Общая характеристика системы подготовки спортсменов

Анализируя те немногочисленные источники, дают нам основания говорить о системе подготовки и соревнований в Древней Греции, с удивлением обнаруживаешь, насколько велики были достижения древних греков в этой области. В поле зрения спортсменов, тренеров, врачей, массажистов, судей и организаторов соревнований самые разнообразные вопросы, относящиеся к подготовке и соревнованиям:

• отбор талантливых атлетов и организация их многолетнего совершенствования;

• обязательное рациональное построение подготовки течение 10 месяцев, предшествовавших Играм;

• целенаправленная 30-дневная Подготовка непосредственно в Олимпии перед Играми Олимпиады;

• рациональная система нагрузок в четырехдневных тетрадах (микроциклах);

• техника и тактика вида спорта и технико-тактическая подготовка;

• система физической подготовки атлетов;

• разнообразные вспомогательные средства, повышающие эффективность подготовки (отягощения для развития силы, мешки для тренировки в боксе и панкратионе, гири для тренировки в прыжках и т. п.);

• средства психологической подготовки, стимуляции работоспособности и восстановления;

• совершенствование правил соревнования, обеспечение объективности судейства, применение технических средств в процессе соревнований (достаточно сложные системы для старта в беге, сонных соревнованиях);

• совершенствование спортивного инвентаря (копье, диск, гири для прыжков, колесницы, перчатки для бокса и т. п.);

• обеспечение совместной работы спортсмена, тренера, врача и массажиста;

• стремление построить процесс подготовки и

соревнований, опираясь на знания в области анатомии, физиологии и психологии человека [2].

В каждом из этих направлений у древних греков существовали проблемы и устремления, близкие к тем, с которыми мы сталкиваемся в современном: спорте. Конечно, сегодня нельзя говорить о том, что умения и опыт в области подготовки и соревнований, применения средств восстановления и т. п., накопленные в Древней Греции, могут оказать какое-то влияние на современную систему подготовки и соревнований. Эти знания и опыт являются лишь еще одним подтверждением высочайшего уровня цивилизации, достигнутого Древней Грецией в те далекие времена.

Что же касается современной системы подготовки спортсменов, то ее предпосылки начали закладываться во второй половине XIX веке в связи с повышением популярности спорта.

В различных странах мира получают достаточно интенсивное развитие многие виды спорта, которые в дальнейшем были включены в программы Игр Олимпиад. Постоянно возрастающее количество соревнований требовало согласования правил и условия их проведения, совершенствования спортивных сооружений, оборудования и инвентаря, техники и тактики соревновательной борьбы, разработки и внедрения эффективных метопов подготовки.

В большинстве видов спорта подготовка велась спортсменами самостоятельно на основе собственного опыта и подражания известным спортсменам. Руководителями команд, как правило, были бывшие спортсмены, которые в основном занимались организационными вопросами. Специальные учебные заведения, в которых могли бы готовиться преподаватели физического воспитания и тренеры, создаваться эффективные методики, издаваться учебные пособия и т. п., отсутствовали.

Вполне естественно, что такое положение дел определило исключительно медленное развитие системы подготовки спортсменов во второй половине прошлого и начале нынешнего столетия. Вместе с тем в литературе тех лет можно найти множество интересных фактов, отражающих творческий подход спортсменов, тренеров, любителей спорта к построению спортивной подготовки. Бегуны и гребцы в своей подготовке многое позаимствовали из практики тренировки скаковых лошадей. Пловцы стремились к поиску более скоростных способов плавания на основе использования законов гидромеханики. Появление в конце прошлого века резиновых камер на велосипедах позволило резко увеличить объемы тренировочной работы, изменить правила и систему соревнований. Стремление усовершенствовать технику гребли за счет увеличения мощности гребков привело к появлению перемещающихся сидений [6].

