Принципы спортивной подготовки

Расширение научно-методических основ подготовки спортсменов, организационные изменения в сфере спорта высших достижений, опыт передовой спортивной практики требуют постоянного совершенствования специфических принципов спортивной подготовки как в направлении уточнения существующих, так и в направлении разработки новых.

К важнейшим принципам, базирующимся на прочной научной основе и прошедших многолетнюю проверку спортивной практикой, следует отнести:

• направленность к высшим достижениям;

• углубленную специализацию;

• непрерывность тренировочного процесса;

• единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам;

• волнообразность и вариативность нагрузок;

• цикличность процесса подготовки;

• единство взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности [1].

Направленность к высшим достижениям

Закономерности спорта, выраженные в его соревновательном начале, нацеленности спортивной деятельности на достижение победы в соревнованиях, установление рекорда, острейшей конкуренции между участниками спортивных соревнований и т. д., выдвигают в качестве одного из специфических принципов спортивной тренировки направленность к высшим достижениям.

Устремленность к высшим достижениям реализуется в использовании наиболее эффективных средств и методов тренировки, постоянной интенсификации тренировочного процесса и соревновательной деятельности, оптимизации режима жизни, применении специальной системы питания, отдыха и восстановления и т. п. Опыт показывает, что постоянное использование этого принципа в указанных и подобных направлениях может обеспечить достижение результатов современного уровня, успешное выступление в крупнейших соревнованиях. Следствием руководствования этим принципом является непрекращающийся рост мастерства спортсменов и спортивных рекордов.

Устремленностью к высшим достижениям в значительной мере предопределяются все отличительные черты спортивной тренировки: ее целевая направленность и задачи, состав средств и методов, структура различных образований тренировочного процесса (этапов многолетней подготовки, макроциклов, периодов и т. д.), система комплексного контроля и управления, соревновательная деятельность и т. д.

Именно этот принцип предопределяет и постоянное улучшение спортивного инвентаря и оборудования, условий мест проведения соревнований, совершенствование правил соревнований, т. е. деятельность в направлениях, которые существенным образом влияют на результативность тренировочной и соревновательной деятельности.

Углубленная специализация

Одной из закономерностей современного спорта является невозможность добиться одновременно одинаково высоких результатов не только в различных видах спорта, но и в различных дисциплинах одного и того же вида. Поэтому в спортивной тренировке необходимо соблюдать принцип углубленной спортивной специализации. Реализация этого принципа требует предельной концентрации сил и времени в работе, прямо или опосредованно влияющей на эффективность процесса подготовки к выступлению в конкретных номерах спортивной программы того или иного вида спорта.

Необходимо отметить, что этот принцип приобрел особую актуальность лишь в последние десятилетия в связи с исключительно высоким уровнем спортивных результатов, острейшей конкуренцией на международной спортивной арене, внедрением высокоэффективных средств и методов подготовки спортсменов. До этого многие спортсмены успешно совмещали подготовку и участие в крупнейших соревнованиях, в том числе и Олимпийских играх, выступая, казалось бы, в несовместимых видах спорта - тяжелой атлетике и гимнастике, гимнастике и борьбе, легкой атлетике и гимнастике, плавании и водном поло, велосипедном и конькобежном спорте и т. д.

Значение принципа углубленной специализации во многом обусловливается еще одной закономерностью - постоянным увеличением роли природной одаренности спортсмена к занятиям конкретным видом спорта и необходимостью в этой связи ранней ориентации и специализации процесса подготовки. В его основу должно быть положено развитие природных задатков и решение задач процесса обучения и тренировки юного спортсмена не в ущерб его индивидуальности.

Непрерывность тренировочного процесса

Закономерности становления различных сторон подготовленности спортсмена (технической, физической, тактической, психической) и связанное с ними расширение функционального резерва систем организма спортсмена требуют регулярных тренировочных воздействий на протяжении длительного времени. Это выдвигает необходимость выделения в качестве одного из принципов спортивной подготовки - непрерывность тренировочного процесса. Этот принцип характеризуется следующими положениями:

• спортивная подготовка строится как многолетний и круглогодичный процесс, все звенья которого взаимосвязаны, взаимообусловлены и подчинены задаче достижения максимальных спортивных результатов;

• воздействие каждого последующего тренировочного занятия, микроцикла, этапа и т. д. как бы наслаивается на результаты предыдущих, закрепляя и развивая их;

• работа и отдых в спортивной подготовке регламентируются таким образом, чтобы обеспечить оптимальное развитие качеств и способностей, определяющих уровень спортивного мастерства в конкретном виде спорта. Это предполагает, что повторные занятия, микро - и даже мезоциклы могут проводиться как при повышенной или восстановившейся работоспособности, так и при различных степенях утомления спортсменов.

