рекомендаций врача и «недолечивание», самолечение, игнорирование профилактических осмотров, злоупотребление лекарствами и фармакофобия.
Вторая подгруппа связана с гигиеническим поведением индивида и включает такие факторы риска, как несоблюдение правил личной и бытовой гигиены (мытье тела, чистка одежды, уборка помещений), небезопасное сексуальное поведение, игнорирование средств защиты от внешних угроз (например, отказ от марлевой повязки или респиратора).
В третью подгруппу входят факторы риска, связанные с двигательной активностью человека.
Четвертая подгруппа факторов риска касается различных аспектов питания. Сюда следует отнести нарушение режима питания, несбалансированность питания, нарушение энергетического равновесия, а также злоупотребление диетами и пренебрежение требованиями безопасности в отношении продуктов питания.
В пятую подгруппу входят факторы риска, связанные с режимом и ритмом жизни. Это нарушения режима сна и бодрствования, режима дня, а также нарушения режима труда и отдыха как в узком (чередование периодов работы и перерывов на отдых в течение рабочего дня или смены), так и в широком (сочетание рабочих и выходных дней, длительность и регулярность отпуска) смысле.
Шестая подгруппа факторов лежит в области стрессозащитного поведения индивида. Сюда входит отсутствие навыков сопротивления действию стрессоров, игнорирование профилактики стрессов, пренебрежение доступными методами нейтрализации стрессов.
Седьмая подгруппа, последняя, подгруппа факторов риска затрагивает область девиантного поведения. К данной подгруппе относятся такие факторы риска, как курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков и токсикомания.
Модель влияния социальных факторов на здоровье
Социология здоровья – это отраслевая социологическая дисциплина, объектом изучения которой является здоровье и отношение к здоровью как социокультурные феномены, а предметом изучения – социальные условия и детерминанты здоровья, социальные механизмы формирования, сохранения и укрепления здоровья на индивидуальном и популяционном уровне, а также социальные интеракции по поводу здоровья, реализуемые индивидами и социальными группами
Проблемы, изучаемые наукой о социологии здоровья:
социологические аспекты умирания и смерти;
проблемы заботы о здоровье, медикализации и фармакологизации повседневной жизни;
социальные факторы эпидемий и пандемий;
социальные проблемы распространения ВИЧ и СПИДа;
социальные аспекты биоэтики;
анализ стигмы и дискриминации, связанных со здоровьем;
социальные аспекты психического здоровья и психической патологии;
эмоции и здоровье.
Соотношение социологии здоровья и других социологических дисциплин
Социология досуга
Одной из ключевых категорий социологии досуга является категория «рекреация» (восстановление).
Понятие рекреации формируется на основе междисциплинарного подхода, с привлечением методологии социологии здоровья, геронтологии, социологии труда, спорта и досуга.
Исследования таких проблем, как физическая рекреация в сфере досуга человека, стратегии и возможности реализации оздоровительного досуга, оздоровительный туризм, особенности рекреационной деятельности различных социальных групп не могут строиться без привлечения понятийного аппарата, подходов и методов социологии здоровья.
Социология труда
Проблематика, являющаяся смежной для социологии здоровья и социологии труда, затрагивает как общие вопросы состояния и охраны здоровья работающих граждан, так и более частные вопросы безопасности труда, реализации предприятиями политики в области сохранения и укрепления здоровья работников (health management), влияния профессии, образа жизни, обусловленного профессией, на здоровье человека.
Социология семьи
Семья, являясь одним из важнейших социальных институтов, формирующих как здоровье индивида, так и отношение к нему, закономерно попадает в предметное поле социологии здоровья.
Пограничными (для социологии здоровья и социологии семьи) темами для изучения являются роль семьи в формировании здоровья ребенка, семейный образ жизни как детерминанта здоровья, роль семейного воспитания в формировании здорового образа жизни и др.
Гендерная социология
Здоровье и здравоохранение в гендерном измерении – популярная тема для исследований, как в рамках социологии здоровья, так и в рамках гендерной социологии. На стыке данных отраслевых социологических дисциплин изучаются проблемы гендерного равенства в сфере охраны здоровья, гендерных различий в показателях здоровья, репродуктивного здоровья мужчин и женщин, демографической политики и пр.