Интенсивно совершенствовалась техника и тактика борьбы и бокса. Внедрение мягких боксерских перчаток, ковров в борьбе позволило существенно расширить технико-тактический арсенал спортсменов, сделать поединки более зрелищными и динамичными.

Совершенствование методики подготовки было тесно взаимосвязано с развитием материальной базы спорта. Появление велотреков с наклонной поверхностью привело к резкому повышению скорости за счет нейтрализации центробежных сил, существенно изменило технику, тактику и методику подготовки. Появление скоростных коньков с тонким лезвием позволило разработать эффективную технику старта и прохождения дистанции в конькобежном спорте.

Что же касается построения тренировки - динамики нагрузок, планирования программ тренировочных занятий, чередования нагрузок, применения специальных диет и т. п., то это направление развивалось в основном метолом проб и ошибок. Основные достижения в этой области были связаны с различными интерпретациями методики тренировки лошадей и удачными методическими решениями, свойственными подготовке отдельных выдающихся спортсменов. Однако в конце прошлого - начале нынешнего столетия в спорт все больше проникало осознание того, что высокие физические нагрузки, без которых невозможно достижение вершин спортивного мастерства, должны планироваться на основе биологических и медицинских знаний. Во многом этому способствовало и привлечение к работе со спортсменами врачей, которые изучали вопросы деятельности сердца и системы кровообращения, мышечного сокращения, усталости и ее влияния на результаты нервной регуляции движений и др.

Были изданы первые научно-практические труды, в которых сделаны попытки физиологического обоснования тренировки спортсменов, анализировались особенности деятельности системы дыхания, сердца и сосудов, мышечной деятельности, рекомендовались методы и средства развития двигательных качеств, преодоления усталости. В конце XIX в. появились серьезные работы по основам физического воспитания, среди которых выделялись труды П. Ф. Лесгафта (1837-1909) и Георга Демени (1850-1917) [1].

Одновременно развивалось педагогическое направление подготовки спортсменов. Разрабатывались методы и принципы обучения и тренировки. Стали формироваться целенаправленные тренировочные программы для спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта, теория подготовки разностороннего спортсмена, способного добиться высоких результатов в различных видах спорта. В результате большинство спортсменов стали сочетать занятия тяжелой атлетикой и борьбой, велосипедным и конькобежным спортом, легкой атлетикой и футболом и т. п. Для тех лет нередким было достижение одним спортсменом высоких результатов в двух, трех и даже четырех видах спорта.

Постепенно, по мере роста спортивных результатов, а также под влиянием опыта профессионального спорта, теория подготовки разностороннего спортсмена стала вытесняться дифференцированными системами подготовки спортсменов в различных видах спорта.

Мощным стимулом к развитию системы подготовки спортсменов явилось возрождение Игр Олимпиад, создание международных спортивных федераций по олимпийским видам спорта и распространение их деятельности на формирование системы соревнований, унификацию правил их проведения и требований к спортивным сооружениям и инвентарю.

Развитию знаний в области подготовки спортсменов значительное внимание уделял Международный олимпийский комитет, который на своих сессиях и конгрессах неоднократно рассматривал проблемы медико-биологического, спортивно-педагогического и психологического плана, связанные с интересами олимпийского спорта.

В результате была не только сформирована система соответствующих знаний, имевших как теоретическое, так и практическое значение, но и определены перспективы дальнейших исследований в сфере разработки медико-биологических основ спорта высших достижений. Эти возможности были очень широко использованы в 80-е и 90-е годы во многом благодаря интенсивному развитию электроники и появлению принципиально новых диагностических комплексов, позволивших интенсифицировать и объективизировать процесс научных исследований [5].

Следует отметить, что система теоретических знаний в области подготовки спортсменов высокого класса в 40-х - 70-х годах в основном развивалась в рамках общей теории и методики физического воспитания в качестве ее специализированного раздела. Однако интенсивное развитие олимпийского спорта после второй мировой войны, особенно после выхода на международную спортивную арену сборных команд СССР, рост спортивных результатов и конкуренции в большинстве олимпийских видов спорта предъявили новые, повышенные требования к эффективности системы подготовки и ее научному обоснованию.

