Основы правового положения кредитной организации. Порядок создания, реорганизации и ликвидации кредитных организаций. Лицензирование банковской деятельности.
Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ с учетом установленного специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.
Порядок создания кредитной организации - это установленная нормативными актами последовательность действий, целью которых является получение права на осуществление банковской деятельности.
Порядок создания кредитных организаций регламентирован Инструкцией ЦБ РФ от 23 июля 1998 г. № 75-И «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» (в редакции: Указания ЦБ РФ от 05.07.2002 г. № 1177-У) и включает в себя несколько этапов:
1. До подписания учредительного договора учредители кредитной организации направляют в Банк России запрос о предварительном согласовании предполагаемого полного официального и сокращенного наименований кредитной организации. Предварительное согласование предполагаемых наименований кредитной организации действительно в течение 12 месяцев с момента получения согласия Банка России, которое отражено в телеграмме, направленной в адрес учредителей кредитной организации и территориального учреждения по месту предполагаемого нахождения кредитной организации.
2. Подписание учредительного договора. Учредителями кредитной организации могут быть лица, участие которых в кредитной организации не запрещено законодательством. Учредителем банка может быть как юридическое, так и физическое лицо.
Юридическое лицо должно отвечать следующим требованиям:
- иметь устойчивое финансовое положение;
-иметь достаточно средств для внесения в уставный капитал кредитной организации;
- действовать в течение 3 лет;
- выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта РФ и местным бюджетом за последние 3 года.
Кроме этих, общих для всех юридических лиц-учредителей требований, к кредитной организации-учредителю предъявляются еще дополнительные требования. Она должна быть финансово устойчивой в течение последних 6 месяцев, предшествующих дате подачи документов для государственной регистрации.
Юридическое лицо не может быть учредителем кредитной организации при наличии задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта РФ и местным бюджетом, независимо от имеющейся отсрочки по ее уплате.
Учредители банка не имеют права выходить из состава его участников в течение первых 3 лет со дня его регистрации.
3. Не позднее, чем через 1 месяц после подписания учредительных договора, учредители кредитной организации должны представить в территориальное учреждение Банка России вместе с сопроводительным письмом документы, перечисленные в ст. 14 закона «О банках и банковской деятельности», в частности:
заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций
учредительные документы;
протокол собрания учредителей о принятии учредительных документов и об утверждении кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;
свидетельство об уплате государственной пошлины;
копии свидетельств о государственной регистрации учредителей юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, подтверждения органами Государственной налоговой службы РФ выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами за последние три года;
декларации о доходах учредителей - физических лиц, заверенные органами государственной налоговой службы РФ, подтверждающие источники средств, вносимых в уставной капитал кредитной организации.
анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации, заполняемые ими и содержащие сведения о наличии (отсутствии) судимости и о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее 1 года, а при отсутствии специального образования опыта руководства таким подразделением не менее 2 лет.
Территориальное учреждение Банка России выдает учредителям кредитной организации письменное подтверждение получения от них указанных документов.
Срок рассмотрения документов в территориальном учреждении Банка России не должен превышать 4 месяцев с даты их поступления.
4. При отсутствии замечаний территориальное учреждение Банка России направляет в Банк России положительное заключение с документами, представленными учредителями кредитной организации.
5. Банк России рассматривает полученные документы и принимает решение о государственной регистрации кредитной организации. Срок, в течение которого Банк России должен принять решение о государственной регистрации кредитной организации или об отказе в этом, составляет 2 месяца.
Общий срок для принятия решения о государственной регистрации или об отказе в ней в соответствии со ст. 15 закона «О банках и банковской деятельности» не должен превышать 6 месяцев. Нужно иметь в виду, что этот срок начинается с момента представления всех необходимых документов для регистрации кредитной организации в территориальное учреждение Банка России.
Таким образом, 6-месячный срок, установленный законом «О банках и банковской деятельности», складывается из 4-х месяцев, отведенных на рассмотрение документов о регистрации кредитной организации в территориальном учреждении Банка России.
Банк России вправе отказать в государственной регистрации кредитной организации по следующим основаниям:
- несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к предлагаемым кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и (или) главного бухгалтера;
- неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или невыполнение ими своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, и местными бюджетами за последние три года;
- несоответствие документов, поданных для государственной регистрации и получения лицензии, требованиям федеральных законов.
6. При принятии положительного решения о государственной регистрации кредитной организации Банк России в лице Департамента лицензирования и финансового оздоровления кредитных организаций:
- подписывает свидетельство о государственной регистрации;
- ставит на титульном листе учредительных документов штамп с указанием даты государственной регистрации кредитной организации и ее регистрационного номера;
- вносит сведения о регистрации в Книгу государственной регистрации кредитных организаций;
- открывает корреспондентский счет для оплаты учредителями уставного капитала кредитной организации;
- публикует в Вестнике Банка России сообщение о государственной регистрации кредитной организации;
- направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
Сведения о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций должны быть внесены в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о государственной регистрации. Уполномоченным регистрирующим органом, ведущим единый государственный реестр юридических лиц, является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, которое с 1 июля 2002 г. осуществляет государственную регистрацию юридических лиц.
На основании решения Банка России о государственной регистрации кредитной организации и представленных им документов и сведений уполномоченный регистрирующий орган в течение 5 рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.
Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о кредитной организации уведомляет об этом территориальное учреждение Банка России и выдает учредителям кредитной организации документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в единый государственный реестр юридических лиц.
7. Территориальное учреждение Банка России, получив копию свидетельства о регистрации кредитной организации, направляет учредителям уведомление с указанием реквизитов корреспондентского счета, открываемого для оплаты 100% уставного капитала. Для оплаты капитала учредителям установлен месячный срок с момента получения уведомления.