Связь социологии здоровья с другими науками
Помимо указанных социологических дисциплин социология здоровья тесно связана с социологией спорта и физической культуры, социологией возраста, социологией девиантного поведения. Есть общее исследовательское поле у социологии здоровья и социологии молодежи, социологии управления, социологии культуры и др.
Соотношение социологии здоровья и социологии медицины как общего и частного
социология медицины концентрирует свое внимание лишь на вопросах охраны здоровья, а также проблемах функционирования социальных институтов, призванных обеспечить удовлетворение данной общественной потребности.
Измерениями медицины как социального института выступают:
ценности медицины (цели, принципы, кодексы), степень их согласованности с ценностями общества;
структура и функции медицины;
формы ее внутриинституциальной организации;
символы медицины; статусы и роли (врачи, пациенты, государство и др.) и регуляция отношений между ними – правовая, этическая и т.д.;
система профессиональной стратификации: определение статуса медицинских специальностей и профессий в системе профессиональной стратификации общества;
исследование организации внутрипрофессионального неравенства;
система профессионального образования и профессионального отбора.
Социология здравоохранения изучает деятельность здравоохранения, как части социальной сферы общества, связанной с воспроизводством реальной повседневной жизни людей, развитием и самоосуществлением социальных субъектов. Основные ее измерения следующие:
Основные измерения социологии здравоохранения следующие:
Условия сохранения здоровья и медицинского обслуживания;
Доступность благоприятных для здоровья форм жизнедеятельности и медицинской помощи;
Гражданские права и гарантии на получение медицинской помощи и проживание в безопасной для здоровья среде обитания;
Возможность выбора медицинских услуг и благоприятных для здоровья способов поведения и форм жизнедеятельности;
Возможность развития ресурса здоровья как составляющей жизненного ресурса: в сфере образования, физической культуры, права, медицинского обслуживания и т.д. в соответствии с социальным статусом и статусом здоровья;
Способы регулирования, социального контроля здравоохранения и медицинского обслуживания со стороны гражданского общества, государства и личности;
Степень ответственности социальных субъектов за сохранение здоровья;
Социальное неравенство (условий и возможностей) в вопросах охраны здоровья и медицинского обслуживания;
Социальные интересы, потребности, ожидания, мотивы и стимулы социальных субъектов (индивидов и групп) в сфере здравоохранения.
Факторы, влияющие на здоровье человека по ВОЗ
Проведение медико-социологического исследования позволяет:
Осуществлять разработку и внедрение системы мероприятий, обеспечивающих выявление приоритетных направлений профилактики заболеваний среди населения;
Проводить комплексную оценку динамики состояния здоровья населения с учетом изменяющихся условий жизни;
Прогнозировать изменения состояния здоровья населения при принятии решений на государственном уровне.
Выделяют два типа медико-социологического исследования:
теоретико-прикладные: они призваны содействовать решению медико-социальных проблем посредством разработки новых подходов к их изучению, интерпретации, более глубокому и всестороннему объяснению;
прикладные: они направлены на практическое решение медико-социальных проблем.
Теоретико-методологические основы медико-социологических исследований. ПОДГОТОВКА К проведению эмпирического медико-социологического исследования
Социологические исследования могут проводиться по:
По инициативе и на средства самого исследователя (скажем, при его работе над диссертацией);
По плану работы социологических служб предприятий, управленческих структур, банков, политических партий и иных организаций, имеющих в своем штате социологов;
По плану деятельности социологических лабораторий, кафедр, факультетов университетов, финансируемой из государственного бюджета;
Заказу руководителей организаций, не имеющих своих социологических служб, или частных лиц.
Настоящее социологическое исследование по любой теме начинается с разработки его программы и проводится в полном соответствии с положениями, зафиксированными в ней.
Исследовательская программа – это научный документ, отвечающий ряду необходимых требований, все части которого связаны в единое целое.
Этапы составления программы медико-социологического исследования включает:
Постановку проблемы
Определение объекта и предмета исследования
Описание целей и задач исследования
Интерпретацию основных понятий
Формулировку рабочих гипотез
Разработку стратегического плана исследования
Описание методов сбора данных
Описание схемы анализа данных
Существует три основных класса методов сбора социологической информации:
Прямое наблюдение
Анализ документов
Опросы, которые делятся на два подкласса:
а) интервью
б) анкетный опрос
Под наблюдением в социологии подразумевается прямая регистрация событий очевидцем.
Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке.
Опрос - почти универсальный метод, так как при соблюдении надлежащих предосторожностей позволяет получить не менее надежную информацию, чем при исследовании документов или наблюдении.
