Вопрос 39. Восприятие гомогенности/гетерогенности своей и чужой групп.

1. последствия категорзации.

Тэшфел

· Элементы разных категоризаций воспринимаются как более отличающиеся друг от друга, чем они есть на самом деле.

· Элементы одной категории воспринимаются как более похожие, чем есть на самом деле.

Исследование: Тэшфел, Уилкс.

1 – оценить 8 линий, которые увеличиваются с интервалом 0,8см.

Люди говорили, что везде – 1см

2 – то же самое, но первые 4 карточки с буквой А, а другие В.

Результат: А 1 А 1 А 1 А 2 В 1 В 1 В 1 В.

Другое исследование: Школьникам показывали фотографии 3 девочек и 3 мальчиков и надо было выбрать каждому подходящие из 24 прилагательных.

Кто не знал, кого показывают давали не сильно различающиеся ответы.

Кто знал – разным группам – разные прилагательные

- в одной группе – более схожие, чем те, кто не знал.

2. деление МЫ и ОНИ. – процесс категоризации.

Самнер 1906. этноцентризм – такое видение вещей, при котором своя группа оказывается в центре всего, а другие соизмеряются. Традиции и ценности собственной группы выступают в качестве эталона. (м.б. религия, одежда, литература и т. п.) эти традиции помогают чувству единства своей группы и являются ее гомогенным признаком. Появляется этническая идентичность, этнические чувства, этнические аттитюды. При таком рассмотрении вопроса МЫ – воспринимается как гомогенная группа, к которой я принадлежу, а ОНИ – тоже воспринимаются как гомогенная группа, но к которой я не принадлежу.

См. социальная и этническая идентичность.

3. Стереотипы

Одной из причин стереотипов является незнание «чужих» и невозможность их индивидуализировать, что способствует восприятию других групп как гомогенных.

А вот в своей группе мы много кого хорошо знаем , и в первую очередь себя любимых, единственных и неповторимых… + желание в самоидентичности, что подводит нас к мысли о том, что члены нашей группы похожи(чтоб поддержать социальную идентичность), но с некоторыми различиями (чтоб не потерять собственную индивидуальность)…