Древнеримский театр.
Изучение римского театра интересно по нескольким причинам:
1) Дает возможность для иллюстрации преемственности театральных культур (древнегреческой, древнеримской), когда новая культура формируется за счет освоения и переработки достижений предыдущей культуры.
2) Римский театр – важное звено между греческой и новоевропейской театральной традицией. Т.к. в эпоху Возрождения начинается активное освоение наследия римского тетра.
3) Римский театр демонстрирует поиск новых форм зрелищности и их воздействия на человека, отличающей его от древнегреческой традиции.
Выделяют следующие ранние театральные формы эпохи республики:
1. СатУры (смесь) – постановки, которые сочетали в себе диалог, мимику, танцы, музыку. Влияние со стороны этрусков. Судьба сатуры не ясна, скорее всего, сатуры растворились в такой постановке, как ателлана.
2. Ателлана – постановка, которая имела фарсовый характер, исполнялась всегда в масках. 5 типичных маски: 1) молодого балбеса, 2) старого дурня, 3) прожорливого простофили, 4) болтуна, 5) зубастого урода. Эти маски носили карнавальный характер. Маски были устойчивыми, никогда не менялись. Пришла ателлана из культуры осков. Ателлану римляне заимствуют, но трансформируют, добавляя шутки и т.д.
3. ФлиАки – веселые трагедии, пародии, которые устраивались древними римлянами на древнегреческие сюжеты. Пришли в культуру Рима из древнегреческих колоний на Сицилии.
4. Комедия паллиата (палиум – тип греческого плаща) – комедия греческого плаща. Самый популярный жанр эпохи республики. С 3в. до н.э. начинает внедряться в римскую культуры. Популярность ему создает:1) тематика - избранные сюжеты о жизни древних греков, их быте, 2) актеры следовали греческим правилам сценического исполнения.
5.
26.02.13
Прочитать статью А.Ф.Лосева «Социально-историческая сторона римской эстетики» параграф1 «Общественно-политическая жизнь». Пункт 1 «Цирк и амфитеатр».// Лосев А.Ф. эллинистически-римская эстетика, М., 2002. Стр. 50-62 К Экзамену!!!
Наиболее знаменитый представитель комедии паллиата драматург Плавт:
1) Переводил греческих авторов на латынь
2) Соединил разные монологи в единые кантики (тексты)
3) Увеличил значение музыкальных частей
4) Добавил шутки, элементы фарса, игру слов, представление
Результатом введения этих новшеств стало появление музыкальной комедии. Масками эти представления были близке ателлане, песнями и танцами ближе к сатурам, а пародией на мифологические сюжеты к флиакам.
Из-за такой всеохватности комедия паллиата пользовалась большим успехом.
Плавт ввел такой прием, как паратрагедия (пародия на трагический образ). Поэтому Плавт считается автором жанра трагикомедии.
Ввел прием, получивший название «театр в театре» - прием, когда зритель посвящен в проделки актеров, что сопровождается элемента импровизации.
Особенности образа актера в римском театре.
Особенно претерпевает изменения в эпоху Империи.
1. Главным выразительным средством актера был мелодичный и очень сильный голос. Актеру помогает хор, но в отличие от культуры древней Греции, хор располагается на удаленном расстоянии от актера. Это приводит к рождению такого сценического эффекта, когда актер равен хору.
2. Классический костюм трагического актера: длиннополая одежда, диадема, повязки на лбу, на запястьях, в которые включаются накладки, которые увеличивают размеры тела. Обувь – башмаки на платформе – котурны (с греч., или эмбаты – с лат.), высота платформы – 30 см.
3. Маска была в 2 раза больше головы, у нее было отверстие для рта, что усиливало голос актера. Подобный костюм ограничивал актера в движении. Но он мог принимать очень выразительные позы.
Театр в эпоху римской империи стоял на 3 месте после гладиаторских боев и цирковых представлений.
Знаменитая фраза, с которой связана культура Рима «хлеба и зрелищ», имеет конкретные исторические корни. В 79г. в Риме был принят закон о выдаче хлеба беднякам (1,5 кг каждому в день). Бесплатные раздачи хлеба могли сопровождаться бесплатной выдачей, мяса, масла иногда денег. На рубеже 1-2 вв. в Риме скопилось 200 тыс. бедняков, праздных людей, которые жили от раздачи к раздаче. В любую минуту люди были готовы к «хлебному бунту». Для того, чтобы держать таких людей в подчинении, требовалась очень развитая индустрия развлечений.
В 4в. до н.э. римский год включал 176 дней ежегодных публичных игр, ен считая общественных и частных праздников. В отдельные годы играм посвящалось до 350 дней. Долгое время в римской империи не было постоянных театров. Римские театры строились на протяжении 200 лет. Первый каменный театра – в 55 г. до н.э. – театр Помпея. Причины укрепления театра в Риме связывают с 1 в. до н.э., когда у этого вида искусства появились первые покровители в лице консулов, диктаторов (меценатство). В Риме к 1 в. до н.э.уже сформировались коллегии актеров.
Формируется к этому периоду особая ценность в отношении искусства сочинения драм, декламаций, текстов среди образованных людей. (Смотри статью Лосева).
4.03.13