Искусство использования этого метода
состоит в том, чтобы знать:
о чем спрашивать
как спрашивать
какие задавать вопросы
как убедиться в том, что можно верить, полученным ответам.
Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы.
Важным моментом подготовки исследования и сбора информации является разработка инструментария:
анкет,
бланков-интервью,
учетных карточек,
дневниковых наблюдений и т.п.
Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса - анкетирование.
Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).
Классификация вопросов
Типы вопросов в социологии:
Открытые: "Ваш возраст?"
Закрытые: "Ваш пол?" а) мужской б) женский
Полузакрытые: "Ваша профессия?" а) столяр б) слесарь в) социолог г) предприниматель д) что еще, напишите________________
Прямые: "Нравится ли Вам работа?" а) да б) нет
Косвенные: "Нравится ли работа Вашим коллегам?"
Прожективные: "Если бы Вы уехали в командировку за рубеж на 2-3 года, по возвращении вернулись бы на нынешнюю Вашу работу?"
Личные: "Вы удовлетворены оплатой труда?"
Безличные: "Ваши коллеги удовлетворены оплатой труда?"
Вопросы-диалоги: "В газетах пишут, что темпы инфляции снижаются. Вы согласны с этим высказыванием?«
В целом методы социологического исследования могут быть разделены на сплошные и не сплошные.
Сплошное статистическое наблюдение предполагает полный охват объекта исследования, всех его элементов без исключения.
Выборочное статистическое наблюдение предполагает частичный охват объекта исследования, обладающего всеми признаками генеральной совокупности наблюдений.
Наиболее часто в социологии используются три метода не сплошного наблюдения:
Монографический - наряду с фиксацией статистических данных предполагает крайне детальное качественное описание массовых явлений.
Метод основного массива - изучается большая часть объекта социологического исследования или его важнейшие элементы. Этот метод находит применение, например, в некоторых социологических исследованиях, проводимых с помощью контент-анализа или метода экспертных оценок.
Выборочный – часть объектов генеральной совокупности, выступающих в качестве объектов наблюдения
Ошибка репрезентативности
Ошибки часто возникают тех случаях, когда в выборочную совокупность преимущественно попадают представители одинаковых социальных групп.
Так, почтовые анкеты чаще заполняют лица с более высоким уровнем образования, причем мужчины чаще, чем женщины, пенсионеры чаще, чем работающие и т. д.
Поэтому социолог самое пристальное внимание должен уделять анализу возможностей возникновения ошибок смещения в выборочных социологических исследованиях.
В формировании выборочной совокупности важную роль играет определение ее объема и обеспечение репрезентативности.
Выборка в определенном смысле должна быть моделью генеральной совокупности, что и позволяет на ее основе оценивать характеристики этой совокупности.
Основа выборки
Для организации простых схем отбора (простой случайной, систематической или серийной выборок) необходима информация обо всех элементах генеральной совокупности или хотя бы их перечень.
Основой выборки называют перечень элементов генеральной совокупности, если он удовлетворяет требованиям полноты, точности, адекватности, удобства работы с ним, отсутствия дублирования единиц наблюдения.
Основой могут служить алфавитные списки сотрудников учреждения, номера пропусков, по которым можно идентифицировать определенные единицы, и т. п.
Полнота выборки
Под полнотой подразумевается представленность всех единиц данной генеральной совокупности в основе выборки. Если некоторые единицы, которые по предположению должны быть в списке, не зарегистрированы в нем, то список является неполным.
Неполнота основы выборки приводит к серьезным ошибкам в том случае если не включенные в выборочную совокупность единицы наблюдения имеют существенные особенности и их достаточно много.
Отсутствие дублирования
Если некоторые единицы наблюдения генеральной совокупности будут включены в основу выборки более чем один раз, то они могут повторяться и в выборке (например, в том случае, когда человек переезжает из одного района в другой и включается в новый список раньше, чем исключается из старого).
Точность
Информация о каждой единице отбора должна быть точной.
Основа выборки не должна содержать несуществующих единиц.
Подобные неточности встречаются в избирательных списках, когда отсутствуют вновь прибывшие в данный населенный пункт, или остаются лица, изменившие свое местожительство, умершие, жильцы снесенных домов и т. п.
Адекватность
Основа выборки, адекватная для решения одних задач, может быть неадекватной для других.
