X. ПРОЕКТИРОВАНИЕ НОВЫХ ГОРОДОВ
При разработке проектов новых городов можно значительно последовательнее и полнее воплотить задуманные урбанистические представления, чем при разработке проектов реконструкции существующих городов, где необходимо учитывать их структуру, складывавшуюся па протяжении длительного исторического периода.
Конечно, само понятие нового города не совсем точно, поскольку каждый город в период своего возникновения был новым. Здесь речь пойдет о тех новых городах XX в., которые наиболее типичны для современного градостроительства. В частности, мы рассмотрим работы, представленные на градостроительных конкурсах, поскольку в этих случаях можно сопоставить различные подходы к решению одной и той же задачи.
Первый большой градостроительный конкурс нашего века объявило правительство Австралии в 1911 г. Перед участниками конкурса была поставлена задача спроектировать для юго-восточной части Австралии в гористом районе между Сиднеем и Мельбурном новую столицу страны—Канберру. На конкурс было представлено 137 проектов. Одну первую премию жюри присудило Уолтеру Верли Гриффину из Чикаго, другую — проектам Л. Салливена и Ф. Л. Райта, вторую премию — финскому архитектору Элиэлю Сааринену, а третью — парижанину Альфреду Пьеру Агашу'.
Проект Уолтера Верли Гриффина стал основой строительства города. При его осуществлении возникли трудности, типичные для ряда конкурсных работ. Вплоть до 1920 г. на месте будущего города не было построено ни одного капитального здания.
Невеселой была и дальнейшая судьба искусственно создаваемой столицы. Считается, что она возникла в результате соперничества городов Сиднея и Мельбурна, в каждом из которых проживает по миллиону человек. По сегодняшний день, со своими 40 тыс. жителей, Канберра не может встать вровень с соседями. До сих пор это небольшой город в стране с населением, едва превышающем 10 млн. человек, из которых приблизительно половина живет в пяти крупнейших городах. При этом уже в 1912 г. Канберра была объявлена столицей страны. В 1927 г., когда город насчитывал приблизительно 7 тыс. жителей, в него из Мельбурна начали перемещаться правительственные учреждения, переезд которых должен был закончиться в 1965 г., когда предполагалось достичь численности населения в 60 тыс. человек. Лишь в самое последнее время начали исследовать возможность создания новых мест приложения труда в городе, который первоначально был задуман как правительственная резиденция. Одновременно в новых условиях предполагается до 2000 г. достичь полумиллионной численности населения2.
Однако вернемся к 1912 г. и рассмотрим характерные черты лучших конкурсных проектов. Для всех них была типична связь с классическими, по преимуществу барочными композициями с выразительными осями, геометрическими орнаментальными элементами планировки, сложными пространственными системами и парадными зданиями, служащими композиционными архитектурными точками. В то же время в этих проектах нашли отражение некоторые новые тенденции, состоящие, в частности, в стремлении использовать интересный рельеф, ввести от-
86. Гриффин. Канберра; проект 1912 г.
/—правительственный центр:
2— городской центр; 3— npoj
мышленность; 4 — жилой
квартал; 5 -- полуаграрный
пригород; 6 — университет;
7 й 8
ррд; у
8 — то- |
7 — главный вокзал; варная станция
дельные склоны в оощую композицию города и в размещение ряда архитектурных центров. Другим характерным признаком проектов было использование полицентрической системы и стемле-ние к функциональной специализации отдельных кварталов.
Наиболее отчетливо эти признаки проявились в проекте У. Гриффина. Основу проекта составляет система восьмилуче-вых звезд, напоминающих как характерные планы идеальных городов эпохи Возрождения, так и звездчатые площади начала нашего века, идущие от классических композиций Парижа и много раз повторенные позже. Гриффин сознательно
использовал особенности рельефа и водные поверхности. Центром всей композиции служит возвышенность с капитолием. Она господствует над правительственным кварталом и от нее идут лучи, к которым привязаны центры остальных звезд.
Несколько менее отчетливо использована полицентрическая система в проекте Элиэля Сааринена. Весьма традиционная композиция этого проекта лишь отдаленно напоминает его более поздние концепции органической децентрализации городов. Вся система осевых композиций сопровождена подковообразными улицами, как бы рассекающими сложные массивы застройки. Еще более формальным был замысел Агаша, в котором особенно усилены акценты ведущей городской оси, правительственного квартала и системы административных зданий. Характерной деталью замысла, иллюстрирующей эклектическую трактовку проекта Агаша, было его стремление построить административные здания в классическом стиле, университет в готическом, а объектам, выполняющим новые городские функции, придать современный архитектурный облик.
Конкурс на проект Канберры показал живучесть классических градостроительных композиций, имевших распространение еще в начале этого века. В то время как в теорию все более отчетливо проникают новые идеи структуры города, в проектах наиболее известных тогда градостроителей используются традиционные композиции, господствовавшие в практике проектирования и строительства городов на протяжении всего XIX в. Это относится и к проекту Гриффина, хотя и он образует основу для создания своеобразной, интересной структуры города будущего, каковым Канберра возможно и будет.
Из Австралии перенесемся в Индию и Пакистан, где проектируется и строится целый ряд новых городов. Из предвоенного периода известен город Новый Дели, строившийся по плану 1912 г. как правительственный район на 70 тыс. жителей по соседству со старым индийским городом. Градостроительная концепция и архитектурный замысел этого проекта также отдают дань традиционным концепциям. Основой всего решения является отчетливая симметрия вдоль главной парковой оси, завершающейся площадью и Домом правительства.