Данные положения находят различное отражение в практике подготовки спортсменов разного возраста и квалификации. Так, в процессе тренировки юных спортсменов это может быть обеспечено ежедневными одноразовыми занятиями при относительно редком применении занятий с большими нагрузками (1-2 в течение недельного микроцикла). При подготовке спортсменов высокого класса подобный режим в лучшем случае приведет к поддержанию имеющегося уровня тренированности — для них необходимо проведение ежедневно 2-4 занятий и еженедельно 4-7 занятий с большими нагрузками [5].

Единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам

Закономерности формирования адаптации к факторам тренировочного воздействия и становления различных составляющих спортивного мастерства предусматривают на каждом новом этапе совершенствования предъявление к организму спортсменов требований, близких к пределу их функциональных возможностей, что имеет решающее значение для эффективного протекания приспособительных процессов. Это предопределяет важность соблюдения указанного принципа.

Еще не до конца выяснены основные закономерности увеличения тренировочных нагрузок. Существует точка зрения, что нагрузки должны возрастать постепенно из года в год, достигая максимальных для каждого спортсмена величин на этапе подготовки к высшим достижениям. Допускается также скачкообразное увеличение нагрузок. Однако это делается лишь на этапе многолетней подготовки, когда ставится задача достижения наивысших результатов. С этой целью на этапах начальной предварительной базовой и специализированной базовой подготовки у спортсмена должен быть создан разносторонний функциональный и двигательный фундамент. Выделяют следующие направления интенсификации тренировочного процесса:

• увеличение суммарного годового объема работы от 100-200 до 1300-1500 ч;

• увеличение количества тренировочных занятий в течение недельного микроцикла от 2-3 до 15-20 и более;

• увеличение количества тренировочных занятий в течение одного дня от 1 до 3-4;

• увеличение количества занятий с большими нагрузками в течение недельного микроцикла до 5-7;

• увеличение количества занятий избирательной направленности, вызывающих глубокую мобилизацию соответствующих функциональных возможностей организма спортсменов;

• возрастание в суммарном объеме доли работы в “жестких” режимах, способствующих повышению специальной выносливости;

• использование различного рода технических средств и природных факторов, способствующих дополнительной мобилизации функциональных резервов организма спортсмена (специальные тренажеры, тренировка в условиях гипоксии и др.);

• увеличение объема соревновательной деятельности;

• постепенное расширение применения дополнительных факторов (физиотерапевтических, психологических и фармакологических средств) с целью повышения работоспособности спортсменов в тренировочной деятельности и ускорения процессов восстановления после нее [2].

Разумное использование вышеперечисленных возможностей интенсификации тренировочного процесса позволяет обеспечить планомерный прогресс и достижение высоких результатов в оптимальной возрастной зоне. С другой стороны, при подготовке спортсменов подросткового и юношеского возраста чрезмерное увлечение большими тренировочными нагрузками, специально-подготовительными упражнениями, средствами ускорения восстановительных процессов и др. приводит к относительно быстрому исчерпанию адаптационного ресурса их организма, переутомлению и перенапряжению важнейших функциональных систем.

Волнообразность и вариативность нагрузок

Волнообразная динамика нагрузок характерна для различных структурных единиц тренировочного процесса. При этом наиболее четко волны нагрузок просматриваются в относительно крупных его единицах. В отдельных же микроциклах и даже мезоциклах могут наблюдаться иные варианты динамики нагрузок (например, постепенное возрастание или убывание). Однако при рассмотрении динамики нагрузок в серии микроциклов или двух-трех мезоциклах уже легко проследить ее закономерные волнообразные колебания.