Например, полный список работников промышленного предприятия может быть хорошей основой для формирования выборочной совокупности при исследовании проблем удовлетворенности трудом работников данного предприятия, уровня их социальной активности и т. д.
Но если изучается удовлетворенность трудом или социальная активность и т. д. не всех работников предприятия, а только молодёжи; то этот полный, список может послужить лишь для формирования новой основы выборки — списка молодежи.
После формирования основы социологической выборки легко реализовать процедуру отбора
Типами выборки называются основные разновидности статистической выборки: случайная (вероятностная) и неслучайная (невероятностная).
Выборка называется случайной, если при извлечении выборки объема n все возможные комбинации из n элементов, которые могут быть получены из генеральной совокупности объема N, имеют равную вероятность быть извлеченными.
Есть несколько методов извлечения случайной выборочной совокупности
простой случайный отбор, простой отбор с помощью регулярной процедуры (синонимы - систематическая случайная выборка, систематический случайный отбор, механический отбор)
серийная выборка (синонимы - гнездовая)
стратифицированный отбор (синонимы – расслоенный, типический, районированный)
комбинированный отбор (синоним - ступенчатый)
многофазовый отбор
Простой случайный отбор (simple random sampling, или SRS).
Производится с помощью жеребьевки, таблицы (либо генератора) случайных чисел. Главный принцип – случайность, т.е. все единицы генеральной совокупности имеют равную вероятность попасть в выборочную совокупность.
Принцип жеребьевки. Каждый элемент генеральной совокупности заносится на бумажку (это могут быть фамилии, адреса, просто номера (в этом случае выпавшие номера ставят в соответствие с людьми в списках) и т.д.), затем бумажки помещаются в барабан, перемешиваются и не глядя вытаскиваются.
Принцип таблицы случайных чисел. Начиная с любого места таблицы, берем четыре следующих друг за другом числа. Эти числа и будут номерами людей в списке, которых следует отобрать в выборку (числа, превышающие численность генеральной совокупности, опускаются).
Принцип генератора случайных чисел. Это то же самое, что и таблицы случайных чисел, только числа вырабатываются компьютером (для этого существует специальная программа).
Пример решения Задачи:
Из совокупности заранее пронумерованных 300 единиц необходимо выбрать 7 единиц наблюдения.
Способ формирования выборки:
Поскольку N= 300 — трехзначное число, а в табл. 1 даны пятизначные числа, будем использовать только три последних цифры каждого числа.
Начиная с первого числа, двигаясь по строке, получим первый номер 97. Числа более 300 пропускаем и, продолжая этот процесс далее, получим ряд чисел: 296, 209, 13, 157, 147, 32. Это и есть номера единиц наблюдения, попавших в формируемую выборку.
Простой отбор с помощью регулярной процедуры (Систематическая случайная выборка systematic sampling)
Осуществляется с помощью механической составляющей (например, даты, дня недели, номера квартиры, буквы алфавита и др.) и полученные таким способом выборки называются механическими.
Подбирается подходящая основа выборки.
Элементы нумеруются от 1 до N (размера выборки).
Определяется шаг выборки:
Выбирается случайное число r на интервале от 1 до i.
В выборку включаются элементы с номерами r, r + i, r + 2i, r + 3i, ..., (n - 1) i. Если это дроби, они округляются до ближайшего целого числа.
Пример решения Задачи:
1, 3, 6, 7, 16, 19, 23, 27, 38,39, 43,49, 59, 60, 65, 67, 71, 75, 79, 90, 91, 95, 96, 98, 100
N=25
Нужно выбрать 5 единиц
i=25:5=5
1, 3, 6, 7, 16, 19, 23, 27, 38,39, 43,49, 59, 60, 65, 67, 71, 75, 79, 90, 91, 95, 96, 98, 100
Выборка: 16, 39, 65, 90, 100
Метод стратификации (stratified sampling). «Страта» — это социальная, возрастная или иная группа, буквально «слой»
Последовательность стратификационного случайного отбора:
Подбирается подходящая основа выборки.
Определяется доля генеральной совокупности f, включенная в выборку: f = объем выборки (и) / объем целевой совокупности (N).
Подбирается одна или несколько переменных стратификации и выбирается число страт Н (пол, возраст, социальное положение).
Исследуемая совокупность разделяется на Н страт так, что каждый элемент входит в одну и только одну страту в зависимости от значений параметров стратификации.
