Искусство как оружие критической революции
Революция - это трип.
Популяризация «критической теории» завершилась омассовлением леворадикальных ориентаций студенческими движениями 60-х годов (Япония, Южная Корея, Турция, Бразилия, CIIIA, Франция, Италия, ФРГ и др.). Здесь разочарование существующим статус-кво дополнил ось и разочарованием «советским социализмом» после ввода советских войск в Чехословакию в 1968 г. Студенческие выступления несли в себе анархические, левоэкстремистские (терроризм), нигилистические мотивы со свойственными им «перескакиваниями» от критики конкретных явлений жизни к критике всякой цивилизации, социальности, культуры. Среди молодежи использовалась и такая форма борьбы против «презираемого общества», как борьба «путем жизни вне его». Формировались молодежные движения контркультуры - хиппи, битники, хиппи, диггеры, панки и т. п. «дети дветов»(дети любви). Их главная установка - удовольствие как образ жизни. Она лежит в основе концепции самовыражения посредством самовыражения своего «Я». Индивидуальный эгоцентризм (нарциссизм, пупизм) оправдывает максимальную свободу выбора: «все дозволено» - пансексуализм, наркомания и прочие «экзотические» явления социальной жизни. Они рассматриваются как единственное спасение от безжалостных сил индустриального общества, уничтожающего человеческую индивидуальность. Данная форма поведения строилась по формуле: «Лучше ужасный конец, чем ужас безконца».
В состоянии опьянения (алкоголь, наркотики, эротика и т. п.) индивид «выходит из себя» освобождается от тягостного самосознания призванности чему-то. Переходя в «экс-татическое» состояние, человек становится открытым для истинного наслаждения, т. е. наслаждения полным слиянием с природными стихиями, своей собственной «витальностью». Революция - это самый глубокий выход людей «из себя», освобождения от «буржуазного Я» (революция - это трип). Являясь одновременно и коренным переворотом в «структуре влечений» («витальных» влечений), она есть действительно «тотальная революция», приводящая к возникновению действительного нового индивида.
Особая роль в практической критике индустриального общества отводилась искусству и художнику, которые находили новое самосознание и стояли в авангарде сопротивляющихся, бунтующих и протестующих. Однородному обществу принадлежат традиционные формы и средства художественного выражения - отражение реальности, эстетическое воспитание, эстетизация окружающей среды. Их разрушение означало начало высвобождения не только искусства, но и самого человека. Эти процессы тесно были связаны с эстетическим преобразованием действительности. Искусство стало фактором критики и бунта против современного общества. Этим, в частности, обусловлено и то, что оно оппозиционно настроено не только к публике и общественному мнению, но и к любой власти вообще и ценностям, её репрезентующим. В этой атмосфере разрушения традиции и традиционных ценностных ориентаций искусство становилось средством отрицания научно-технической организации общества. Новое искусство - искусство модернизма - стремилось разрушить позиции «наивного реализма» и сформировать новое ощущение индивида - эмансипацию субъекта.
Формальная рационализация, калькулируемость социальных действий и манипулирование ими в современном обществе вызывает разрушительный антагонизм природы и сущности человека, его бездуховности. Тотальное стремление укротить (покорить) природу редуцировало человеческую субъективность до роли простого орудия репрессии, породило репрессивную культуру. В результате происходит «исчезновение человека» и формируется настроение отчаяния.
Существующий мир - это мир абсурда. Выход из него заключался в том, чтобы примирить «разум» И «природу», излечив первый от «помрачения, а вторую - от «бездуховности». Эту задачу способно решить лишь искусство, воссоздающее в своих произведениях-отрицаниях своего рода «антимир». Таким искусством является «левый» авангардизм, сюрреализм, способные создавать сверхреальность - «вопль разума против самого себя». Это отрицающее - деструктивное искусство использовало для достижения успеха эпатаж (скандальное поведение, нетрадиционные ориентации и провокации) как метод и стиль поведения. Оно создавало новый поэтический язык, выходящий за пределы реального в сюрреальное и расширяющий «освободительные возможности революции». Последняя всегда является и «восстанием против репрессивного разума», повседневного языка, выражающего обыденные реалии. Поэтический язык выражал и формировал сюрреалистическое - «революцию восприятия», сопровождающую политическую революцию: он являлся инструментом революции. Авангардизм сообщал искусству «негативную», «разрушительную» силу, то есть разрушал старые структуры восприятия, «рассублимировал традиционную культуру» И подготавливал к реальности грядущего. Авангардистское искусство должно было «прикончить» репрессивную культуру, с помощью которой индустриальный мир декорировал свою рациональность.
Представители художественного авангарда, отвергая рациональные начала в искусстве, акцентировали такие его качества, как стихийность, инстинктивность, которые были призваны возродить в человеке творческое начало, лежащее в основе
всякой культуры. Данный авангардистский бунт против социально-идеологической ангажированности искусства в работах Адорно рассматривался как «антиидеологическая идеология» - критическое отношение к буржуазной реальности.
Авангардизм, в отличие от масскульта (кича), ориентировал на духовные начала в человеке и являлся «голосом и совестью» эпохи в критическом переосмыслении рационалистического мировоззрения. Он пытался в обывателе пробудить человекa, сдвинуть его с' мертвой точки. Катарсис в такой ситуации не просто эмоциональное очищение, а обращен к человеку в целом - это способность искусства потрясать все его основания (нормы, идеалы, образцы поведения и т. п.). В этом ключе рассматривал Адорно художественно-творческое отношение к действительности как стихию аффекта, полного негативности в поисках выхода из тупика индустриальной цивилизации. Благодаря авангарду первоначально возникало ощущение «неуютности в культуре» (Фрейд), затем – чувство отчуждения и, наконец, абсурда. За этим усматривалась перспектива «хирургических» вмешательств в культуру: разрушение данной культурной реальности и лежащих в её основе принципов. После этого - созидание нового культурного универсума.
Таким образом, сторонники леворадикальной социологии утверждали, что высшее предназначение авангардистского искусства, выражающего новую мировоззренческую позицию, быть в оппозиции к культурной и художественной традиции, ко всякой официальной идеологии. Они полагали, будто антагонизм идеологии и художественной деятельности снимется лишь в «проституированном искусстве» в рамках индустриальной культуры. Обеспечить выход общества из кризиса способны только люди, причастные к авангардистскому искусству и авангардистскому типу поведения: лишь эта небольшая часть способна противостоять авторитарным (а значит «фашизоидным») установкам, которые создают почву для фашистских режимов (куда причислялся и Советский Союз). Отсюда делался политический вывод: спасти человечество может лишь революция. А осуществить её может только горстка представителей авангардистско-революционистского сознания. Леворадикальные выступления студенческой молодежи, террористические акции и контркультура вызвали отрицательные реакции у их вдохновителей, и многие представители радикальной социологии выступили теперь в защиту «демократии от анархии и диктатуры». В частности, Т. Адорно после Молодежных «акций протеста» пришлось свидетельствовать на суде против своих учеников. Последние использовали этот факт для доказательства его «контрреволюционности». Вскоре после этих событий он умер (1969 г.).
Эта смерть символизировала сход радикальной социологии с социально-критических позиций.