Волнообразность нагрузок позволяет выявить в различных структурных единицах тренировочного процесса зависимость между объемом и интенсивностью работы, соотношение работы различной преимущественной направленности, зависимость между периодами напряженной тренировки и относительного восстановления, между различными по величине и направленности нагрузками отдельных тренировочных занятий. Строгие временные закономерности колебаний различных волн выделить сложно, так как они определяются многими факторами, в числе которых — этап многолетней и годичной подготовки, индивидуальные качества спортсменов, особенности подготовки к выступлению в конкретном соревновании. Однако в общих чертах они сводятся к следующему. Волны объема тренировочной работы и ее интенсивности, как правило, противоположно направлены. Большие величины объема работы (например, на первом этапе подготовительного периода) сопровождаются относительно невысокой ее интенсивностью; возрастание интенсивности с увеличением доли средств специальной подготовки неизбежно влечет за собой уменьшение объема работы.

Разнонаправленный характер в рамках тренировочных макроциклов обычно имеют и величины объема работы различной преимущественной направленности.

Периоды напряженной работы и больших нагрузок в мезоциклах и микроциклах чередуются с периодами спада нагрузок, в течение которых создаются условия для восстановления и эффективного протекания адаптационных процессов.

Таким образом, волнообразное изменение тренировочных нагрузок позволяет избежать противоречий между видами работы различной преимущественной направленности, объемом и интенсивностью тренировочной работы, процессами утомления и восстановления и, таким образом, является инструментом реализации в тренировочном процессе ряда важнейших закономерностей спортивной тренировки.

Вариативность нагрузок обусловливается многообразием задач, стоящих перед спортивной тренировкой, необходимостью управления работоспособностью спортсменов и процессами восстановления в различных структурных образованиях тренировочного процесса; Широкий спектр методов и средств спортивной тренировки, обеспечивающих разнонаправленные воздействия на организм спортсменов, применение различных по величине нагрузок в тренировочных занятиях и их частях, микро- и мезоциклах, а также в более крупных структурных образованиях определяют вариативность нагрузок в тренировочном процессе.

Вариативность нагрузок позволяет обеспечить всестороннее развитие качеств, определяющих уровень спортивных достижений, а также их отдельных компонентов. Она способствует повышению работоспособности при выполнении отдельных упражнений, программ занятий и микроциклов, увеличению суммарного объема работы, интенсификации восстановительных процессов и профилактике явлений переутомления и перенапряжения функциональных систем.

Цикличность процесса подготовки

Одним из основных принципов спортивной подготовки является цикличность, которая проявляется в систематическом повторении относительно законченных структурных единиц тренировочного процесса - отдельных занятий, микроциклов, мезоциклов, периодов, макроциклов.

Различают микроциклы продолжительностью от 2-3 до 7-10 дней; мезоциклы - от 3 до 5-6 недель; периоды - от 2-3 недель до 4-5 месяцев, макроциклы - от 2-4 до 12 месяцев и более (в частности, четырехлетние (олимпийские) макроциклы).

Построение подготовки на основе различных циклов дает возможность систематизировать задачи, методы и средства процесса подготовки и реализовать другие его принципы:

- непрерывность;

- единство обшей и специальной подготовки;

- единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам;

- волнообразность и вариативность нагрузок.

Рациональное построение циклов тренировки имеет особое значение в настоящее время, когда одним из важнейших резервов совершенствования системы тренировки является оптимизация тренировочного процесса при относительной стабилизации количественных параметров тренировочной работы, достигших уже околопредельных величин.

Основные методические положения, вытекающие из принципа цикличности:

• при построении тренировки следует исходить из необходимости систематического повторения ее элементов и одновременного изменения их содержания в соответствии с закономерностями процесса подготовки;

• рассматривать любой элемент процесса подготовки в его взаимосвязи с более и менее крупными составляющими структуры тренировочного процесса;

• выбор тренировочных средств, характер и величину нагрузок осуществлять в соответствии с требованиями закономерно чередующихся этапов и периодов тренировки, находя их соответствующее место в структуре тренировочных циклов.

Единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности. В основе данного принципа лежат закономерности, отражающие структуру, взаимосвязь и взаимообусловленность соревновательной и тренировочной деятельности.

