Задачи исследования

Определение задач -- это выбор путей и средств для достижения целя исследования. Они могут быть сформулированы как вопросы, ответы на которые позволят прийти к цели исследования. Выбор задач должен быть обусловлен делением цели исследования на подвели (цели второго поряд­ка).

Среди задач исследования должны быть как те. которые обеспечат на­хождение новых фактов, так и те, что помогут включить и^ в систему имеющихся психологических знаний. Исследование будет восприниматься как целостное и законченное, rs том случае, если изучаемое явление не бу­дет выглядеть в вашем описании как изолированное от других психиче­ских явлений или как бесструктурное Поэтому в -число задач исследования надо включить такие, которые позволят определить место изучаемого яв­ления в психике • его взаимосвязи с другими психичрскш-.н явлениями. В любом исследовании желательно установить уровень психики, к которому относится изучаемый феномен, выделить ближайшие уровни психики н детерминанты изучаемого феномена, имеющиеся на этих уровнях, уточ­нить внутреннее строение явления (его компоненты, частные феномены, отдельные характержлики . ').

Для будущего читателя вашей работы- скорее всего- важно составить целостное представление об изучавшемся феномене, увидеть все звенья в той цепи опосредован!!» и взаимосвязей, в которую они включены В опре­делении задач надо стремиться к тому, чтобы в этой цепи стали известны­ми как можно больше звеньев. Выявление отдаленные взаимосвязей бе? прояснения ближайших снижает ценность работы.


В психике немало качеств и процессов, которые являются стержневы­ми в смысле их принадлежности к многим уровням психики. Например, энергичность, тревожность, внимание, память и т.д. Выделение линии стержневого качества и отдельных точек на этой линии помогают точнее описать предмет изучения и очертить круг задач исследования. Любой психический феномен относится к одной или нескольким сферам психики, связан с теми или иными стержневыми качествами. Поэтому любой пси­хический феномен можно рассматривать не только в координатах, грани­цах одной из основных сфер психики (эмоциональной, когнитивной, пове­денческой. коммуникативной), но и в рамках других частей психики. имеющих определенную структурную оформленность. Например- в лично­сти в качестве таковых могут быть взяты: -мотиваиионная сфера, сфера ценностных ориентации, картина мира, опыт, способности и т д. Здесь нельзя дать общих и универсальных рекомендаций, поскольку само деле­ние психики может быть самостоятельной задачей. Ее решение определя­ется теоретической позицией, методологическид) подходом, обшей направ­ленностью исследования.

Частая ошибка в формулировании задач исследования в том, что ав­тор подменяет изложение исследовательских задач описанием плана пред­стоящей работы В этом случае задачи формулируются примерно таким образом. 1) проанализировать литературу по теме, 2) провести экспери­мент (обследование), 3) обработать эмпирические данные, 4) проанализи­ровать полученные результаты и сделать выводы. 'Это описание обычной последовательности шагов научного исследования. В этом описании нет новизны, оно вряд ли интересно читателю. Нетрудно догадаться, что соб­ранные данные надо обработать, затем интерпретировать, формулировать выводы .

Перечисление задач должно помочь читателю понять характер работы и узнать сможет ля он найти в этой работе то, что ищет. Каждому читате­лю удобно с первых же шагов знакомства с текстом, который находится в руках, оценить полезность предстоящего чтения. Например, уже в начале важно узнать ставились ли задачи создать (модифицировать, адаптиро­вать) методики .зля изучения феномена- взятого в качестве предмета ис­следования'' Проводились пли нет обучающие, формирующие эксперимен­ты? Исследование носило срезовый или лонгитюдный характер'.' Ставил ли автор задачу построить модель изучаемою явления или ограничивался получением новых данных о его характеристиках9 Изучение каких сторон явления автор считал важнейшим в своей работе^ Такого рода аспекты и должны быть отражены в перечисляемых исследовательских задачах.