Геннадий Массилийский «КНИГА О ЦЕРКОВНЫХ ПИСАТЕЛЯХ»

Традиционно это сочинение марсельского пресвитера не отделяется от произведения Иеронима. В большинстве изданий оно следует в виде органического продолжения-приложения к книге великого стридонца. «О церковных писателях» Геннадия неразрывно связано с творением Иеронима и в хронологическом и в содержательном плане.

1 Филарет. Историческое учение об отцах церкви. С. 379.

2 Murphy EX. Op. cit. P. 130.

! Кстати, на Востоке такого произведения еще не было (Болотов ВВ. Лекции по истории древней церкви. Т. 1. М., 1994. С. 190 (репр. изд. 1907 г.).

4 На Западе вслед за Иеронимом подобные произведения писали Геннадий Массилийский, Исидор Севильский, Илыгефонс Толедский, Сигиберт Гемблаценский, Го-норий Августодунский, Меллиценский аноним и др. Существует два перевода «каталога» на греческий язык (VII и IX вв.; рукопись XIV в. находится в городской библиотеке Цюриха).

5 «Этот небольшой... по объему труд зафиксировал для будущих поколений ориентиры, недостаток которых восполнить было бы невозможно» (Labriolle P. Op. cit. P. 540).

О жизни Геннадия известно лишь то, что он сам сообщил о себе в завершении своего «каталога»1. Вся его жизнь приходится на V век; год рождения неизвестен; скончался он, вероятно, ок. 496 года. Неизвестно ничего ни о его детстве, ни о его обращении в христианство, ни о его посвящении в должность. Единственно, о чем можно говорить с известной долей уверенности, — это о его сочинениях, написанных к середине 90-х годов. Перу Геннадия принадлежат сочинения «Против всех ересей», «Против Нестория» и «Против Пелагия», «О знаменитых мужах» (часто называемое «Каталог церковных писателей»), а также трактат «О тысячном годе и об Апокалипсисе блаженного Иоанна». Кроме того, он написал «Книгу о церковных догматах» (Liber de ecclesiasticis dogmatibus), которую в виде письма отправил папе Геласию I, занимавшему престола св. Петра с 492 по 496 год2. Сделанные им переводы сочинений Евагрия Пон-тийского и Тимофея Элура до наших дней не дошли.

Справедливости ради следует отметить, что посмертную славу Геннадию снискали по не совсем понятным причинам только два его труда — «О знаменитых мужах» и «Книга о церковных догматах». Авторы позднейших биобиблиографических сочинений упоминают, как правило, именно о них. Возможно, что причиной достаточно сдержанного отношения к Геннадию стала убежденность некоторых средневековых ученых в том, что он принадлежал к еретическому течению — полупелагианству. Подобная точка зрения основывалась на факте критики Геннадием блаж. Августина и Проспера Акви-танского. Между тем в начале XVIII века считалось, что в двух старейших кодексах — Веронском и Луккском, а также в Кор-вейской рукописи наиболее резкие полупелагианские пассажи отсутствуют3, а следовательно, вопрос о еретических склонностях марсельского пресвитера оставался открытым4.

1 Валафрид Страбон в книге «De rebus ecclesiasticis», гл. 20, называет Геннадия пресвитером; Бенедикто Платина в комментариях на Симмаха, р. 1, называет его епископом Марсельским (979—980 гг.).

2 Опубликована, в частности, в 58-м томе Латинской патрологии Ж.-П. Миня (кол. 979-1054). Однако ряд исследователей полагает, что это не письмо, а 8-я часть не сохранившегося трактата «Против всех ересей».

3 Cazenove J.G. Gennadius Massiliensis // A Dictionary of Christian biography, literature, sects and doctrines. Ed. by Smith W. and Wace H. Vol. II. London, 1880. P. 631.

4 Эдриан Фортескью приводит ряд аргументов в пользу «полупелагианской гипотезы», основываясь на анализе трактата «Книга о церковных догматах» (Fortescue A. Gennadius of Marseilles // The Catholic Encyclopedia. Vol. VI. 1909).

Считается, что свой труд «О знаменитых мужах» Геннадий написал около 480 года, хотя ряд исследователей относит его создание к 492 или 495 году1. Таким образом, от произведения Иеронима его отделяет целое столетие. Известный немецкий историк средневековой латинской литературы А. Эберт вслед за бенедиктинцами, издававшими труды Иеронима (и Геннадия), высказывался в пользу первой даты. Он полагал, что за это утверждение говорит тот факт, что сам Геннадий сообщает о Тимофее Элуре (LVIII, см. также прим. 14 к тексту) как о живущем на момент составления этого «справочника» человеке. Между тем известно, что этот духовный писатель и церковный деятель скончался в 477 году2.