Рациональное построение процесса подготовки предполагает его строгую направленность на формирование оптимальной структуры соревновательной деятельности, обеспечивающей эффективное ведение соревновательной борьбы. Это возможно лишь при наличии развернутых представлений о факторах, определяющих эффективную соревновательную деятельность, о взаимосвязях между структурой соревновательной деятельности и подготовленности. В этом плане необходимо четко уяснить субординационные отношения между составляющими соревновательной деятельности и подготовленности:

• соревновательной деятельности как интегральной характеристики подготовленности спортсмена;

• основных компонентов соревновательной деятельности (старта, уровня дистанционной скорости, финиша в циклических видах спорта, важнейших технико-тактических элементов - в спортивных играх, единоборствах, сложнокоординационных видах спорта и т. д.);

• интегральных качеств, определяющих эффективность действий спортсмена при выполнении основных составляющих соревновательной деятельности (например, по отношению к уровню дистанционной скорости такими качествами являются специальная выносливость и скоростно-силовые способности);

• основных функциональных параметров и характеристик, определяющих уровень развития интегральных качеств (так, по отношению к специальной выносливости такими характеристиками являются показатели мощности и емкости систем энергообеспечения, экономичности работы, устойчивости и подвижности в деятельности основных функциональных систем и т. п.);

• частных показателей, определяющих уровень основных функциональных параметров и характеристик (к примеру, по отношению к максимальному потреблению кислорода - интегральной характеристике аэробной производительности - такими показателями являются процент волокон мышц, объем сердца, сердечный выброс, емкость капиллярной сети, активность аэробных ферментов и т. п.).

Нужно отметить, что интегральные качества, определяющие эффективность действий спортсмена при выполнении основных составляющих соревновательной деятельности, проявляют значительно большую вариабельность, чем основные компоненты соревновательной деятельности, и меньшую, чем основные функциональные параметры и характеристики, определяющие уровень развития интегральных качеств, и их частные характеристики.

Такой подход позволяет упорядочить процесс управления, тесно увязать структуру соревновательной деятельности и соответствующую ей структуру подготовленности с методикой диагностики функциональных возможностей спортсменов, характеристиками моделей соответствующих уровней, системой средств и методов, направленных на совершенствование различных компонентов подготовленности и соревновательной деятельности.

Этим принципом особо следует руководствоваться при создании системы поэтапного управления, разработке перспективной программы на относительно длительный период подготовки [2].

Дидактические принципы и их использование в системе подготовки спортсменов

Кроме изложенных выше специфических принципов, в спорте широко используются общедидактические принципы: научности, доступности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, наглядности, прочности, коллективности в единстве с индивидуализацией, связи с практикой. Кроме этого действуют и общие принципы физического воспитания: всестороннего и гармоничного развития личности, оздоровительной направленности, связи с трудовой и оборонной деятельностью.

Практически в отечественной литературе, как по общетеоретическим аспектам спортивной подготовки, так и по вопросам подготовки спортсменов в различных видах спорта акцентируется внимание на дидактических принципах и их использовании в практической деятельности. Однако эти общие принципы представляют собой лишь основу для формирования специальных вариантов дидактики для каждой конкретной сферы деятельности, особенно такой специфичной, как спорт. Ведь хорошо известно, что развитие дидактических принципов осуществлялось преимущественно в связи с задачами образовательного обучения. В то же время в спорте основная часть обучения осуществляется на моторном уровне с широким использованием терминов и понятий физиологии, психологии, биомеханики, а обучение сложным двигательным действиям, развитие двигательных качеств, совершенствование тактики осуществляется во многом на иной основе, чем освоение образовательных дисциплин школьной или вузовской программы. Поэтому дидактические принципы требуют осмысления, конкретизации и переработки в связи с задачами современного спорта.

Одной из попыток наиболее удачной адаптации дидактических принципов к нуждам современного спорта являются разработанные дидактические положения, достаточно всесторонне отображающие наиболее значимые для практики спорта закономерности, которые особенно важны в работе над сложными двигательными навыками. Ниже приводятся основные из этих положений.

Принцип целесообразности и практичности. Обучение должно носить целеполагающий характер. Необходимо соответствие всех основных компонентов обучения, особенно его методических и программных элементов, как ближним, так и, в особенности, отдаленным целям обучения и подготовки, тем более, если они рассчитаны на достижение высокого результата. В этом смысле высшей целью обучения каждому упражнению является методичное продвижение к некоторым предельным, технически наиболее совершенным и, если необходимо, сложным упражнениям, качество (и сама возможность) освоения которых определяет в будущем класс спортсмена. Работа над движением должна быть также практичной, прикладной. Необходимо отсеивать в работе все бесперспективное, ясно давая себе отчет в том, в какой именно ситуации каждое новое упражнение, сознательно сделанное предметом работы, может быть полезно теперь или в дальнейшем.

