Вопрос 39. Восприятие гомогенности/гетерогенности своей и чужой групп.
1. последствия категорзации.
Тэшфел
· Элементы разных категоризаций воспринимаются как более отличающиеся друг от друга, чем они есть на самом деле.
· Элементы одной категории воспринимаются как более похожие, чем есть на самом деле.
Исследование: Тэшфел, Уилкс.
1 – оценить 8 линий, которые увеличиваются с интервалом 0,8см.
Люди говорили, что везде – 1см
2 – то же самое, но первые 4 карточки с буквой А, а другие В.
Результат: А 1 А 1 А 1 А 2 В 1 В 1 В 1 В.
Другое исследование: Школьникам показывали фотографии 3 девочек и 3 мальчиков и надо было выбрать каждому подходящие из 24 прилагательных.
Кто не знал, кого показывают давали не сильно различающиеся ответы.
Кто знал – разным группам – разные прилагательные
- в одной группе – более схожие, чем те, кто не знал.
2. деление МЫ и ОНИ. – процесс категоризации.
Самнер 1906. этноцентризм – такое видение вещей, при котором своя группа оказывается в центре всего, а другие соизмеряются. Традиции и ценности собственной группы выступают в качестве эталона. (м.б. религия, одежда, литература и т. п.) эти традиции помогают чувству единства своей группы и являются ее гомогенным признаком. Появляется этническая идентичность, этнические чувства, этнические аттитюды. При таком рассмотрении вопроса МЫ – воспринимается как гомогенная группа, к которой я принадлежу, а ОНИ – тоже воспринимаются как гомогенная группа, но к которой я не принадлежу.
См. социальная и этническая идентичность.
3. Стереотипы
Одной из причин стереотипов является незнание «чужих» и невозможность их индивидуализировать, что способствует восприятию других групп как гомогенных.
А вот в своей группе мы много кого хорошо знаем , и в первую очередь себя любимых, единственных и неповторимых… + желание в самоидентичности, что подводит нас к мысли о том, что члены нашей группы похожи(чтоб поддержать социальную идентичность), но с некоторыми различиями (чтоб не потерять собственную индивидуальность)…