Анализ прибыли от реализации произведенной продукции

 

Анализ прибыли от реализации произведенной продукции начинается с проверки баланса произведенной продукции и общей оценки влияния на выполнение плана прибыли изменения прибыли в остатках готовой продукции на начало и конец отчетного года. Для этого составляется следующая таблица по плановым и фактическим показателям (см. табл. 38).

 

Таблица 38

 

Баланс произведенной готовой продукции

 

(тыс. руб.)

Показатели План Факт Отклонение фактической прибыли от плановой
Плановая себестоимость произведенной продукции Произведенная продукция в отпускных ценах прибыль Полная себестоимость произведенной продукции Произведенная продукция в отпускных ценах прибыль
1. Остатки готовой продукции на начало года -
2. Выпуск продукции в отчетном году 10 888 12 056 1 168 11 279 12 673 1 394 +226
3. Остатки готовой продукции на конец отчетного года +42
4. Реализовано готовой продукции за отчетный год 10 845 12 052 1 207 11 224 12 615 1 391 +184

 

Примечание: 1) прибыль от выпуска продукции в ценах плана составила 1372 тыс. руб. (12 651 тыс. руб. - 11 279 тыс. руб.);

2) плановые показатели определяются как разность между объемом реализации, суммой остатков продукции на начало года и плановым ее выпуском.

 

Анализ приведенных данных в балансе произведенной готовой продукции (табл. 38) позволяет сделать заключение о том, что план прибыли от выпуска продукции перевыполнен на 226 тыс. руб., или на 19,3% (226 тыс. руб. х 100 : 1168 тыс. руб.), а от реализации - на 184 тыс. руб., или на 15,2% (184 тыс. руб. х 100 : 1207 тыс. руб.). Однако увеличение прибыли в остатках готовой продукции на конец года привело к уменьшению прибыли от реализации на 42 тыс. руб.

Одной из причин такого положения может быть наличие в остатках высокорентабельной продукции вместо предусмотренной в расчетах плана низкорентабельной. В этом случае необходимо выяснить, какие конкретные изделия и по каким причинам не были реализованы в отчетном периоде. Чаще это возникает из-за отказа покупателей от поступивших изделий с дефектами и возвращенных изготовителю для их устранения. Реализация такой продукции - резерв увеличения прибыли (42 тыс. руб.) в следующем отчетном периоде.

В ходе анализа рассматривается номенклатура продукции, которая осталась на складе, с целью выявления изделий, которые не пользуются спросом или сбыт которых ограничен. В случае наличия таких изделий выясняется, не предусмотрен ли их дальнейший выпуск в последующем для решения вопроса о снятии с производства вышеуказанных изделий или сокращении выпуска до размеров, обеспеченных сбытом.

Выполнение плана прибыли от реализации продукции анализируется также исходя из следующих данных (см. табл. 39).

 

Таблица 39

 

Прибыль от реализации выпущенной продукции

 

(тыс. руб.)

Показатели N строки По утвержденному плану По плану на фактически реализованную продукцию По отчету
А Б
1. Производственная себестоимость 10 759 11 222 11 139
2. Коммерческие расходы (расходы на продажу)
3. Итого полная себестоимость 10 845 11 308 11 224
4. Выручка от реализации 12 085 12 666 12 688
5. Результат:        
прибыль 1 240 1 358 1 464
убыток - - -

 

Данные табл. 39 свидетельствуют о том, что фактическая прибыль от реализации произведенной продукции больше запланированной на 224 тыс. руб. (1464 тыс. руб. - 1240 тыс. руб.).

Для более глубокого анализа выявляются факторы, повлиявшие на выполнение плана по прибыли.

Прежде всего следует проанализировать, какое влияние на выполнение плана прибыли оказали изменение отпускных цен, смена покупателей. Влияние изменения отпускных цен на прибыль от реализации продукции определяется путем сопоставления фактической выручки от реализации выпущенной продукции с выручкой от реализации продукции при плановых ценах на фактически реализованную продукцию. За счет этого фактора прибыль организацией была увеличена на 22 тыс. руб. (12 688 тыс. руб. - 12 666 тыс. руб.).

