Конфликтологическая парадигма
Кто умеет справиться с
конфликтами путем их признания
и регулирования,
тот берет под свой контроль
ритм истории. Кто упустит эту возможность,
получает ритм себе в противники.
Р. Дарендорф
На рубеже 50-60-х годов в социологии проявился повышенный интерес к проблеме конфликта. Работы Р. Дарендорфа, Л. Козера, Р. Миллса, Р. Мура, К. Болдинга и др. сделали эту тему доминирующей и едва ли не самой популярной. В результате формируется конфликтологическая парадигма немарксистской ориентации, в которой конфликт был представлен как универсальный и позитивный фактор, динамизирующий социальный прогресс и поддающийся рациональному регулированию. Идея равновесия при этом рассматривалась как красивая, но ложная теория. Точка зрения в ней на конфликтные ситуации как только питающие революционные брожения, дестабилизирующие социальный мир и ведущие к распаду систем была также поставлена под сомнение.
Ещё пионеры теории малых групп (Л. Гумплович, Г. Ратценхофер, Н. Михайловский, Ж. Тард, Г. Лебон, Ч. Кули и др.) рассматривали конфликт сквозь призму закона борьбы за существование как естественного закона общества. Распространению точки зрения на конфликт как неизбежный в социальной жизни феномен способствовал выход в свет работы Г. Зиммеля «Конфликт» (1955 г.). Одним из первых, кто в этот период занялся разработкой конфликтологической проблематики, был Р. Дарендорф. Его теория «социальных конфликтов» основана на идее «переплавки» социальной структуры современного капитализма, в результате которой противостоящие друг другу крупные однородные классы перестали существовать. Существующие социальные группы различаются не по социально-экономическим причинам, а исключительно отношениями власти (господства и подчинения). К ним он относил: 1) господствующие элементы, 2) класс служащих, 3) классы нижестоящие, 4) класс свободных интеллектуалов. Особую роль Дарендорф отводил категории служащих, имеющей тенденцию к расширению за счет других социальных групп (аналог концепции «растущего среднего класса»). Между дробными социальными группами имеет место многообразие аспектов взаимодействия в едином общественном организме, одним из проявлений которого является конфликт: он есть оборотная сторона интеграции - результат сопротивления существующим в обществе отношениям господства и подчинения.
Ввиду того, что социальные конфликты не имеют своей подоплекой классовые, производственные отношения, они не носят антагонистического характера. В условиях усиления тенденции к социальному усреднению, конкретным выражением которой является «возвышение класса служащих», абсорбирующего соседние социальные слои, конфликт выступает неизбежным и необходимым динамизирующим фактором общественной эволюции, социального прогресса. Подобная природа социального конфликта обусловливает и соответствующие пути их разрешения через «институционализацию», т. е. через «рациональное регулирование» и направление в нужное русло. Достигается это посредством разработки определенных процедурных правил, создания соответствующих третейских органов и применения законодательных и политических мер. Наличие различных типов микро- и макроконфликтов в условиях неравенства, неравномерности распределения, которые разрешаются демократическим путем, является показателем жизнеспособности общества.
А. Созер определял конфликт как сугубо идейное (идеологическое) явление, которое обнаруживает себя в борьбе за власть, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т. п. Он есть столкновение интересов и ценностей, проявляющееся в идеологическом противоборстве взаимодействующих сторон и ведущее к социальной напряженности и конфронтации. В обществах, где наличествуют «враждебные классы», конфликты грозят через революционное насилие разрушением социальных связей и самой социальной системы. Наличие конфликтов и их разрешение в обществах «плюралистической демократии» предотвращают окостенение социальных отношений и являются источником обновления. Открытое общество реализует себя через баланс конфликтов, устанавливающих принципы социального взаимодействия между группами и индивидами.
