ПОСЛЕСЛОВИЕ

 

Будучи ограниченными рамками этого краткого обзора, мы не имеем возможности продолжить разговор о тех направлениях, которые возникли в жизни и истории человечества благодаря Исламу, которые были до этого незнакомы ему и которые оказали заметное воздействие на жизнь людей, какими бы слабыми они ни казались, каким бы ни подверглись искажениям и как бы низко ни опустились они с той высокой вершины, которой некогда достигли люди, осуществлявшие этот божественный план.

Те немногие приведенные нами примеры могут послужить указанием и на десятки других направлений, получивших свое утверждение благодаря осуществлению этого плана, и дают возможность провести сравнение с ними в разных областях человеческой жизни на протяжении 1400 лет.

Однако в заключение этого краткого обзора следует сказать несколько слов, чтобы призывающие к Аллаху и осуществлению плана Аллаха не обольщались наличием этих благоприятных факторов и не забыли полностью подготовиться к встрече со всевозможными терниями и препятствиями на этом пути. Эти слова должны касаться противодействующих направлений и непреодолимых трудностей пути!

Поистине, в целом человечество сегодня более далеко от Аллаха, а наносы, покрывающие его природные свойства, более тяжелы и мрачны, чем прежде, ибо существовавшие раньше формы невежества были связаны с неведением, простотой и желанием проявить свою удаль, а сегодня они связаны со знанием, сложностью и разнузданностью.

Необычайно сильным было искушение, вызванное научными открытиями, совершенными в XVII и XIX веках. Бегство от церкви и от церковного бога, от имени которого она осуществляла свое господство, сжигала ученых, подвергала мучениям мыслителей и противилась любым формам подъема, было подобным бегству безумца, который бежит в никуда и не щадит ничего святого!

Правда, с начала этого века знание само по себе стало снова приводить крупных ученых к Аллаху, а человеческая природа, ощутившая на себе немало ударов во время своих блужданий, стала, похоже, снова испытывать усталость и стремиться к Аллаху... Тем не менее упоминавшееся нами искушение далеко не утратило своей силы, поэтому прежде чем появятся первые убедительные признаки окончательного прекращения этих блужданий наш век, очевидно, уже закончится.

Мирская жизнь стала занимать много места в ощущениях и действительности людей! Это произошло из-за обилия мирских благ и средств самоутверждения, появившихся благодаря современной цивилизации, вследствие чего у людей создается впечатление обширности этой жизни; что же касается наук, уровня образования, техники и увлечений, то все это лишь усиливает подобное впечатление!

Если бы все это основывалось на знании об Аллахе и познании особенностей божества и особенностей поклонения, а также на познании одной глубокой истины, которая состоит в том, что Аллах сделал человека своим преемником на Земле, отдал ему власть надо всем, что на ней есть, даровал ему способности, помогающие человеку осуществлять функции наместничества и делающие радости жизни доступными ему для того, чтобы в жизни будущей потребовать у него отчета о том, что было у него в жизни земной; если бы все это базировалось на такой правильной основе, то место, которое наука и современная цивилизация освобождают для мирской жизни в ощущениях людей, оказалось бы заполненным верой, а люди оказались бы более близкими к Аллаху и осуществлению Его плана, нашедшего свое воплощение в Исламе.

Однако в основе современной науки и цивилизации лежит бегство от церкви и церковного бога, от имени которого церковь чинит свой произвол над людьми! Поэтому призывающие к Аллаху должны учитывать, что любое усиление впечатления о значительности мирской жизни только удаляет людей от Аллаха и затрудняет для них путь к Нему!

Верно, что человечество испытывает усталость и мучения от бремени этой материалистической культуры и пребывания в ее роскоши. Верно и то, что порочность, разложение, нервные и психические недуги, интеллектуальные и сексуальные отклонения подтачивают тело этой культуры, причиняя страдания целым народам и отдельным людям, но, с другой стороны, заставляя их увидеть все это зло, порочность и разрушение.

Однако человечество все еще пребывает в состоянии животного возбуждения, безумного похмелья и буйства, и прежде чем умы протрезвеют и человечество захочет выйти из этого состояния или хотя бы подумает об этом, наш век, очевидно, уже завершится!

Прежние проявления невежества были близко связаны с кочевой жизнью и характерной для нее удалью и серьезностью. Люди придерживались определенных традиций, а нравственный кодекс рыцарей пустыни в большинстве случаев определял собой их поведение.

Вследствие соблюдения требований этого кодекса столкновения между людьми, осуществлявшими Исламский призыв, и пребывающими в невежестве, были столь же ожесточенными, сколь и открытыми. Ощущалась близость человеческой природы, которая отзывалась на призыв, преодолевая упрямство и высокомерие, а крайняя серьезность была свойственна людям и в неверии, и в вере...

Несмотря на все возникающие в результате трудности, это было все же предпочтительней расплывчатости, пренебрежения и безразличия! Из-за подобной расплывчатости, пренебрежения и легкомысленного отношения сегодня человечество страдает от всевозможных вероучений, воззрений и сект в такой же мере, как и от лицемерия, обмана и мошенничества!

Все это будет препятствием на пути призыва к Аллаху и помехой в попытках осуществления плана Аллаха. А помимо этого существует еще много подобного, значение чего нам не следует умалять, чтобы люди, призывающие к Аллаху, не оказались в состоянии ослепления из-за наличия благоприятных факторов и не забыли запастись всем необходимым.