Необходимость комплексного и всестороннего осмысления и обобщения полученных многообразных знаний требовала выделения новой научной и учебной дисциплины - общей теории и методики спортивной тренировки или, что несколько шире, спортивной подготовки. Специалисты в различных странах стали понимать, что без наличия теории, в которой был бы обобщен накопившийся практически необозримый материал социолого-психологического, спортивно-педагогического, медико-биологического порядка трудно было рассчитывать на дальнейшее принципиальное совершенствование системы подготовки спортсменов [2].

Развитию системы подготовки спортсменов в последние годы во многом способствовало расширение исследований в области спортивной биологии, особенно тех ее разделов, которые связаны со структурой мышечной ткани, особенностями регуляции и энергообеспечения мышечного сокращения, адаптацией различных функциональных систем к экстремальным условиям внешней среды. Эти данные в ряде случаев привели к принципиальной коррекции, а в отдельных случаях и к пересмотру ряда, казалось бы, устоявшихся закономерностей и принципов подготовки спортсменов.

Популярность спорта в современном мире постоянно возрастает, что проявляется в повышении внимания к развитию спорта в подавляющем большинстве стран мира. Следствие этого - увеличение числа соревнований по различным видам спорта, расширение программ Олимпийских игр, чемпионатов мира и других крупнейших соревнований, увеличение числа стран-участниц этих соревнований, организационное и методическое совершенствование систем подготовки спортсменов, бурное внедрение в спорт современных достижений науки и техники и т.д. Все это приводит к резкому повышению конкуренции в крупнейших соревнованиях, постоянному обновлению мировых достижений.

За последние несколько лет в различных видах спорта примерно в 1,5-2 раза возросло число стран, спортсмены которых реально претендуют на победу в крупнейших соревнованиях.

Представители стран Азии, Африки, Центральной и Южной Америки показывают высочайшие достижения в наиболее популярных видах спорта, стабильными и высокими результатами в которых традиционно отличались спортсмены стран Европы и США.

В основе этих достижений - постоянный творческий поиск специалистов различных стран в направлении совершенствования всех составляющих системы спортивной подготовки: ее организационных, материально-технических и особенно научно-методических основ [4].

Обобщая анализ практики подготовки спортсменов высокого класса в развитых в спортивном отношении странах, результаты многочисленных исследований в области теории и методики спортивной тренировки, проведенных в последние годы, можно охарактеризовать основные направления, которые обусловили прогресс спорта в мире. В организации спортивной подготовки в первую очередь следует выделить ряд положений, позволяющих подчинить материально-технические, кадровые, финансово-экономические и другие предпосылки реализации возможностей современной методики подготовки:

• органическую взаимосвязь организационно-методических основ подготовки в вышестоящих (сборные команды, спортивные центры) и нижестоящих (детско-юношеские спортивные школы и центры, школы-интернаты спортивного профиля) структурных компонентах системы спортивной подготовки в отношении ее целей, задач, кадрового, материально-технического, научно-методического обеспечения;

• обусловленность системы спортивной подготовки и соревнований, материальной и моральной стимуляции труда тренеров и организаторов необходимостью достижения высшего спортивного мастерства, эффективной подготовки спортивного резерва;

• создание организационных условий, обеспечивающих централизацию подготовки спортсменов, их постоянную конкуренцию в тренировочных занятиях и использование ее в качестве фактора повышения работоспособности, более полной мобилизации функциональных резервов организма и оптимизации адаптационных процессов;

• поощрение результатов альтернативных организационных и научно-методических подходов к системе подготовки спортсменов высокого класса.

