Задания, для подготовки к лекции

1. Проанализируйте основные положения работы Л.И. Петражицкого «Теория права и государства в связи с теорией нравственности»: понятие права, классификации правовых норм, особенности правового поведения, соотношение права и политики.

2. «Дело в том, что право есть (этого никто не отрицает) явление не внешнего, материального мира, как, например, камень, дерево, а явление духовного мира, психическое явление, явление нашей души; поэтому с природой его непосредственно познакомиться мы только и можем (но зато можем познакомиться непосредственно и достоверно, не только так, как с камнем или деревом) в нашей душе, т. е. путем наблюдения, сравнения, анализа наших же собственных душевных состояний и движений». Раскройте сущность психологической теории права.

Проведите соотношение постулатов естественно-правовой теории и психологической теории права. Какова практическая значимость данных подходов на современном этапе?

3. Л.И. Петражицкий разработал типологию мотиваций правового поведения. Проанализируйте их. Дайте оценку их практической значимости в современной политико-правовой жизни.

4. Петражицкий различал «социально-служебное» право как право централизации, интеграции общества, основанное на представлениях об общественном долге, и право «децентрализации», право обособления и противостояния обществу, вытекающие из психологических установок, которые приобретают значимость социального императива для каждого индивида в отдельности. Подтвердите или опровергните данную классификацию конкретными правовыми примерами.

5. По мнению Л.И. Петражицкого «Наряду с интуитивным правом существует позитивное (господствующее в данном обществе), а также официальное (признаваемое государством) право». Раскройте содержание каждого из этих видов права. Подтвердите или опровергните данную точку зрения.

6. «Право есть психический фактор общественной жизни, и оно действует психически. Его действие состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям и воздержаниям (мотивационное или импульсивное действие права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других, вообще в воспитании народной психики в соответствующем характеру и содержанию действующих правовых норм направлении (педагогическое действие права)». Проанализируйте данную точку зрения.

7. Все правовые нормы Петражицкий подразделял на два рода: «Нормы первого рода, односторонне-обязательные, беспритязательные, чисто императивные нормы, мы будем называть нравственными нормами. Нормы второго рода, обязательно-притязательные, императивно-атрибутивные нормы, мы будем называть правовыми или юридическими нормами». Проанализируйте данную классификацию. На конкретных правовых примерах подтвердите или опровергните данный подход.

8. Проведите сопоставление правовых воззрений Л.И. Петражицкого и М.А. Рейснера по следующим критериям: понятие права, классификация правовых норм, методы правового регулирования.

9. Проведите соотношение психологической теории Петражицкого со школой психоанализа (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм). Какие общие и отличительные черты можно выделить? Каково было их отношение к правовой психологии?