X. ПРОЕКТИРОВАНИЕ НОВЫХ ГОРОДОВ

При разработке проектов новых городов можно значительно после­довательнее и полнее воплотить задуманные урбанистические представ­ления, чем при разработке проектов реконструкции существующих го­родов, где необходимо учитывать их структуру, складывавшуюся па протяжении длительного исторического периода.

Конечно, само понятие нового города не совсем точно, поскольку каждый город в период своего возникновения был новым. Здесь речь пойдет о тех новых городах XX в., которые наиболее типичны для современного градостроительства. В частности, мы рассмотрим работы, представленные на градостроительных конкурсах, поскольку в этих слу­чаях можно сопоставить различные подходы к решению одной и той же задачи.

Первый большой градостроительный конкурс нашего века объявило правительство Австралии в 1911 г. Перед участниками конкурса была поставлена задача спроектировать для юго-восточной части Австралии в гористом районе между Сиднеем и Мельбурном новую столицу стра­ны—Канберру. На конкурс было представлено 137 проектов. Одну первую премию жюри присудило Уолтеру Верли Гриффину из Чикаго, другую — проектам Л. Салливена и Ф. Л. Райта, вторую премию — фин­скому архитектору Элиэлю Сааринену, а третью — парижанину Альфре­ду Пьеру Агашу'.

Проект Уолтера Верли Гриффина стал основой строительства го­рода. При его осуществлении возникли трудности, типичные для ряда конкурсных работ. Вплоть до 1920 г. на месте будущего города не было построено ни одного капитального здания.

Невеселой была и дальнейшая судьба искусственно создаваемой столицы. Считается, что она возникла в результате соперничества го­родов Сиднея и Мельбурна, в каждом из которых проживает по мил­лиону человек. По сегодняшний день, со своими 40 тыс. жителей, Кан­берра не может встать вровень с соседями. До сих пор это небольшой город в стране с населением, едва превышающем 10 млн. человек, из которых приблизительно половина живет в пяти крупнейших городах. При этом уже в 1912 г. Канберра была объявлена столицей страны. В 1927 г., когда город насчитывал приблизительно 7 тыс. жителей, в не­го из Мельбурна начали перемещаться правительственные учреждения, переезд которых должен был закончиться в 1965 г., когда предполага­лось достичь численности населения в 60 тыс. человек. Лишь в самое последнее время начали исследовать возможность создания новых мест приложения труда в городе, который первоначально был задуман как правительственная резиденция. Одновременно в новых условиях пред­полагается до 2000 г. достичь полумиллионной численности населения2.

Однако вернемся к 1912 г. и рассмотрим характерные черты лучших конкурсных проектов. Для всех них была типична связь с классически­ми, по преимуществу барочными композициями с выразительными ося­ми, геометрическими орнаментальными элементами планировки, слож­ными пространственными системами и парадными зданиями, служащи­ми композиционными архитектурными точками. В то же время в этих проектах нашли отражение некоторые новые тенденции, состоящие, в частности, в стремлении использовать интересный рельеф, ввести от-



86. Гриффин. Канберра; проект 1912 г.

/—правительственный центр:
2— городской центр; 3— npoj
мышленность; 4 — жилой
квартал; 5 -- полуаграрный
пригород; 6 — университет;
7 й 8

ррд; у

8 — то-

7 — главный вокзал; варная станция


дельные склоны в оощую композицию города и в размещение ряда архи­тектурных центров. Дру­гим характерным призна­ком проектов было ис­пользование полицентри­ческой системы и стемле-ние к функциональной специализации отдельных кварталов.

Наиболее отчетливо эти признаки проявились в проекте У. Гриффина. Основу проекта составля­ет система восьмилуче-вых звезд, напоминаю­щих как характерные планы идеальных городов эпохи Возрождения, так и звездчатые площади начала нашего века, иду­щие от классических ком­позиций Парижа и много раз повторенные позже. Гриффин сознательно

использовал особенности рельефа и водные поверхности. Центром всей композиции служит возвышенность с капитолием. Она господствует над правительственным кварталом и от нее идут лучи, к которым при­вязаны центры остальных звезд.

Несколько менее отчетливо использована полицентрическая систе­ма в проекте Элиэля Сааринена. Весьма традиционная композиция это­го проекта лишь отдаленно напоминает его более поздние концепции органической децентрализации городов. Вся система осевых компози­ций сопровождена подковообразными улицами, как бы рассекающими сложные массивы застройки. Еще более формальным был замысел Ага­ша, в котором особенно усилены акценты ведущей городской оси, пра­вительственного квартала и системы административных зданий. Харак­терной деталью замысла, иллюстрирующей эклектическую трактовку проекта Агаша, было его стремление построить административные зда­ния в классическом стиле, университет в готическом, а объектам, вы­полняющим новые городские функции, придать современный архитек­турный облик.

Конкурс на проект Канберры показал живучесть классических гра­достроительных композиций, имевших распространение еще в начале этого века. В то время как в теорию все более отчетливо проникают но­вые идеи структуры города, в проектах наиболее известных тогда гра­достроителей используются традиционные композиции, господствовав­шие в практике проектирования и строительства городов на протяжении всего XIX в. Это относится и к проекту Гриффина, хотя и он образует основу для создания своеобразной, интересной структуры города буду­щего, каковым Канберра возможно и будет.

Из Австралии перенесемся в Индию и Пакистан, где проектируется и строится целый ряд новых городов. Из предвоенного периода известен город Новый Дели, строившийся по плану 1912 г. как правительствен­ный район на 70 тыс. жителей по соседству со старым индийским горо­дом. Градостроительная концепция и архитектурный замысел этого проекта также отдают дань традиционным концепциям. Основой всего решения является отчетливая симметрия вдоль главной парковой оси, завершающейся площадью и Домом правительства.