Задачи исследования
Определение задач -- это выбор путей и средств для достижения целя исследования. Они могут быть сформулированы как вопросы, ответы на которые позволят прийти к цели исследования. Выбор задач должен быть обусловлен делением цели исследования на подвели (цели второго порядка).
Среди задач исследования должны быть как те. которые обеспечат нахождение новых фактов, так и те, что помогут включить и^ в систему имеющихся психологических знаний. Исследование будет восприниматься как целостное и законченное, rs том случае, если изучаемое явление не будет выглядеть в вашем описании как изолированное от других психических явлений или как бесструктурное Поэтому в -число задач исследования надо включить такие, которые позволят определить место изучаемого явления в психике • его взаимосвязи с другими психичрскш-.н явлениями. В любом исследовании желательно установить уровень психики, к которому относится изучаемый феномен, выделить ближайшие уровни психики н детерминанты изучаемого феномена, имеющиеся на этих уровнях, уточнить внутреннее строение явления (его компоненты, частные феномены, отдельные характержлики . ').
Для будущего читателя вашей работы- скорее всего- важно составить целостное представление об изучавшемся феномене, увидеть все звенья в той цепи опосредован!!» и взаимосвязей, в которую они включены В определении задач надо стремиться к тому, чтобы в этой цепи стали известными как можно больше звеньев. Выявление отдаленные взаимосвязей бе? прояснения ближайших снижает ценность работы.
В психике немало качеств и процессов, которые являются стержневыми в смысле их принадлежности к многим уровням психики. Например, энергичность, тревожность, внимание, память и т.д. Выделение линии стержневого качества и отдельных точек на этой линии помогают точнее описать предмет изучения и очертить круг задач исследования. Любой психический феномен относится к одной или нескольким сферам психики, связан с теми или иными стержневыми качествами. Поэтому любой психический феномен можно рассматривать не только в координатах, границах одной из основных сфер психики (эмоциональной, когнитивной, поведенческой. коммуникативной), но и в рамках других частей психики. имеющих определенную структурную оформленность. Например- в личности в качестве таковых могут быть взяты: -мотиваиионная сфера, сфера ценностных ориентации, картина мира, опыт, способности и т д. Здесь нельзя дать общих и универсальных рекомендаций, поскольку само деление психики может быть самостоятельной задачей. Ее решение определяется теоретической позицией, методологическид) подходом, обшей направленностью исследования.
Частая ошибка в формулировании задач исследования в том, что автор подменяет изложение исследовательских задач описанием плана предстоящей работы В этом случае задачи формулируются примерно таким образом. 1) проанализировать литературу по теме, 2) провести эксперимент (обследование), 3) обработать эмпирические данные, 4) проанализировать полученные результаты и сделать выводы. 'Это описание обычной последовательности шагов научного исследования. В этом описании нет новизны, оно вряд ли интересно читателю. Нетрудно догадаться, что собранные данные надо обработать, затем интерпретировать, формулировать выводы .
Перечисление задач должно помочь читателю понять характер работы и узнать сможет ля он найти в этой работе то, что ищет. Каждому читателю удобно с первых же шагов знакомства с текстом, который находится в руках, оценить полезность предстоящего чтения. Например, уже в начале важно узнать ставились ли задачи создать (модифицировать, адаптировать) методики .зля изучения феномена- взятого в качестве предмета исследования'' Проводились пли нет обучающие, формирующие эксперименты? Исследование носило срезовый или лонгитюдный характер'.' Ставил ли автор задачу построить модель изучаемою явления или ограничивался получением новых данных о его характеристиках9 Изучение каких сторон явления автор считал важнейшим в своей работе^ Такого рода аспекты и должны быть отражены в перечисляемых исследовательских задачах.