ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время идет активный процесс развития социологии как самостоятельной научной дисциплины. Публикуются различные курсы и программы, издан ряд учебников общей и теоретической социологии. При знакомстве со мно­гими из них возникает ощущение «теоретической свалки», напоминающей опыт небезызвестной «на­уки» - научного коммунизма. Происходит это по­тому, что мы все еще находимся во власти старых догм и представлений, трудно освобождаемся от традиций, наследия социокультурного изоляциониз­ма и приобретаем новый научный и исследователь­ский опыт. Марксизм утратил теоретико-методологический статус отечественной социологии. В результате образовался вакуум, вызвавший расте­рянность У некоторой части социологов. С одной стороны, они потеряли привычную почву под но­гами. С другой - продолжают рассматривать ус­пешно развиваемые в западной социологии теоре­тические концепции как неприемлемые для научного пользования. В преодолении данной си­туации ощущается недостаточность знания исто­рии развития социологии как целостной науки.

Следует отметить, что в советское время история социологии была разработана совершенно неудовлет­ворительно. В нашей историографии, во-первых, гос­подствовала концепция истории как политики, опро­кинутой в прошлое. История рассматривал ась как инструмент идеологической борьбы. Марксистская философско-социологическая мысль превратилась в служанку официальной политики и идеологии. В ус­ловиях жесткой дихотомии «марксистское - немарксистское» господствовало мнение, что широкое ознакомление с немарксистской социологией не име­ет принципиального значения, поскольку она не со­держит научного понимания общественного разви­тия. Идеологическая инфицированность искажала представление о ней и затрудняла интеграцию с ми­ровой социологией. В результате в том, что называ­лось «марксистской социологией», выпал пласт куль­туры, который во многом определяет лицо современной цивилизации, ее гуманистические до­стижения.

Конфронтационный дух, ориентация на пропа­гандистскую тональность, на эффект немедленного «разгрома врага» сказывались на теоретической глубине и практической пользе трактатов по кри­тике буржуазной (немарксистской) социологии. При этом господствовал двойной стандарт: критика в адрес противника - законна, а выводы альтерна­тивных марксистской социологии направлений, про­тиворечащие собственным представлениям, - клевета. Это обусловило необходимость избавления наследия мировой социологии от груза обвинений, носящих гипертрофированный идеологический ха­рактер, то есть фиксирующих только его антимар­ксистскую направленность.

Во-вторых, отождествление социологии с фило­софией (историческим материализмом и научным коммунизмом) привело к тому, что она стала рас­сматриваться как часть философии. В результате получилось некое полуфилософское знание - своеобразный «полуфилософский инвалид», не имею­щий собственной истории. Восстановление социо­логии как самостоятельной науки, вывод ее из-под«шапки» философии и научного коммунизма за­ставляет с большим вниманием отнестись к опыту ее развития. У нас есть возможность по достоин­ству оценить, что в ее пророчествах оказалось - правдой, а что нет, истолковать пройденный социо­логией путь с учетом новых открывшихся фактов.

Создание фундаментальной теории истории со­циологии - дело будущего. В настоящей работе наше внимание обращено на современную социо­логию. Выражение «современная социология» ука­зывает на ее обращение к развитию общества, начиная с 20-30-х годов и до нашего времени, то есть с периода, когда общество вступает в эпоху развитого индустриализма. Кроме того, оно озна­чает, что, начиная с этого времени, методические и теоретические достижения социологии не утра­чивают своей актуальности в процессе ее дальней­шего развития. На рубеже 20-30-х годов начался один из периодов интенсивного развития современ­ной социологии. В частности, разработанность ме­тодов и техники, измерительных процедур и чис­ловых эквивалентов в эмпирической социологии и сегодня, в принципе, предопределяет исследователь­скую практику, уровень профессиональных норм.