8. После фактической оплаты уставного капитала для подтверждения оплаты кредитная организация в течение 1 месяца обязана предоставить в территориальное учреждение Банка России документы, на основании которых территориальное учреждение может удостовериться в правомерности оплаты уставного капитала. Если кредитная организация создана в форме акционерного общества, то в течение этого же месяца в Банк России необходимо направить документы для регистрации отчета об итогах первого выпуска акций.
9. Территориальное учреждение Банка России в срок, не превышающий 10 дней с момента получения документов, проверяет правомерность оплаты уставного капитала. Заключение о правомерности оплаты капитала территориальное учреждение направляет в Банк России.
Подтверждение своевременной и правомерной оплаты 100% уставного капитала является основанием для выдачи кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
10. После получения заключения территориального учреждения Банка России о правомерности оплаты 100% уставного капитала Банк России в течение 3 рабочих дней принимает решение о выдаче лицензии и направляет территориальному учреждению 2 экземпляра лицензии на осуществление кредитной организацией банковских операций.
За регистрацию кредитной организации взимается сбор в размере 0,1% от размера уставного капитала кредитной организации, указанного в ее уставе.
С момента получения лицензии кредитная организация получает право заниматься банковской деятельностью и считается созданной.
2. Особенности реорганизации и ликвидации кредитной организации
Реорганизация кредитной организации может быть осуществлена в следующих формах: слияние, присоединение, выделение, разделение и преобразование.
Каждая из них имеет свои особенности, однако, общим для всех форм реорганизации является следующее:
1. При всех формах реорганизации кредитной организации с созданием нового юридического лица ЦБ РФ рассматривает вопрос о выдаче им новых лицензий на осуществление банковских операций;
2. Кредитные организации уведомляют ЦБ РФ о своей реорганизации и представляют необходимые для регистрации документы в течение 1 месяца со дня принятия решения о реорганизации;
3. При реорганизации с кредитной организации взимается регистрационный сбор;
4. Информация о реорганизации публикуется в «Вестнике Банка России».
При осуществлении слияния и присоединения следует руководствоваться Положением Банка России от 30 декабря 1997 г. № 12-П «Об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения».
Слияние и присоединение проводятся поэтапно и включают:
- подготовка договора о слиянии или присоединении;
-уведомление территориального учреждения Банка России по месту нахождения реорганизующегося банка о предстоящем слиянии или присоединении;
-проведение совещания представителей реорганизующегося банка с представителями территориального учреждения Банка России по месту предполагаемого нахождения нового банка. На этом совещании обсуждаются вопросы о сроках, целях реорганизации и т.п.;
-проведение общих собраний участников реорганизующихся банков, где решаются вопросы об утверждении договора о слиянии или присоединении;
-уведомление кредиторов реорганизуемых банков о принятом общим собранием участников решении о реорганизации. Срок для такого уведомления - не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации;
-проведение общего собрания участников реорганизующихся банков.
Протокол этого собрания представляется в территориальное учреждение Банка России, в нем отражаются следующие вопросы: утверждение учредительных документов (при слиянии) или изменений в них (при присоединении); избрание исполнительных органов; решение о выпуске ценных бумаг; утверждение сводного баланса и т.п.;
-представление в территориальное учреждение Банка России документов, связанных с регистрацией банков. Срок представления документов - не позднее 30 рабочих дней с даты проведения совместного общего собрания.
За регистрацию банка в случае реорганизации в форме слияния взимается сбор 0,01% от величины его уставного капитала. Необходимо также представление заключения федерального антимонопольного органа.
Для регистрации создаваемых в результате разделения или выделения банков, в территориальное учреждение Банка России представляются те же документы, что и для создания банка.
Кроме того, представляются: протокол общего собрания участников реорганизуемого банка, на котором было принято это решение; разделительный баланс; документы, подтверждающие уведомление кредиторов банка о реорганизации. Территориальное учреждение Банка России по результатам рассмотрения документов принимает решение о возможности реорганизации банка и направляет все документы в Банк России, который уже вносит запись о государственной регистрации созданных кредитных организаций и запись о прекращении деятельности реорганизованного банка (в случае разделения).
Для регистрации банка, возникшего в результате преобразования, и территориальное учреждение Банка России по месту нахождения банка направляются документы: передаточный акт; документы, подтверждающие уведомление кредиторов банка о реорганизации; копии опубликованного в печати баланса преобразуемого банка. В остальном порядок реорганизации такой же, как и при выделении или разделении.
В соответствии со ст. 61-64 ГК РФ ликвидация банка осуществляется его учредителями. Добровольная ликвидация производится на основании решения общего собрания учредителей, причем на момент принятия решения о добровольной ликвидации банк должен выполнить все свои обязательства перед кредиторами. Решение о добровольной ликвидации не может быть принято в случае, если банк фактически является неплатежеспособным.
При внесудебной процедуре ликвидации банка учредители назначают ликвидационную комиссию, предварительно согласовав ее состав с ЦБ РФ.
При судебной процедуре ликвидации несостоятельного банка (банкрота) состав такой комиссии утверждает суд.
Банк России, приняв решение о возможности реорганизации кредитной организации или ее ликвидации, направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
На основании указанного решения Банка России и представленных им необходимых документов и сведений уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем 5 рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом Банку России.
Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросу государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией или реорганизацией осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.
Государственная регистрация кредитных организаций в связи с ее ликвидацией осуществляется в срок не более чем 45 рабочих дней со дня представления в Банк России всех необходимых документов.
Государственная регистрация кредитных организаций в связи с ее реорганизацией осуществляется в срок не более чем 6 месяцев со дня представления в Банк России всех необходимых документов.
Реорганизация или ликвидация кредитной организации считается завершенной после внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.