Затем анализируется влияние на прибыль результатов выполнения плана по реализации продукции, которое рассчитывается следующим образом:

а) план реализации продукции в отпускных ценах выполнен на 104,8% (12 666 тыс. руб. х 100 : 12 085 тыс. руб.);

б) за счет перевыполнения плана реализации продукции получено дополнительно прибыли (сверх плана) 59,5 тыс. руб. (1240 тыс. руб. х 4,8% <***> : 100).

--------------------------------

<***> (12 666 тыс. руб. - 12 085 тыс. руб.) х 100

------------------------------------------- = 4,8%.

12 085 тыс. руб.

 

На размер прибыли оказывает влияние уменьшение себестоимости реализованной продукции.

Влияние на прибыль уменьшения себестоимости реализованной продукции определяется путем сопоставления фактической себестоимости продукции с плановой себестоимостью того же (фактического) объема продукции:

а) по плану в пересчете на фактически реализованную продукцию производственная себестоимость составила 11 222 тыс. руб., а фактически - 11 139 тыс. руб., то есть меньше плана на 83 тыс. руб. (11 222 тыс. руб. - 11 139 тыс. руб.);

б) от снижения расходов на продажу прибыль увеличилась на 1 тыс. руб. (86 тыс. руб. - 85 тыс. руб.).

Всего за счет уменьшения себестоимости реализованной продукции получено сверхплановой прибыли 84 тыс. руб. (83 тыс. руб. + 1 тыс. руб.).

На размер прибыли оказывает влияние изменение ассортимента и качества фактически реализованной продукции в сравнении с планом. В вышеприведенном примере вследствие изменения ассортимента реализованной продукции и качества получено дополнительно прибыли согласно следующему расчету:

а) прибыль по плану в условиях фактической номенклатуры и фактического объема реализации (по плану на фактически реализованную продукцию) составила 1358 тыс. руб. (12 666 тыс. руб. - 11 308 тыс. руб.);

б) прибыль в отчетном году в условиях плановой структуры с учетом выполнения плана реализации равна 1299,5 тыс. руб. (1240 тыс. руб. х 104,8% : 100).

Следовательно, дополнительная прибыль составила 58,5 тыс. руб. (1358 тыс. руб. - 1299,5 тыс. руб.).

Общая сумма сверхплановой прибыли образовалась на общую сумму 224 тыс. руб., в том числе увеличилась:

- от завышения цен на выпускаемую продукцию - на 22 тыс. руб.;

- от роста объема реализации - на 59,5 тыс. руб.;

- от уменьшения себестоимости реализованной продукции - на 84 тыс. руб.;

- от изменения ассортимента и качества - на 58,5 тыс. руб.

Кроме того, при анализе выполнения прибыли рассматривается состояние расчетов с покупателями. Для этой цели приведем таблицу с данными о состоянии ненормируемых оборотных средств (см. табл. 40).

 

Таблица 40

 

(тыс. руб.)

Показатели На начало года На конец года Изменения
А
1. Денежные средства - всего -26
в том числе на расчетном счете -19
2. Товары отгруженные по расчетным документам, не оплаченным в срок покупателями -1
3. Товары на ответственном хранении у покупателей ввиду отказа от акцепта - +19
4. Дебиторы - всего +5
в том числе прочие дебиторы -
Итого средств -3

 

Из рассмотрения данных табл. 40 о состоянии ненормируемых оборотных средств и таблицы "Остатки нереализованной продукции" (см. табл. 26) можно сделать следующие выводы: неплатежи покупателей за отгруженную им продукцию составили на конец года по фактической себестоимости 71 тыс. руб., а в отпускных ценах организации - 79 тыс. руб., что оказало влияние на недополучение прибыли на сумму 8 тыс. руб.

При анализе результатов от реализации продукции за отчетный год определяется рост прибыли в сравнении с прошлым годом. В приведенных ранее данных по прибыли от реализации рост прибыли по плану на отчетный год от реализации выпущенной продукции был предусмотрен в сумме 287 тыс. руб. (1240 тыс. руб. - 953 тыс. руб.), или на 30,0% (287 тыс. руб. х 100 : 953 тыс. руб.) к прибыли за предыдущий год. Фактически же прибыль за отчетный год увеличилась против прошлого года на 511 тыс. руб. (1464 тыс. руб. - 953 тыс. руб.), или на 53,6% (511 тыс. руб. х 100 : 953 тыс. руб.).