Проблема реидеологизации

Начинается новый идеологичес­кий век.

 

Р. Арон

 

Традиционные клише вроде «правый» или «левый», «ком­мунизм» или «капитализм» ут­ратили свой смысл. Люди ищут новую ориентацию, новую фи­лософию...

 

Э. Фромм

Новая ситуация обусловила важное значение ми­ровоззренческих ценностей, утверждающих идеи постиндустриального развития. Когда изменения ре­ального мира не находят соответствующего отра­жения в идеологии, ценности проявляют тенден­цию к утрате своего смысла. В свою очередь, безтворческой объединяющей идеи и объединяющих ценностей все разваливается. Понимание этого вело в 70-е годы к формированию процесса, получивше­го название «реидеологизации». Он пришел на смену «деидеологизации» и означал тенденцию и действия, направленные на усиление влияния иде­ологии на жизнедеятельность общества.

Возвращение к признанию роли и действенной силы идеологии в обществе происходило на основе прагматическо-инструментального подхода, опира­ющегося на её функции: а) познавательно-аналити­ческая группа включает объяснительную, оценочную, прогностическую; 6) практически-прикладная груп­па включает интеграционную, мобилизующую, охранительную, ориентирующую, побуждающую.

Наличие классово-стратификационных структур, их объединений и организаций по принципу «общего интереса», делало идеологию (выражающую

эти интересы) - идею как идеал - универсаль­ным средством консолидации, направлением целеус­тремленных действий людей в борьбе за свою жиз­неспособность. Будучи отражением социальных интересов (субъективность), она пронизывает соци­ально-практическую деятельность и поведение со­циальных субъектов. Следовательно, идеология являлась необходимым компонентом общественной жизни. При этом социальная диффе­ренциация обусловливает наличие в ней разных по содержанию и характеру видов идеологии - групповых, классовых, национальных, государственных,

религиозных и др. Поэтому требование «освобо­диться (отказаться) от идеологии» противоречит её сути: невозможно с помощью лозунгов, заклина­ний отменить то, что является имманентным моментом в жизни общества. Даже агрессивная кри­тика идеологии чаще всего является лишь формой испытания образцов нарождающихся её видов аль­тернативного порядка в борьбе «за место под солн­цем». Реально вопрос может сводиться к отказу от определенной идеологии, её смене, переидеологи­зации, приведению к новому качественному содер­жанию, объективно отражающему действительные социально-исторические реалии.

Идеология придает тот или иной смысл дей­ствиям людей. Но её ценностная ориентированность отличает идеологию от объективно-научных по­строений, от науки в целом. В своей способности выдвигать прогнозы на будущее она сближается с утопией. Обоснование одних ценностей и опровер­жение других ведет к тому, что идеологические

построения тянутся к мифотворчеству. Огосударствление догматизирует идеологические доктрины, возводя их в абсолют и чрезвычайно упрощая, клишируя и т. п. Наличие в идеологии и обыден­ного уровня, связанного с ближайшими интереса­ми людей, обусловливает присутствие в ней народ­ного здравомыслия, своеобразно выражающего мироощущение и общественное мнение. В практи­ческой, прикладной идеологии имеет место про­граммный компонент (политические документы, манифесты, платформы, призывы, лозунги и т. п.), формирующий конкретную устремленность соци­альных сил в социально-политической обстановке.

Ценностная природа обусловливает проявление в идеологии научности и не научности, конструк­тивности или деструктивности, прогрессивности или реакционности, а отсюда - либо плодотворной, либо негативной роли в общественной жизни. Сле­довательно, между наукой и идеологией может воз­никать конфронтационный тон. Но это вовсе не исключает необходимости опоры второй на пер­вую, использование идеологией научного знания, как основы обретения ею черт научности, обновле­ния, не отменяя различия между наукой и идеоло­гией.

В условиях перехода общества к постиндустри­альному развитию на смену классовой идеологии приходит новая технократическая (неполитичес­кая) - «постидеология» с элементами научности под влиянием науки и техники. Данная ситуация характеризуется тем, что духовный мир деполити­зированной общественности пронизан технократи­ческим сознанием, заглушающим социальные ан­тагонизмы. Этот подход трансформируется в поиски глобальной, планетарной, панидеологии, ориенти­рованной на общечеловеческие ценности, надклас­совый и безнасильственный мир, гуманную и де­мократическую альтернативу.

Концепция планетарной цивилизации базирует­ся на общности исторической судьбы, взаимозави­симости государств и народов. Торговый строй пос­тоянно стремится к организации единой универсальной формы мирового масштаба. Кочевничество - высшая форма торгового строя. Магнитная карточка становится подлинным протезом индиви­дуальности («Я» человека), открывающим ему доступ к универсальному рынку. Данная тенденция схватывает линию развития, направленную на реализацию интернационалистического вектора ми­рового хозяйствования как доминанты современ­ной эпохи. Это путь, позволяющий подняться над ограниченными классовыми, национальными, ре­лигиозными интересами и другими разногласиями, добиваться баланса интересов различных социаль­ных групп, обществ, государств, общественных движений и т. д. как сердцевины целостного мира. На этой основе в жизни человечества как глобальной общности складывается особый тип общественного сознания - общечеловеческое сознание, воспринимающее действительность в её геополитическом, своего рода вселенском, планетарном аспекте. В таком плане выдвижение идеи планетар­ной идеологии также правомерно и своевременно она должна быть способной убеждать людей в необходимости выполнять действия надклассового наднационального и надгосударственного порядка. Приведенный подход демонстрирует действитель­ную деидеологизацию общества, т. е. не отказ от идеологии вообще, а отказ от устаревших идеоло­гических постулатов, сложившихся в условиях конфронтации, противоборства «двухполюсных» идеологий, и переход к парадигмам, нетрадиционным решениям с учетом интеграционных, универсалистских социальных процессов. Действительно, ход современного мирового развития обусловливает ocтрейшую необходимость партнерства всех участников мирового сообщества в борьбе за общечелове­ческое выживание: стремление к спасению цивилизации от угрозы оружия массового уничтожения, ликвидации опасных болезней, сохранению; природы планеты, рациональному распоряжению небесконечными её ресурсами, созданию достойных условий для развития всех людей и народов земли. Если люди не одержат победу в этом направлении, то теряют смысл и попытки обеспечить коренные интересы людей, права человека распоряжаться собственной судьбой.