Принцип готовности. Требования принципа адресуются ко всем участникам работы. Тренер должен быть достаточно готов к работе над конкретным упражнением с данным учеником (учениками), включая владение определенными профессиональными знаниями, умениями, навыками. В свою очередь, спортсмен должен обладать достаточной и необходимой готовностью, чтобы в данной ситуации обучения рассчитывать на успех. Это относится как к его базовой готовности (уровню квалификации, состоянию спортивной формы и др.), так и к его функциональному состоянию, способному заметно меняться в ходе одного занятия - от самой высокой работоспособности до явной потери необходимой валидности (прогрессирующее общее или локальное утомление, возникновение мышечной крипатуры, микротравм и пр.).

Принцип управляемости и подконтрольности. Обучение должно быть построено как система с развитыми обратными связями между тренером и спортсменом, в противном случае оно носит неуправляемый, стихийный характер. Необходимым компонентом управления процессом обучения является текущий контроль. Даже в тех случаях, когда в работе над упражнением допускается элемент спонтанности, текущие результаты обучения должны оставаться подконтрольными как для тренера, так, желательно, и для обучающегося.

Принцип позитивной мотивации. Успешное обучение, особенно сложным упражнениям, невозможно без должного психологического стимула к работе. Первичное побуждение к занятиям избранным видом физических упражнений определяется верным отбором и ориентацией. В дальнейшем поддержание интереса к работе и сопутствующее воспитание учеников - важная задача тренера, особенно при подготовке взрослеющих спортсменов, в жизни которых неизбежно появляются мотивы поведения, могущие препятствовать занятиям спортом.

Принцип систематичности. Эффективный процесс усвоения нового материала возможен только при условии работы, носящей систематический, упорядоченный характер с рациональным чередованием труда и отдыха. Правильный режим работы позволяет строить процесс подготовки в строгом соответствии с закономерностями адаптации организма спортсмена к тренировочным и соревновательным нагрузкам.

Принцип смысловой и перцептивной “наглядности” является версией традиционного принципа наглядности и, в отличие от него, подчеркивает важность не только зримого образа движения, но и всего концептуального образа, включающего в себя как смысловую, так, в особенности, и сенсомоторную информацию о движении, “собираемую” в процессе обучения по всему перцептивному полю, задействованному в исполнении данного упражнения. При этом зрительное восприятие спортсмена далеко не единственный и вовсе не обязательно самый важный компонент, обусловливающий “наглядность” обучения. Очень часто на первый план в этом отношении выходят кинестезис, тактильная чувствительность, в ряде видов спорта - вестибулярное восприятие, слух.

Принцип планомерности и постепенности. Обучение сложному упражнению должно следовать некоторой стратегии, заблаговременный выбор которой предопределяется степенью готовности обучающегося в отношении избранной им цели. В свою очередь, тактика обучения выбирается оперативно, в ходе конкретной работы над движением. Все эти элементы должны заранее планироваться, чтобы тренер мог в каждом шаге обучения действовать, возможно, более уверенно. Высшей формой такого пошагового планирования является обучающая программа, построенная на принципах программно-управляемого обучения и предлагающая возможно большую адаптивность работы с постепенным наращиванием сложности и трудности заданий.

Принцип методического динамизма и прогрессирования. Процесс обучения, оцениваемый по его реальным результатам, должен активно продвигаться вперед, не допуская стагнации, застоя на отдельных шагах работы. Последнее часто возникает не только по причинам принципиально неверного выбора средств и методов обучения, но и ввиду их однообразия, когда ранее эффективные методы, приемы работы в применении к меняющейся ситуации обучения теряют свою силу, но по инерции продолжают использоваться тренером. Это не только отдаляет конечный результат обучения, но и приводит к вредному заучиванию промежуточных учебных форм. Таким образом, правильно выстроенный процесс работы требует не только возможно более полной адекватности методологии обучения его текущим задачам, но и, как следствие, необходимой своевременной ротации методов, приемов, средств обучения.