Велико влияние на рост спортивных достижений совершенствования материально-технических основ тренировочной и соревновательной деятельности. Речь идет, в первую очередь, о современных спортивных базах, спортивном инвентаре, тренажерно-диагностическом оборудовании. Бурный прогресс достижений, отмечавшийся в последние годы в ряде видов спорта, в значительной (если не в решающей) мере определялся факторами материально-технического и научно-методического порядка.

Вполне естественно, что при всей важности для роста спортивных достижений организационных и материально-технических основ современной спортивной подготовки прогресс спорта, прежде всего, определяется совершенствованием системы спортивной тренировки в следующих основных направлениях.

Первое направление - резкий прирост объема тренировочной и соревновательной деятельности. Значения основных показателей, характеризующих эту сторону процесса спортивной тренировки, в первой половине 90-х годов вдвое, а в отдельных случаях и более, превысили данные 60-х годов. Особенно это коснулось объема соревновательной деятельности, которая в большинстве видов спорта возросла в несколько раз в связи с резким увеличением количества ответственных соревнований. Даже в тех видах спорта, которые было принято считать сезонными (велоспорт, конькобежный спорт, горнолыжный спорт, фигурное катание, футбол, хоккей и др.), в настоящее время организуется почти круглогодичная соревновательная деятельность.

Тенденция к дальнейшему увеличению объемов тренировочной работы сохраняется. В частности, многие специалисты различных стран рекомендуют в ближайшие годы увеличить объем работы, затрачиваемой на подготовку спортсменов высокого класса, до 1700-2000 ч в год при 340-360 днях занятий и соревнований (сейчас эти цифры обычно не превышают соответственно 1100-1400 и 300-320). Вместе с тем практика подготовки спортивных команд в различных странах показала, что это направление совершенствования спортивной тренировки во многих видах спорта и отдельных дисциплинах практически исчерпало свои возможности. Многие спортсмены и целые команды, излишне увеличившие объемы тренировочной работы, не достигли ожидаемых результатов; резко возросло число случаев перенапряжения функциональных систем организма и травматизма; сократились сроки выступления на уровне высших достижений в силу исключительно высоких физических и психических нагрузок, исчерпания адаптационных возможностей организма спортсменов. Чрезмерные величины объема работы вошли в противоречие с другими компонентами тренировочной нагрузки, отрицательно сказались на эффективности процесса специальной физической и технической подготовки спортсменов.

Второе направление - строгое соответствие системы тренировки спортсменов высокого класса со специфическими требованиями избранного для специализации вида спорта. Это выражается в резком увеличении объема вспомогательной и особенно специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы. Общая подготовка как неспецифическая в ее традиционном понимании перестала играть существенную роль в тренировке спортсменов высокого класса и используется преимущественно как средство активного отдыха.

Общая подготовка приобретает строго выраженный базовый характер, она становится тесно взаимосвязанной как по задачам, так и по содержанию с вспомогательной (полуспепиальной) и специальной подготовкой.

Даже на ранних этапах многолетнего совершенствования необходимо строгое увязывание средств и методов тренировки, соотношения работы различной направленности и т. д., требованиям планируемой в дальнейшем узкой специализации. Убедительно доказано, что выполнение спортсменами в детском и подростковом возрасте больших объемов общеподготовительной работы, не соответствующей требованиям будущей специализации, способно подавлять природные задатки юных спортсменов и лишать их возможности достижения выдающихся результатов.

Третье направление - максимальная ориентация на индивидуальные задатки и способности каждого конкретного спортсмена при выборе спортивной специализации, разработке всей системы многолетней подготовки, определении рациональной структуры соревновательной деятельности и т. п. Это требует значительного повышения внимания к отбору и ориентации спортсменов на всех этапах многолетнего совершенствования, разработке индивидуальных программ подготовки, умелого сочетания индивидуальной и групповой форм подготовки.

Четвертое направление - постоянное увеличение соревновательной практики как эффективного средства мобилизации функциональных ресурсов организма спортсменов, стимуляции адаптационных процессов и повышения на этой основе эффективности процесса подготовки. Проявляется это в увеличении числа соревновательных дней и продолжительности соревновательного периода, числа соревнований, стартов, игр, схваток и т. д.