Но что же является необходимым?

Необходимым является только одно, а именно - богобоязненность. Поистине, она свидетельствует об обладании истинным знанием об Аллахе, о непосредственном взаимодействии с Аллахом и абсолютном доверии Его твердому обещанию. Аллах сказал:

"И была обязанностью для Нас защита верующих"

("Румы", 47).

Речь идет обо всей правоверной общине, которая вкладывает свою руку в длань Аллаха и продолжает свой путь, в то время как обещание Аллаха остается для нее единственной реальностью, помимо которой другой реальности не существует, а первой и последней целью этой общины остается соискание милости Аллаха.

Это - община, в которой осуществляется предначертание Аллаха относительно осуществления Его плана, она избавляется от наносов невежества, покрывающих собой человеческую природу, и в ней находит свое воплощение предопределение Аллаха относительно того, что слово Его возвысится над Землей, а путь Его будет главенствующим, ибо Аллах сказал:

"До вас уже прошли примерные обычаи; походите по земле и посмотрите, каков был конец считающих ложью! Это - разъяснение людям и руководство, и увещание для богобоязненных. Не слабейте и не печальтесь, в то время как вы стоите выше, если вы из верующих! Если вас коснулась рана, то такая же рана коснулась и того народа. Эти дни Мы сменяем чередой среди людей, и чтобы знал Аллах тех, которые уверовали, и взял из вас исповедников, - поистине, Аллах не любит несправедливых! - и чтобы очистил Аллах тех, которые уверовали, и стер неверных"

("Семейство Имрана", 137-141).

Аллах Великий правдив!

 


[1][1] Умма - мусульмане всего мира взятые вместе и есть Умма Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, вне зависимости от того, где они находятся, один ли он или нет, какой нации и т. д. Принадлежность к Умме определяется принятием Ислама любым человеком.

[2][2] См. главу "Нравственное общество" из книги "К Исламскому обществу", а также главу "Узы и свобода" из книги "В душе и обществе" Мухаммада Кутба.

[3][3] Из книги “Иран в эпоху Сасанидов” профессора Ортхарсена. Цитировано по книге сеййида Абу-ль-Хасана ан-Надави “Чего лишился мир вследствие упадка мусульман”.

[4][4] Из книги сеййида Абу-ль-Хасана ан-Надави “Чего лишился мир вследствие упадка мусульман”.

[5][5] “Веды” - священные тексты индуизма.

[6][6] Сеййид Абу-ль-Хасан ан-Надави “Чего лишился мир вследствие упадка мусульман”.

[7][7] С. 317, перевод Абд ал-Азиза Фахми (на арабск. яз.).

[8][8] Эти хадисы приводятся у ал-Бухари и Муслима.

[9][9] Название старой французской провинции, расположенной на юго-западе страны на берегу Средиземного моря.

[10][10]Амин Ахмад. Утро Ислама. - С. 164 -165 (на арабск. яз.)

[11][11] Нетрудно заметить, что западные авторы склонны именовать мусульманскую культуру арабской, что делается не без злого умысла. Слово “исламская” им неприятно, поэтому они и стремятся ограничить исламское только арабским. Однако то, что связано с Исламом, шире этих узких рамок. Кроме того, они стремятся к возрождению уничтоженного Исламом и столь отвратительного явления как расовые противоречия между различными группами приверженцев этой религии, что и свидетельствует об их злом умысле.

[12][12]Цитировано по книге “Обновление религиозного мышления в Исламе”, написанной философом Мухаммадом Икбалом. Перевод проф. Аббаса Махмуда. - С. 149-150. (на арабск. яз.)

[13][13]Из книги “Обновление религиозного мышления в Исламе” Мухаммада Икбала.

[14][14]Следует осторожно относится к подобным высказываниям западных авторов, учитывая то обстоятельство, что они не всегда беспристрастно подходят к Исламу и Исламскому мышлению. Так, например, та эволюционная теория, которую разработал Дарвин, отличатся от того, к чему в своих научных иследованиях пришли мусульмане, так как в отличие от западного мира им не надо было спасаться ни от церкви, ни от ее бога. Мусульманские ученые подметили, что различные формы бытия постепенно как бы переходят друг в друга. Они начали со свойств неорганической природы и увидели, что пределом для них являются простейшие формы растительного и животного мира, а потом эта жизнь получает дальнейшее развитие. Однако все это они связывали с предопределением Аллаха и силой Его воздействия. Что же касается Дарвина, то он пытался отрицать, что к эволюции имеет отношение нечто сокровенное, ибо таким образом он спасался от церкви и ее бога, от имени которого она преследовали науку и научные исследования. Кроме того, исследования мусульманских ученных были свободны от пренебрежительного отношения к человеку, не отрицали того, что в нем присутствует духовное начало, и не связывали его исключительно с началом животным. В соответствии с мусульманской теорией человек является независимым созданием, и хотя он занимает высшую степень среди всех живых существ с точки зрения своего строения, а также интеллектуального и духовного уровня, это является результатом того, что таким его изначально создал Аллах, слава Ему, расставивший и все свои остальные создания по тем местам, которые они занимают. Такой взгляд существенно отличается от представлений автора о приоритете мусульманских ученных в этой области науки.

[15][15] Цитировано по книге “Ислам - религия вечного знания” профессора Мухаммада Фарида Ваджди.- 2-е изд - С. 233.