Религиозный театр.

 

Мистериальный театр.

Мистерия – спектакль площадного религиозного театра 14-15вв. (от греч. таинство, служба, обряд).

В таком представлении нередко объединялись разные виды игр.

В конце средневековья возникла свободная мистерия – громоздкое многодневное зрелище, продолжительность от 3 до 45 дней. Ставились по праздникам церковного календаря, памятным датам, визитам знатных гостей.

Игровое пространство мистерии – весь город. Основное действие на городской площади.

Мистериальный театр игрался на симультанной сцене, что означает совместную одновременную установку всех мест для действия на одной площадке.

Симультанная сцена отражала в одной плоскости средневековую модель мироустройства – рай, земля, ад. Рай и ад напротив друг друга либо по краям установки.

Большая часть зрителей находилась рядом с участниками игры, передвигаясь от одного места действия к другому. Также на балконах, лоджиях, в окнах и на крышах.

У мистериального зрелища своя структура. Подчинялась ритму ритуальных процессий. Накануне мистерии – торжественное шествие участников по городу. Каждый день игр открывался и закрывался процессией всех исполнителей.

На сцене показывалось от 50 до 100 действующих лиц (в Редентинской пасхальной игре на 50 лиц приходилось 11 мест действия, а на 172 действующих лица Альсфельдских страстей – ок.36).

По характеру всех участников условно делят на: малоподвижные (Бог-Отец, Дева Мария, ангелы) и подвижные (черти).

В позднее средневековье происходит очеловечение всех персонажей, т.е исполнители стали наделять героев не библейскими, а человеческими чертами.

Выработались свои костюмы, которые имели условный, символический характер (Христос – одетый в белое мужчина, с черной короткой бородой. На голове – ореол святости в виде желтой шляпы без тульи с широкими полями. Дева Мария – одежды синего цвета. Черти – гладкие, чешуйчатые и ворсистые трико темно-серого цвета с разными хвостами, на плечах, коленях, локтях – украшались звероподобными рожицами).

Несколько вариантов изображения души: маленькие обнаженные дети, взрослые – в длинных сводных рубашках. Грешная душа – черная рубашка, праведная – белая. Изображение души при помощи живой птицы, в виде куколки или картинки.

Изобретение реквизита, который должен был ужасать публику.

 

Литургическая драма духовная игра. Изначально назывались службами, продолжение богослужения. Совпадение текстов, стилистическое единство: латинская речь, песнопения, торжественность.

К 11в. 2 цикла литургической драмы: пасхальный, рождественский. Исполнители – служители церкви.

Строгий канон в исполнении: одежда, действия.

До 13в. текст напевали.

Ранние драмы символичны. Мадонна с младенцем - иконы.

С 11в. стали использоваться куклы. Дева мария – марианетте. Все куклы стали называться марионетки.

Действие внутри храма. С 13в. на паперть, церковный двор. Бытовые сцены.

С 13.в. ремесленные цехи стали организовывать литургические драмы.

Лит.драмы содержали в себе комплекс игровых приемов, котор. легли в основу мистериального театра.

Маракль. На руб. 12-13вв. название от лат. чудо. Авторские драмы. Сюжет на основе легенд о святых, которые спасали праведников. Центральные событие – чудо. Место действия – небеса, земля, ад. В число персонажей входили обычные люди. Расцвет на 14в. наибольшая популярность во Фр. и Англ.

 

Народный театр.

Моралите (от лат.нравственный) – поздний жанр средневекового театра в 15в., получ распространение во Фр., Англ,Нидерлан в 15в.

Промежуточное место между народ. и религиозным театром. Сюжет религиозный, глав.герои – ангелы, черти, человек, подверженный греху и соблазну. Аллегорические фигуры, изображавшие пороки и добродетели.

Покаяние и прощение грехов.

Оказал влияние на елизаветинский театр, трагедии Шекспира. Сервантес, Мольер – драматурги.

Фарс. От лат.начиняю. центральные постановки в народном театре в 14-16вв. Начало берет в языческих обрядах и народных играх, где в сюжете борьба жизни и смерти, где жизнь всегда побеждала.

Ставились на городских ярмарках, праздниках, карнавалах.

Известны: Франция II пол.13в. – «Мальчик и слепой»

Разыгрывались на временной сценической площадке. Сзади занавеска, открыта с 3х сторон для зрителей.

Фарсеры – исполнители, белили лица мукой, выражали 1 черту характера.

Основа фарсовых сцен – реальные события, в котор. борются жизнь и смерть.

 

12.03.13

 

Интерпретация драматургии Шекспира в современном театре.

 

Русская версия шекспировских произведений.

МХАТ II, 1924г. «Гамлет».

К.С.Станиславский положил начало к переосмыслению шекспировских произведений в постановке «Отелло». Столкновение 2х романтиков Отелло и Дездемоны.

Антиромантическая трактовка героев.

На первый план выходят социально-исторические противоречия эпохи. Осмысление философских проблем.

Это остается на уровне замыла.

1934-35гг. – появились постановки Малого театра и ГОСЕТ (государственный еврейский театр). «Отелло» А.Остужев. «Король Лир» С.Михоэлс: раскрытие эволюции героя в показе крушения индивидуализма.

На первый план выходят принципы социального гуманизма и реализма.

Пушкинская концепция: Отелло не ревнив, а доверчив, гуманист.

 

Московский академический театр им.В.Маяковского (Московский театр революции). «Ромео и Джульетта». М.Астангов и М.Бабонова. В конце – свадьба.

Влияние вахтанговской традиции: жизнерадостность трактовки, тонкая ирония, игровая подача комедийных сюжетов.

 

«12 ночь» в МХАТ II.

(«Наедине с собой» С.Геоцинтова – почитать)

 

 

18.03.13