Принцип функциональной избыточности и надежности. Успешный процесс обучения движениям (ограничен в спорте уровнем физической и функциональной готовности обучающегося) предполагает свободу варьирования их основных параметров, включая возможность уверенных действий в условиях повышенного напряжения, высокой или предельной мобилизации двигательных и психических ресурсов. Только при выполнении этого требования возможно достаточно гибкое управление движением, необходимое как условие поиска нужных форм двигательного действия. В связи с этим следует говорить о принципе достаточности - избыточности, требующем от обучающегося запаса двигательных ресурсов, дающих “свободу маневра” в управлении двигательным действием и в самом процессе обучения в целом. Данный принцип действует также в стадии эксплуатации ранее освоенного движения в практике, ибо исполнение упражнения должно оставаться достаточно надежным в условиях утомления, в присутствии разнообразных сбивающих факторов.

Принцип прочности и пластичности. Связи, вырабатываемые как в процессе, так и в итоге обучения движению, должны в достаточной степени фиксироваться. Известно, что необходимым свойством сформированного двигательного навыка является автоматизация части действий. Вместе с тем чрезмерная степень автоматизации элементов навыка будет приводить к целому ряду его пороков: навык становится косным, плохо поддается коррекциям, развитию. Поэтому, добиваясь достаточной прочности двигательного навыка, нужно сохранять за ним и свойства необходимой пластичности, одно из средств достижения которой - вариативная тренировка. Прочность навыка следует отличать от его надежности, поскольку прочность есть характеристика степени сформированности центрально-нервного механизма двигательного навыка, а под надежностью в данном случае мы понимаем лишь наличие функционального резерва двигательных, сенсомоторных и других качеств.

Принцип доступности и стимулирующей трудности. Принцип доступности обучения в его ортодоксальной трактовке устарел. Давно доказано, что предлагаемый для усвоения материал должен быть не только и не столько легко доступен, сколько оптимально труден. Упражнение должно быть достаточно легким, чтобы гарантировать свободную, непринужденную над ним работу, но одновременно достаточно трудным, чтобы бросать вызов способностям исполнителя, стимулируя его тем самым к полной мобилизации интеллектуальных, психических и физических возможностей.

Принцип индивидуализированного обучения в коллективе. Коллективное взаимодействие в коллективе спортсменов важно не только в связи с воспитательными моментами, но и потому, что это содействует полезному обмену информацией, важной для обучения, помогает организовать техническую взаимопомощь, применять групповые методы работы. Следует отметить также, что атмосфера соперничества, неизменно возникающая в коллективе спортсменов примерно равной квалификации, положительно сказывается на их отношении к работе, способствует более эффективному ее выполнению, повышению работоспособности.

Принцип формально-эвристического единства. Как всякий конструктивный, в идеале творческий процесс, обучение движениям должно опираться на двуединство традиций и новаторства. С одной стороны, тренеру важно знать все, что было ранее известно об обучении данному движению, и уметь выбирать из этой информации главное. С другой стороны, в отношении всего общепринятого должен существовать здоровый скепсис, разумная критика, без которых невозможно обновление. В этом смысле между традициями и новаторством следует сохранять диалектический баланс, нарушение которого уводит в досадные крайности. Перевес традиций делает работу консервативной, закрытой для новых идей; перегиб же в сторону радикализма, неуместного новаторства приводит к утрате здоровых корней, забвению того, что следует помнить всегда.

Принцип научно-рационального и интуитивно-эмпирического единства. Методика обучения движениям в норме основывается на достоверных научных данных, и в этом отношении должна быть рациональной. Практика прямо показывает, что очень многие затруднения в учебно-тренировочной работе объясняются недостаточным профессионализмом тренеров, их научно-методической неосведомленностью. Однако научные данные, которыми мы располагаем (даже если они достоверны и правильно реализованы в практике), не могут охватить все явления, объективно имеющие место при обучении. В этих условиях педантичная, тем более догматическая трактовка явления на основе недостаточных научных данных, может дать результат гораздо меньший или даже принести вред в сравнении с интуитивной работой опытных тренера и спортсмена. Особо в связи с этим следует отметить существование закономерностей самоорганизации движения, которые не только плохо изучены, но и в принципе исключают тренерский диктат, неразумное вмешательство в те элементы движения, действия, которые в процессе тренировки формируются самостоятельно и по законам, не известным обучающему [4].

Вполне естественно, что приведенные выше специальные дидактические принципы не могут являться законченными и отражать все важнейшие закономерности, определяющие эффективность системы подготовки спортсменов. Специфика различных видов спорта, разработка новых научных направлений, практические достижения различных школ спорта, несомненно, требуют не только уточнения и конкретизации приведенных признаков, но и разработки новых в соответствии с достижениями науки и запросами практики.