Религиозный театр.
Мистериальный театр.
Мистерия – спектакль площадного религиозного театра 14-15вв. (от греч. таинство, служба, обряд).
В таком представлении нередко объединялись разные виды игр.
В конце средневековья возникла свободная мистерия – громоздкое многодневное зрелище, продолжительность от 3 до 45 дней. Ставились по праздникам церковного календаря, памятным датам, визитам знатных гостей.
Игровое пространство мистерии – весь город. Основное действие на городской площади.
Мистериальный театр игрался на симультанной сцене, что означает совместную одновременную установку всех мест для действия на одной площадке.
Симультанная сцена отражала в одной плоскости средневековую модель мироустройства – рай, земля, ад. Рай и ад напротив друг друга либо по краям установки.
Большая часть зрителей находилась рядом с участниками игры, передвигаясь от одного места действия к другому. Также на балконах, лоджиях, в окнах и на крышах.
У мистериального зрелища своя структура. Подчинялась ритму ритуальных процессий. Накануне мистерии – торжественное шествие участников по городу. Каждый день игр открывался и закрывался процессией всех исполнителей.
На сцене показывалось от 50 до 100 действующих лиц (в Редентинской пасхальной игре на 50 лиц приходилось 11 мест действия, а на 172 действующих лица Альсфельдских страстей – ок.36).
По характеру всех участников условно делят на: малоподвижные (Бог-Отец, Дева Мария, ангелы) и подвижные (черти).
В позднее средневековье происходит очеловечение всех персонажей, т.е исполнители стали наделять героев не библейскими, а человеческими чертами.
Выработались свои костюмы, которые имели условный, символический характер (Христос – одетый в белое мужчина, с черной короткой бородой. На голове – ореол святости в виде желтой шляпы без тульи с широкими полями. Дева Мария – одежды синего цвета. Черти – гладкие, чешуйчатые и ворсистые трико темно-серого цвета с разными хвостами, на плечах, коленях, локтях – украшались звероподобными рожицами).
Несколько вариантов изображения души: маленькие обнаженные дети, взрослые – в длинных сводных рубашках. Грешная душа – черная рубашка, праведная – белая. Изображение души при помощи живой птицы, в виде куколки или картинки.
Изобретение реквизита, который должен был ужасать публику.
Литургическая драма духовная игра. Изначально назывались службами, продолжение богослужения. Совпадение текстов, стилистическое единство: латинская речь, песнопения, торжественность.
К 11в. 2 цикла литургической драмы: пасхальный, рождественский. Исполнители – служители церкви.
Строгий канон в исполнении: одежда, действия.
До 13в. текст напевали.
Ранние драмы символичны. Мадонна с младенцем - иконы.
С 11в. стали использоваться куклы. Дева мария – марианетте. Все куклы стали называться марионетки.
Действие внутри храма. С 13в. на паперть, церковный двор. Бытовые сцены.
С 13.в. ремесленные цехи стали организовывать литургические драмы.
Лит.драмы содержали в себе комплекс игровых приемов, котор. легли в основу мистериального театра.
Маракль. На руб. 12-13вв. название от лат. чудо. Авторские драмы. Сюжет на основе легенд о святых, которые спасали праведников. Центральные событие – чудо. Место действия – небеса, земля, ад. В число персонажей входили обычные люди. Расцвет на 14в. наибольшая популярность во Фр. и Англ.
Народный театр.
Моралите (от лат.нравственный) – поздний жанр средневекового театра в 15в., получ распространение во Фр., Англ,Нидерлан в 15в.
Промежуточное место между народ. и религиозным театром. Сюжет религиозный, глав.герои – ангелы, черти, человек, подверженный греху и соблазну. Аллегорические фигуры, изображавшие пороки и добродетели.
Покаяние и прощение грехов.
Оказал влияние на елизаветинский театр, трагедии Шекспира. Сервантес, Мольер – драматурги.
Фарс. От лат.начиняю. центральные постановки в народном театре в 14-16вв. Начало берет в языческих обрядах и народных играх, где в сюжете борьба жизни и смерти, где жизнь всегда побеждала.
Ставились на городских ярмарках, праздниках, карнавалах.
Известны: Франция II пол.13в. – «Мальчик и слепой»
Разыгрывались на временной сценической площадке. Сзади занавеска, открыта с 3х сторон для зрителей.
Фарсеры – исполнители, белили лица мукой, выражали 1 черту характера.
Основа фарсовых сцен – реальные события, в котор. борются жизнь и смерть.
12.03.13
Интерпретация драматургии Шекспира в современном театре.
Русская версия шекспировских произведений.
МХАТ II, 1924г. «Гамлет».
К.С.Станиславский положил начало к переосмыслению шекспировских произведений в постановке «Отелло». Столкновение 2х романтиков Отелло и Дездемоны.
Антиромантическая трактовка героев.
На первый план выходят социально-исторические противоречия эпохи. Осмысление философских проблем.
Это остается на уровне замыла.
1934-35гг. – появились постановки Малого театра и ГОСЕТ (государственный еврейский театр). «Отелло» А.Остужев. «Король Лир» С.Михоэлс: раскрытие эволюции героя в показе крушения индивидуализма.
На первый план выходят принципы социального гуманизма и реализма.
Пушкинская концепция: Отелло не ревнив, а доверчив, гуманист.
Московский академический театр им.В.Маяковского (Московский театр революции). «Ромео и Джульетта». М.Астангов и М.Бабонова. В конце – свадьба.
Влияние вахтанговской традиции: жизнерадостность трактовки, тонкая ирония, игровая подача комедийных сюжетов.
«12 ночь» в МХАТ II.
(«Наедине с собой» С.Геоцинтова – почитать)
18.03.13