Пятое направление - стремление к строго сбалансированной системе тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха, питания, средств восстановления, стимуляции работоспособности и мобилизации функциональных резервов. В настоящее время отмечаются излишнее увлечение тренировочными и соревновательными нагрузками, средствами стимуляции работоспособности и одновременно недооценка полноценного отдыха, питания, восстановительных мероприятий. Именно здесь, особенно в рациональном питании, строго увязанном не только со спецификой вида спорта в целом, но и направленностью нагрузок в каждом структурном образовании тренировочного процесса, таятся значительные резервы повышения его эффективности.

Шестое направление - увязывание системы подготовки к главным соревнованиям с географическими и климатическими условиями мест, в которых планируется их проведение. Следует постоянно иметь в виду, что проведение соревнований в условиях жаркого и холодного климата, среднегорья, при значительной смене часовых поясов способно самым существенным образом повлиять на уровень достижений спортсменов. Учет этих факторов в системе подготовки позволяет нейтрализовать их отрицательное действие, добиться достижения наивысших результатов сезона в непривычных климатических и географических условиях.

Седьмое направление - расширение нетрадиционных средств подготовки: использование приборов, оборудования и методических приемов, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организма спортсмена; применение тренажеров, обеспечивающих сопряженное совершенствование различных двигательных качеств (например, силы и гибкости), физическое и техническое совершенствование; проведение тренировки в условиях среднегорья и высокогорья, позволяющее интенсифицировать процессы адаптации к факторам тренировочного воздействия, повысить эффективность непосредственной подготовки к главным соревнованиям.

Восьмое направление - ориентация всей системы спортивной тренировки на достижение оптимальной структуры соревновательной деятельности. Это предусматривает не только совершенствование всех ее компонентов, значимых на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей, но и создание соответствующего функционального фундамента на ранних этапах многолетней подготовки. При этом необходимо учитывать, что в структуре соревновательной деятельности на уровне высшего спортивного мастерства значимыми часто оказываются компоненты, которые на ранних этапах в силу возрастных особенностей спортсменов и закономерностей становления спортивного мастерства не влияют существенно на уровень результата. Поэтому при создании функционального фундамента на этапах предварительной и специализированной базовой подготовки необходимо ориентироваться на те составляющие, которые обеспечивают успех на уровне высших спортивных достижений. Ошибки, допущенные в этом отношении, очень трудно компенсировать на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей.

Девятое направление - совершенствование системы управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности и подготовленности с учетом как общих закономерностей становления спортивного мастерства в конкретном виде спорта, так и индивидуальных возможностей спортсменов. Здесь предусматривается ориентация на групповые и индивидуальные модельные характеристики соревновательной деятельности и подготовленности, соответствующую систему подбора и планирования средств педагогического воздействия, контроля и коррекции тренировочного процесса [6].

Анализ показывает, что это направление, опирающееся на возможности современной диагностической и вычислительной техники, в настоящее время является одним из основных резервов совершенствования системы спортивной тренировки, так как позволяет создать необходимые условия для рационального управления состоянием спортсмена и протекания адаптационных изменений, обеспечивающих соответствие уровня подготовленности планируемой структуре соревновательной деятельности и заданному спортивному результату.

Десятое направление - динамичность системы подготовки, ее оперативная коррекция на основе постоянного изучения и учета как общих тенденций развития олимпийского спорта, так и особенностей развития конкретных видов спорта — изменение правил соревнований и условий их проведения, применение нового инвентаря и оборудования, расширение календаря и изменения значимости различных соревнований и т.п.

