Вопросы источниковедческого анализа законодательных актов советской эпохи.

Законодательные и правительственные акты, как и всякий исторический источник, являются продуктом соответствующей исторической обстановки. Исследование происхождения законодательных актов складывается из 4 основных этапов: законодательная инициатива – почин; процесс разработки и обсуждения законопроекта; обсуждение законопроекта законодательными органами и его утверждение; опубликование закона.

Возникновение законодательной инициативы свидетельствует о появлении новых задач, которые не могут быть решены в рамках существующих законодательных актов. По Конституции РСФСР 1918г. право законодательной инициативы предоставлялось Всероссийскому съезду Советов, ВЦИК, Совнаркому и наркоматам РСФСР. По Конституции 1977г. таким правом пользуются палаты Верховного Совета СССР, его Президиум и постоянные комиссии, Совет Министров СССР, союзные республики в лице их высших органов государственной власти, центральные органы общесоюзных общественных организаций.

Стадия законодательной инициативы завершается принятием полномочным органом решения о необходимости разработки соответствующего законопроекта, составление которого часто поручается специальной комиссии. Второй этап происхождения законопроекта включает в себя образование комиссии для разработки проекта закона, составление проекта с его вариантами, публикацию проекта. По публикации проекта законодательного акта происходит широкое гласное его обсуждение.

Следующий этап прохождения закона связан с обсуждением его проекта высшим органом власти. Для обеспечения заинтересованного и компетентного обсуждения проектов законодательные органы привлекают множество учреждений, ведомств, организаций и отдельных лиц. Такая практика законодательной деятельности приводит к формированию в процессе создания законодательного акта громадных массивов документов, что усложняет источниковедческий анализ происхождения актового материала.

В процессе источниковедческого анализа законодательных актов следует сопоставить публикации законодательного акт и его архивный подлинник. При анализе законодательных актов исследователь устанавливает название и разновидность акта, оценивает так называемый заключительный протокол (наличие необходимых подписей, дата утверждения). Сведения, полученные при изучении происхождения законодательного акта, дают обширный материал для анализа содержания источника. Для этой стадии изучения можно наметить несколько основных вопросов: историческое место закона и его значение; что нового дает он в сравнении с предыдущими актами; какова роль изучаемого закона в социалистическом строительстве.

Анализ законодательных актов можно подразделить на 2 взаимосвязные части: историческая интерпретация и грамматическое толкование терминологии. Историческое истолкование предполагает выяснение соответствия закона объективным закономерностям развития общества, установление классовой направленности закона, причин его появления, результатов применения. Грамматическое истолкование, изучение терминологии законов должно происходить в тесной связи с историческим толкованием законов. Применение закона может порождать и различные толкования. При изучении терминологии закона нужно принимать за основу то значение слова, которое оно имело в момент принятия закона. Различные термины по мере общественного развития наполняются новым содержанием.