Элементы, входящие в каждую страту, нумеруются от 1 до Nh, где Nh - число элементов исследуемой совокупности в страте.
На основе пропорционального или непропорционального отбора определяется размер выборки, извлекаемой из каждой страты nh.
В каждой страте извлекается простая случайная выборка размером nh.
Пример решения Задачи:
Определяется доля генеральной совокупности f, включенная в выборку: f = объем выборки / объем целевой совокупности (N).
5-10% от 5 млн. жителей СПб = 250 тыс.
Делим по стратам в соответствии с возрастом.
До 14 лет 15-50 лет старше 50 лет
Из каждой страты отбирается определённый процент (5-10%) единиц отбора, «объем выборки из страты пропорционален размеру страты в генеральной совокупности».
Подготовка исполнителей
Требования к исполнителям социологических исследований:
Техническая грамотность к наблюдателям (анкетерам, интервьюерам).
Знания (социологии, психологии).
Осведомленность в области наблюдаемых явлений.
Эрудиция.
Наблюдательность.
Гибкость ума.
Аккуратность, пунктуальность.
Общительность.
Умение говорить.
Умение слушать.
Сдержанность.
Самоконтроль.
Способность адаптации.
Стереотипность.
Измерение в социологическом исследовании, принципы конструирование измерительных шкал
Измерением в социологической науке называется любое социологическое исследование, так как его задачей является отбор, изучение, представление социальных фактов, явлений, процессов, их наиболее точное описание с использованием математического аппарата.
Шкала – некая система показателей, присваеваемых изучаемому объекту, т. е. это переменная с вариантами ответов.
Шкалирование – это поиск соответствующего измерителя свойств объекта (вида и типа шкалы). Данная процедура включает в себя всю совокупность правил, методов, технологических приемов, позволяющих строить шкалы различного типа, изменять их.
Классификация шкал
Виды шкал – вербальные (словесные), числовые (в баллах), графические (изобразительные). Например, вербальная шкала – уровень квалификации: – высокий (разряды 5–6); – средний (разряды 3–4); – низкий.
Типы шкал – по своему содержанию и предназначению выделяют в основном следующие типы шкал: номинальную, порядковую, интервальную, шкалу отношений.
Номинальная шкала. Эти шкалы только классифицируют, «категоризируют» объекты на классы (по полу, региону проживания, национальности, роду занятий, уровню образования и т. д.) с целью отличия одного социального объекта от другого, то есть выявление непересекающихся классов - каждый класс соответствует определенной позиции на шкале.
Пример, вопрос: «Ваше семейное положение?». Варианты ответов для мужчин: холостой - 1, женатый - 2, разведенный - 3, вдовец - 4. Варианты ответов для женщин: не замужем - 1, замужем - 2, разведена - 3, вдова - 4.
Порядковая (ранговая) шкала - это шкала с помощью которой измеряют интенсивность оценок каких-то свойств, суждений, событий, степени согласия – несогласия с предложенными утверждениями, степени удовлетворенности – неудовлетворенности какими-то действиями или условиями обитания, работы.
Например, вопрос: «Ваше отношение к коллективному отдыху?».
Варианты ответов:
- Мне нравится отдыхать коллективом;
- Предпочитаю отдыхать один;
- Предпочитаю незнакомую компанию;
- Другое, напишите свой ответ и т.п.
Пример конструкции парных порядковых шкал
Интервальная шкала (Метрическая шкала) это шкала соответствия социальных свойств равенства или неравенства и пропорций внутри них с соответствующими числовыми отношениями.
Измеряет в интервальных значениях возраст (младенчество 0-1 года, ранний возраст 1-3 лет, дошкольный возраст 3-7 лет, младший школьный возраст 7-12 лет, подростковый возраст 12-15 лет, ранняя юность от 15 лет), доход (низкий, средний, высокий, очень высокий), цену (высокая, низкая, средняя), стаж (маленький 0-3 лет, средний 3-10 лет, большой 15 лет и выше).
Шкала отношений (Абсолютная). Сюда относят шкалу денег (доход, зарплата, цена) и возраста, стажа работы.
Кроме того, в социологии шкалы отношений используются в виде естественных (готовых) метрик для таких, например, свойств, как длина (расстояние), уровень доходов, размер жилья и т.п. Однако в чистом виде они используются чрезвычайно редко. Как правило, они переводятся в форму интервальной шкалы.