Так же, как и в любой другой целесообразной деятельности, первостепенное значение в деятельности тренера и спортсмена по развертыванию спортивной подготовки имеет четкое определение цели. Являясь заблаговременным предвидением результатов деятельности, цель предметно ориентирует на то, ради чего деятельность совершается. Вместе с тем, если цель ставится верно, то есть адекватно (вполне соответственно) объективным возможностям и закономерностям их реализации, содержательно конкретизируется и уточняется по ходу ее достижения, она приобретает значение важнейшего фактора, направляющего и регулирующего деятельность.

Итоговые и особенно промежуточные цели, выдвигаемые в процессе подготовки спортсмена, по своему внешнему выражению весьма конкретны, поскольку сфокусированы надостижении наглядных, всем очевидных, количественно оцениваемых спортивно-технических результатов. Но лишь к этому цели, достигаемые в результате многогранной и многолетней подготовки спортсмена, конечно, не сводятся. Они не замыкаются на чисто спортивных достижениях и у спортсменов, посвящающих значительную часть своей жизни спорту как основной сфере деятельности.

В основу реализуемых через достижение спортивных результатов целей закладывается, о чем уже говорилось, более глубокий смысл, который следует из жизненной позиции личности, обусловлен сознанием спортсмена своего предназначения, жизненных перспектив и социальными функциями спорта. В зависимости от коренных личностных потребностей, интересов и мотивов в их социальной обусловленности и складывается главное содержание целей, достигаемых в процессе спортивной подготовки и спортивной деятельности в целом.

В русле гуманно выдержанного спортивного движения наиболее важная с точки зрения широких социальных и личностных позиций общая цель состоит в том, чтобы посредством спортивной деятельности оптимально содействовать всестороннему физическому и духовному развитию индивида, формированию и совершенствованию его как социально ценной личности, полной реализации его достиженческих возможностей в избранной сфере. Эта общая фундаментальная цель осуществляется в процессе всей многолетней подготовительной и соревновательной деятельности спортсмена. Менее общие, относительно частные цели (цикловые, этапные, относящиеся к сериям занятий и отдельным занятиям) должны представлять собою конкретизацию общей цели применительно к реально складывающимся условиям ее реализации.

Поскольку общая фундаментальная цель конкретизируется в форме отдельных, ориентирующих на достижение того или иного спортивного результата, то последние, в принципе, не являются чем-то противоположным по отношению к фундаментальной цели - это лишь разные стороны одного и того же целеполагания. Однако так бывает, к сожалению, не всегда. В частности, когда цели, замкнутые на достижении спортивного результата во что бы то ни стало, превращаются в самоцель, возникает недопустимое противостояние столь обуженных целей общей гуманной нацеленности спортивной деятельности. Об этом не следует забывать, ставя конкретные цели и в процессе спортивной подготовки [2].

На различных стадиях многолетней спортивной деятельности этапные цели, естественно, существенно изменяются в зависимости от логики подготовительной и соревновательной практики, динамики возрастного развития и изменения уровня подготовленности спортсмена, общих условий жизнедеятельности, индивидуальной смены спортивной ориентации. Естественны также различия индивидуально конкретизированных целей. Особенно значительны они при окончательном определении предмета углубленной спортивной специализации и места спорта в индивидуальном образе жизни - займет ли он сравнительно ограниченное место, лимитируемое прежде всего в зависимости от затрат времени и сил на основную, трудовую деятельность, либо станет на многие годы основной сферой жизнедеятельности сопряженной со спортивной профессионализацией.

Хотя ведущая роль в подготовке спортсмена принадлежит наставнику-тренеру, это не исключает вероятных трудностей преодоления расхождений между целевыми установками, выдвигаемыми наставником, и индивидуальными устремлениями спортсмена. Согласовать их, свести воедино на закономерных основаниях - дело, требующее солидной профессиональной эрудиции, а часто и незаурядного педагогического искусства. Обоснованность принимаемых при этом решений относительно долгосрочных целей во многом зависит от качества исходной диагностики спортивной предрасположенности и использования современных возможностей объективизированного прогнозирования и моделирования перспектив спортивного совершенствования.