Сердцевиной всякой научной деятельности яв­ляется установление принципиальной взаимосвязи между «методологией – теорией - методами». Классики социологии (М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Парето и др.) не дали единого понимания ее пред­мета, но вооружили науку эмпирическими метода­ми, которые в последующем стали претендовать на роль методологии. По мере развития эмпиричес­ких исследований споры о предмете социологии как самостоятельной науки стали утихать, а на первый план, вместо теории, выступила приклад­ная социология, включающая в себя разнообраз­ную проблематику. В последующем, начиная с 50­х годов, за короткий срок произошла колоссальная эволюция в теории социологии, стремящейся быть адекватной социальным изменениям и процессам современности. Социологический ландшафт ока­зался неровным и разнообразным: на одном пол­юсе представлены позитивистко-сциентические доктрины, а на другом - доктрины качественного стиля, выражающие тенденцию альтернативы позитивистским умонастроениям. Между ними имеет место комбинирование и синтез в рамках суммар­ных интерпретаций. Методолого-теоретический плю­рализм обусловил наличие различных направле­ний в западной социологии, каждое из которых излагало свою версию предмета социологии и раз­рабатывало методы, используемые для получения соответствующих данных и результатов. Представ­ленная в данной работе историческая последова­тельность направлений социологии вовсе не озна­чает, что они были единственными в данный период. Лишь в виде некоторой доминанты можно выделить какое-то одно, наиболее популярное и характерное для каждого этапа развития социоло­гии, направления. Ситуация методолого-теоретичес­кого плюрализма сопровождалась также расшире­нием профессиональной деятельности социолога и появлением значительного количества новых под­ходов в методике и технике социологических ис­следований.

В советской социологии все остановилось на мар­ксизме-ленинизме, с казарменно-оптимистической тенденцией, навязываемой господствующей идео­логией. Это направление закончилось, когда ис­текло его историческое время. Перед отечествен­ной социологией сейчас стоят новые задачи:

1) освоение методолого-теоретических оснований и соответствующих им исследовательских методики и техники, чтобы выйти на уровень общепринятых научных стандартов мировой социологии;

2) осво­ение разностороннего языка социологической на­уки, позволяющего ощутить новые для нас идеи, тематики, понятия, подходы.

История - это память, без которой нельзя усвоить знания и двигаться вперед: она связывает времена и имена, приобщает к накопленному на­учному и исследовательскому опыту. Данная рабо­та выстраивается вокруг социологических проблем с учетом их персонифицированности. Это позволя­ет представить яркие и самобытные имена, с которыми ассоциируется то или иное направление в социологии. Показ индивидуальной компоненты при этом сосредотачивается на самой логике, достиже­ниях и открытиях социологов, по сравнению с их предшественниками, а не на том, чего они не дали в соответствии с современными требованиями. В жизни многое получается не так как задумано.

История социологии - это история движения со­циологической мысли, являющейся результатом сложения усилий множества участников процесса, который часто не похож на то, что замышлял каждый из них. Знакомясь с теми или иными персоналиями, концепциями, мы сталкиваемся с их авторским своеобразием и всякий раз прибавля­ем к спектру своего знания какую-то новую краску. Мы научаемся также видеть содержание науки с разных точек зрения.

Очерки истории носят вводно-обзорный (пропедевтический) характер. Систематически и в сжатой форме здесь изложена история современной социологии, получившей преимущественное развитие в CIIIA. Свою задачу автор видит прежде всего в том, чтобы помочь читателю разобраться в разностороннем ма­териале, в концептуальных толкованиях разнокачественной социальной жизни, в изменениях методики и техники социологического исследования вне каких-либо изъятий и умолчаний. Такой подход дает возможность видеть слабые и сильные стороны раз­личных направлений социологии. Нет истин на все времена. Автор сознательно избегает стиля критики, ориентированного на последнюю оценку, сохраняя простор для дискуссий и самостоятельного составле­ния мнений по вопросам теории и методов современ­ной социологии. В конце каждой главы дан список литературы, рекомендованной для использования входе изучения этапов истории и основ социологии. На этот список даны и сноски в тексте.

Методическое пособие включено в сборник с праг­матической целью, чтобы придать ему и прикладное назначение. В повестке дня стоит задача усиления практического аспекта в отработке профессиональ­ных приемов, навыков и умений социологического исследования. Показ процедур, методов и инстру­ментария в данном пособии осуществляется в рам­ках логической структуры разработки программы социологического исследования. Во-первых, демон­стрируются процедуры, узловые моменты социоло­гического познания, позволяющие создать модель теоретической работы социолога. Во-вторых, демон­стрируются образцы методического инструментария и правила регламентирующего («делай так») и запретительного («так не делай») характера. В-треть­их, представлено организационно-техническое обес­печение социологического исследования, позволяю­щее привязать работу социолога к конкретной ситуации и планировать строгую последовательность действий.

Избранная структура сборника позволяет про­демонстрировать, что социология является, по сути, аналитической и эмпирической наукой.

В заключение хочу выразить искреннюю при­знательность коллегам по кафедре социологии и политологии Северо-Кавказской академии государ­ственной службы, всем, кто реально содействовало публикованию книги. Особая благодарность изда­тельству «Феникс» за предоставленную широкому кругу читателей возможность познакомиться с моим трудом.