Вопрос о датировке произведения напрямую увязан и с вопросом о его первоначальном составе. При чтении текста Геннадия неизбежно напрашивается вывод о том, что его сочинение в первом варианте было несколько короче и позднее дописывалось, возможно, даже и не им самим, что в практике средневековой литературы, особенно такого «справочного» плана, встречалось нередко3. Анализ рукописей сочинения Геннадия позволяет предположить, что сам автор, скорее всего, окончил свой труд на главе об Иоанне Антиохийском (ХСШ). При этом не лишена оснований и гипотеза о том, что до 500 года это сочинение претерпело троекратную редакцию, две из которых наверняка были выполнены самим Геннадием, дописывавшим последние главы4. Однако, судя по всему, в основных чертах создание этого труда было завершено все-таки не позднее 480 года

1 Джон Казенов полагал, что, возможно, книга увидела свет в 495 году, ibid. Бруно Чапла полагал, что труд был написан в 491-494 гг. (Czapla В. Gennadius als Litterarhistoriker. Minister, 1898).

2 Ebert A. Op. cit. S. 427, n 1.

1 Так, А. Эберт полагал, что само сочинение дошло до нас не полностью. Основанием для такого вывода служило, в частности, упоминание Ноткера Заики о наличии в нем главы об Амвросии Медиоланском (De inlerpretibus divinarum Scripturarum, 7). Немецкий исследователь полагал, что Геннадий действительно мог написать такую главу, поскольку у Иеронима об Амвросии есть лишь краткое упоминание (Ebert A. Op. cit. S. 426 und n 4.).

* Таково мнение Э. Ричардсона (A Select Library of Nicene and Post-Nicene fathers. Ed. by H. Wace and P. Schaff. Vol. III. Oxford - New York, 1892. P. 354). Возможно, к этому же склонялся и А. Эберт, писавший о позднейшей интерполяции фрагмента последней главы и ставивший под сомнение ее принадлежность перу Геннадия (см. прим. 209 к тексту Геннадия).

(а может быть, и середины 70-х годов). Именно к этому моменту автор написал первые 90 глав, хронологическая преемственность между которыми очевидна. Затем в изложении биографий церковных писателей следует разрыв примерно в 20 лет, с 471 по 490 год, после чего повествование возобновляется. Э. Ричардсон предполагает, что последние 10 глав были добавлены самим Геннадием, либо, что вероятнее, двумя другими людьми1.

Как уже отмечалось выше, книга Геннадия является органическим продолжением труда Иеронима. Это проявилось отчасти в структуре самой книги (вступление, объем глав) и каждой статьи и в том, что ее автор почти в равной степени уделяет внимание как восточным, так и западным писателям, не делая явного уклона в сторону Запада, что было бы вполне естественно. Подобно Иерониму, он посвящает каждому автору отдельную главу, столь же относительно он соблюдает хронологический принцип изложения, его датировки также весьма относительны2. Первые 10 глав фактически являются неким дополнением к труду Иеронима, охватывая IV век. Остальные посвящены следующему столетию. Надо сказать, что первая треть книги Геннадия ценна в первую очередь еще и тем, что содержит сведения о писателях, которые, будучи современниками Иеронима и людьми весьма известными в христианском мире, по каким-то причинам не попали на страницы его книги. Это относится к биографиям Руфина, Пруденция, Сульпиция Севера и др.

Стиль произведения Геннадия на первый взгляд может показаться не таким «стройным и единообразным», как у Иеронима, хотя построение глав в целом соответствует канону — элементы биографии, перечень трудов и характеристика творчества. Однако следует заметить, что в последнем вопросе эта «книжица» гораздо интереснее Иеронимовой, поскольку ее автор гораздо чаще дает критическую оценку творениям своих героев, более ярко проявляя свою (полупелагианскую, как считают некоторые исследователи) позицию3, практически не завися от авторитетных суждений блаж. Августина

1 Op. cit. A Select Library of Nicene and Post-Nicene fathers. Ed. by H. Wace and P. Schaff. Vol. III. Oxford - New York, 1892. P. 354.

2 В лучшем случае автор говорит, при каком императоре этот писатель жил или умер.

3 Признаком проявления неортодоксальности Геннадия А. Эберт, например, считал его относительную терпимость в отношении авторов-еретиков (Op. cit. S. 428).

и Иеронима. В иных местах его текст заметно живее, нежели повествование последнего. Зачастую Геннадий отходит от жесткого стандарта построения статьи, установленного его именитым предшественником. Об этом говорит, например, то, что он не дает столь же методично, как Иероним, перечень названий трактатов, а сразу характеризует и личность автора, и его деяния, прибегая порой к весьма колким и нелицеприятным замечаниям в адрес того или иного церковного писателя. С известной долей вероятности можно даже утверждать, что труд Геннадия отнюдь не менее ценен, чем свод Иеронима; в нем сообщается множество уникальных сведений о духовных писателях, живших на протяжении V века.