Русский крепостной театр.
Уникальное явление зрелищной культуры. Оно складывается во 2ой половине 18в. Существовало до 1861г. (другое мнение до 1ой четверти 19в.).
21.05.13
«Война и мир. Начало романа» театр-мастерская Фоменко
«Носорог» театр абсурда, мастерская Фоменко
«Счастливые дни» по Бекету.
«Король Жалли Король Убю»
Театр Et cetera
«Горе от ума» Меньшиков, 2000-е гг.
«Горе от ума» постановка Царева.
Театральные открытия 20в.
1 вопрос. К.Станиславский.
Цель: достижение полной психологической достоверности актерской игры
Принципы:
- работа актера над собой
- работа актера над ролью
- взаимодействие с партнерами
Условный театр В.Э.Мейерхольда
В противовес натуралистическому и реалистическому театру.
Принципы:
- карнавализации
- злободневности
- актуальности
- активизации зрительного зала
- поляризации жанров
- эпизодного построения
- поэтичного преобразования действительности
Первичен жест, а затем слово.
Театр жестокость Антонена Арто
Видит основы театра в иррациональности и мистицизме.
Спектакль – ритуал, наполненный жестокостью и насилием.
Рассчитывает на эмоциональный шок.
Кровь и эротика в спектакле.
Сцены – «язык знаков, жестов и поз».
Прием алогизма – невнятные выкрики, отдельные слова более выразительны, чем ясные по смыслу фразы.
Использование костюмов, имеющих ритуальное назначение.
Сцена и зал – единое пространство, лишенное перегородок.
5.06.13
Г.Крег – английский режиссер, 1872-1966гг.
Влияние на его режиссуру оказали: его мать, Ирвинг.
Особенности его театра:
- утверждал идею режиссерского театра
- использование масок
- серые условные декорации и яркие костюмы
- изобрел систему ширм
Театр абсурда. Ввел термин Мартин Эслин.
Отказ от прежнего понимания драматургии: гротеск, метафоризация изображаемого мира, нелогичность …
Э.Ионеско: нелепость, бессмысленность слов, подчеркнутая алогичность.
С.Бэкет: стремится отнять у героев самостоятельность, превращает их в марионеток, подчиненных силам зла.
Ж.Жене: стремится превратить свои произведения в фантасмагории.
«Таганка» Любимова как политический театр.
Основан в 1946г.
1ый режиссер А.Плотников.
Особенности:
- идеи эпического театра Брехта
- поэтическая направленность некоторых произведений
- отличался оппозиционностью в выборе культурных ориентиров
- все более острое и откровенное политическое звучание
Визитные карточки театра: «Добрый человек из Сезуана» (по пьесе Брехта)
«Десять дней, которые потрясли мир».
«Антимиры» по стихам А.Вознесенского.
«Гамлет».
«Мастер и Маргарита».
«Преступление и наказание»
«Дом на набережной»
«Борис Годунов»
«Марат и маркиз де Сад»
Театр «Современник»
1956г. основания.
Приемы:
- раскрытие внутреннего «Я» героя
- изображение реалий и проблем современного времени
- отказ от застарелости и косности