Герменевтические идеи в социологии искусства

 

Красота спасет мир, если чело­век в полной мере постигнет смысл этой красоты.

 

А. Камю

 

Эстетический объект - это про­изведение искусства, воспринятое как таковое, произведение искус­ства, добившееся восприятия, которого оно домогалось, кото­рого оно заслуживает и которое совершается в послушном созна­нии зрителя.

 

А. Дюфренн

 

Феноменологические идеи продуктивно приме­няются в социологии искусства как генератор язы­ковых структур, образов, смыслов. Базирующийся на них герменевтико-рецептивный подход, широко используемый в эстетических исследованиях в рус­ле «игрового» толкования человеческого существо­вания К.-О. Аппеля, г.-г. Гадамера, В. Изера, Х.-Р. Яусса и др., позволяет вскрывать механизмы взаимопонимания между искусством и аудиторией, воздействия художественного произведения на людей.

Художественный процесс в концентрированном виде включает экзистенционально-феноменологичес­кую проблематику, соединяющую чувственность и рассудок, субъективное переживание и понимание в единой смыслообразующей целостности: целост­ный интеллектуально-эмоциональный акт как пре­рогатива художественного сознания. Предметом ис­следования в нем являются пласты и акты сознания, через которые осуществляется восприя­тие художественного произведения.

В функционировании искусства выделяют три типологических состояния: 1) творческий замысел художника; 2) собственно произведение искусства;

3) его восприятие. В художественной коммуника­ции «художник - произведение - аудитория» представлены следующим образом.

Художник осмысливает действительность, твор­чески воссоздает ее явления и процессы, исполь­зуя средства выражения художественной идеи и воплощая ее в произведении.

Художественное произведение является отраже­нием действительности с помощью знаковой систе­мы, несущей художественную информацию.

Аудитория и ее восприятия являются заверша­ющим звеном художественной коммуникации. В свою очередь восприятие включает: а) рождающее смысл взаимодействие личности реципиента (зри­теля) и текста; б) расшифровку знаковой системы и постижение смысла художественного текста; в) интерпретацию смысла; г) оценку произведения.

В частности, в акте восприятия искусство ста­новится социальным фактом, который фиксирует­ся при воздействии художественного произведения на аудиторию. Именно посредством эмпирического описания явлений художественного произведение на аудиторию. Именно посредством эпирического описания явлений художественного переживания и восприятия, как количественно измеряемых от­ветных реакций, можно судить, какова социаль­ная природа и функции искусства. Так, за простой психологической реакцией, вызванной чтением, скрывается сложная, многогранная структура вза­имодействия. Поэтому чтение можно осмыслять как культурный факт, т. е. гораздо шире, чем только отношение между читателем и художественным про­изведением. Процесс чтения обретает свое подлин­ное значение лишь в смысловом контексте культу­ры.

Акт взаимодействия произведения и аудитории устанавливает известную адекватность между ними.

Вполне возможно, что они вступают во взаимодей­ствие не всем богатством своих внутренних струк­тур, а только одним или несколькими аспектами. Характер более или менее богатого взаимодейст­вия обусловлен как художественным потенциалом произведения, так и личностной структурой ауди­тории. Для лучшего понимания произведения не­обходимо вырабатывать в сознании реципиента соответствующие смысловые структуры («корреля­ты»).

Художника, произведение и аудиторию связы­вает интерпретация (сознание - смысл), т. е. не произведение, а комментарий к нему является пред­посылкой идентичности восприятия. При этом не­обходимо выяснять и уточнять, какому пласту сознания принадлежит то или иное суждение и в какой мере это суждение требует очищения от разного рода напластований.