Однако не все виды идеологического конфликта выполняют данную роль. Поэтому особый вопрос критерий прогрессивности или реакционности в конфликте, который позволяет определить его конструктивную или деструктивную значимость. А это, в свою очередь, определяет позитивное или негативное отношение к самому идеологическому конфликту, где первое предполагает не избежание или подавление всех и всяческих конфликтов, а дифференцированное к ним отношение на основе отказа от принципа «или борьба, или сотрудничество», неизбежно порождающего конфронтационные, разъединительные тенденции.
Такой подход к идеологическому конфликту связан с проблемой идеологического компромисса и конвергенции. Её решение связано с пониманием содержания и технологии протекания, выступающих в качестве оснований для классификаций, анализа и разрешения конфликта. Общество способно развиваться только в условиях конкуренции, цивилизованной борьбы, творческого состязания людей, идей, позиций, вещей, памятуя, что «лучшее есть враг хорошему». В этих, нормальных для общества, условиях существуют многообразные формы отношений от сотрудничества и конструктивного диалога до противоборства и конфронтации. Конфликт - это столкновение противоположных интересов и ценностей, на которых основываются социальная жизнь и движения, которое проявляется в противоборстве взаимодействующих сторон, ведущем к социальной напряженности или конфронтации. В этом его универсальность: конфликт не исчезает, а лишь приобретает новые формы и масштабы, видоизменяется применительно к различным сферам жизнедеятельности _
бытовой, экономической, политической, духовной и т. д. Он рождается из взаимной зависимости сторон, когда в зонах их деятельности существует возможность преднамеренного блокирования действий другой стороны.
Обратимся к технологии конфликта безотносительно к содержанию. Есть две стадии конфликтного поведения: 1) латентная (скрытая) - повышение уровня локальной неудовлетворенности, поворот общественного мнения к протесту и т. п.;
2) явная - социальные действия со стороны оппонентов. Конфликт состоит из нескольких компонентов: а) конфликтной ситуации, включающей в себя объект и оппонентов (социальные группы, общественные движения, партии, организации и т. д.); б) инцидента (действия со стороны оппонентов); в) социальной среды, влияющей на протекание конфликтного поведения. Основные подходы к исследованию конфликтов можно выразить в схеме:
Даже этот краткий перечень механизмов социального конфликта открывает путь к конструктивному аналитико-прогностическому поиску разумных решений в его разрешении (регулировании через переговорные процессы), адекватных каналов выражения конфликтного поведения и т. п.
Основными путями разрешения конфликтов являются консенсус и конвергенция на основе прагматического здравомыслия, терпимости к инакомыслию, уважения к его носителям как партнерам по поиску истины. Все это составляет новый пласт идеологической культуры, проявляющийся как фон, на котором протекают данные процессы. Вопрос заключается в том, какими способами должны достигаться консенсус и конвергенция, их критерии и мера, форма и границы и т. п. Одним из механизмов приведения к ним является компромисс как добровольная сдача позиций каждой из сторон конфликта для достижения общей цели. Тем самым снижается (снимается) конфронтационная возможность развития конфликта.
Формирующаяся конфликтологическая парадигма немарксистской ориентации давала свою версию социального мира, в котором общество осуществляет себя через конфликтные ситуации (баланс конфликтов): результирующая их разрешения формирует существующие социальные структуры и отношения. В целом, перенос акцента на идеи социального изменения и конфликта, наложившие ограничения на концепцию о спонтанном поддержании равновесия социальной системы, способствовал проникновению в социологию теории организации. На уровне математического моделирования начали изучать условия, характерные для конфликтных ситуаций и возможности преднамеренных социальных изменений. Полученные при этом варианты моделей (образцов) процессов изменения затем проверялись эмпирически. Тем самым расширилось поле исследовательских ситуаций, дополняющееся сферой сознательной организации социальных процессов. Либеральная критика апологетических крайностей индустриального развития в рамках структурного функционализма открывала путь к реальной перестройке - «трансформации капитализма» перед лицом новых исторических перспектив - постиндустриальным развитием общества.