Налоговые преступления (ст.ст. 198-199.2 УК РФ).
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198).
Общественная опасность этого деяния заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые платежи являются важнейшим источником формирования доходной части федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Непоступление в результате уклонения от уплаты налогов в бюджет приводит к сокращению различных социальных программ.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий. Объективная сторона уклонения от уплаты налогов и сборов с физического лица включает только два способа совершения данного деяния:
1)непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых обязательно;
2)включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.
Ответственностью по ст. 198 УК охватывается уклонение, совершенное одним из названных способов, от уплаты любого налога и (или) сбора, которые обязано уплачивать физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать.
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и начисленной сумме налога и (или) другие данные.
Одним из основных налогов, уплачиваемых физическими лицами, является налог на доходы с физических лиц.
Объектом налогообложения при уплате налога на доходы физических лиц является доход, полученный налогоплательщиками: для лиц, являющихся налоговыми резидентами России.
Состав преступления сконструирован как материальный, и обязательным условием ответственности является неуплата налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере. Преступления, предусмотренные ст. 198 и 199, считаются оконченными с момента фактической неуплаты конкретного вида налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством.
Уклонение физического лица от уплаты налогов и (или) сборов преследуется в уголовном порядке по ст. 198 УК лишь в случае совершения деяния в крупном размере 1) либо в особо крупном размере.
Особо крупная неуплата налогов и (или) сборов с физического лица должна превышать 1500 тыс. руб. либо 500 тыс. руб., но тогда требуется, чтобы доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышала 20% подлежащих уплате за период в пределах трех финансовых лет подряд налогов и (или) сборов.
Уголовная ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность наступает, в частности, если эта деятельность причинила крупный ущерб.
Субъектом преступления является физическое лицо (гражданин России, иностранец, лицо без гражданства), достигшее 16-летнего возраста и обязанное платить законно установленные налоги и (или) сборы, в том числе и индивидуальный предприниматель.
Субъективная сторона. Преступление совершается с прямым умыслом. Виновный, руководствуясь, как правило, корыстными побуждениями, не представляет налоговую декларацию или иные необходимые документы, понимая, что он обязан это делать, либо включает в них заведомо ложные данные, желая тем самым уклониться вообще от уплаты налога или уменьшить размер обязательного к уплате налога.
Работники налоговой службы, умышленно содействовавшие совершению данного преступления, привлекаются к ответственности как соучастники.
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199).
Уголовная ответственность установлена за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным либо путем включения в декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.
Организации (юридические лица) уплачивают такие налоги, как налог на добавленную стоимость.
Сумма налога, подлежащего уплате, начисляется плательщиками, как правило, самостоятельно, исходя из налоговой базы с учетом предоставленных льгот и установленных ставок налога.
Способы уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации определены непосредственно в законе.
Уклонение от уплаты налогов следует считать с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством.
Закон установил уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, совершенное в крупном размере или в особо крупном размере, содержание которых раскрыто в примечании к ст. 199 УК.
Субъект преступления. К ответственности за совершение данного преступления могут быть привлечены лишь те служащие организаций - плательщиков налогов любой организационно-правовой формы и формы собственности, в обязанности которых входит оформление соответствующих документов об уплате налога и сборов и представление их в налоговый орган, в том числе и организаций с иностранными инвестициями, международных организаций и объединений, компаний и фирм, осуществляющих предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство.
Субъективная сторона. Преступление совершается с прямым умыслом. Мотив и цель совершения такого деяния не имеют решающего значения для его правовой оценки.
Квалифицированными видами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организаций являются совершение этого деяния:
а)группой лиц по предварительному сговору;
б)в особо крупном размере.
Сокрытие денежных средств или имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2).
Неисполнение обязанности по уплате налога (сбора) является основанием для принятия мер принудительного исполнения этой обязанности. К таким мерам Налоговый кодекс относит: обращение взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках; взыскание налога или сбора за счет иного имущества, за исключением имущества, предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом и членами его семьи.
return false">ссылка скрытаОбъективная сторона преступления заключается в совершении самых разнообразных действий, которые закон характеризует одним понятием - сокрытие. Суть сокрытия заключается в утаивании денежных средств либо иного имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которого должно быть произведено взыскание недоимки по налогам (сборам).
Субъект преступления специальный. Им могут быть собственник или руководитель организации, иное лицо, выполняющее управленческие функции организационно-распорядительного или административно-хозяйственного характера в организации, индивидуальный предприниматель.
Преступление совершается с прямым умыслом.
Общественная опасность налоговых преступлений заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы, что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации. УК предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов, определив в качестве условий уголовной ответственности умышленный характер уклонения, способ совершения этого деяния, а также его крупный размер.
41.Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Злоупотребление полномочиями (ст.201 УК РФ).
Коммерческие организации - это организации различных форм собственности, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также и в других формах, предусмотренных законом, для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Любая коммерческая и некоммерческая организация имеет свои органы управления, аппарат, в который входят лица, наделенные определенными полномочиями.
Объектом преступлений, включенных в гл. 23, являются интересы службы в коммерческих и иных организациях, не являющихся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.
Глава 23 включает всего четыре статьи, содержащие описание признаков преступлений, которые можно разделить на две группы:
а)общие составы преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп);
б)специальные составы (злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами, превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб).
Субъектом общих преступлений может быть только служащий организации, выполняющий в ней управленческие функции, т.е. постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности.
Организационно-распорядительными считаются обязанности, связанные с руководством деятельностью других людей..
Административно-хозяйственные обязанности связаны с правом распоряжения и управления имуществом.
Управленческие функции которых связаны с правом совершать по службе юридически значимые действия, способные порождать, изменять или прекращать правовые отношения.
Управленческие функции могут выполняться постоянно, временно или по специальному полномочию.
Субъективная сторона. Все преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях характеризуются умышленной виной.
Глава 23 УК включает четыре статьи, объединенные тем, что в них изложены признаки преступлений, посягающих на интересы службы в коммерческих организациях независимо от формы собственности и иных организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями.
Злоупотребление полномочиями (ст. 201).
Дополнительным объектом, данного состава преступления, связанным с нарушенными злоупотреблением правами и интересами граждан, организаций, общества или государства.
Объективная сторона злоупотребления полномочиями включает три элемента:
а)использование лицом своих полномочий вопреки законным интересам организации;
б)последствия в виде существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства;
в)причинную связь между поведением служащего и этими последствиями.
Использование полномочий совершается как путем действия, совершаемого в пределах своих полномочий организационно-распорядительного или административно-хозяйственного характера или с превышением этих полномочий, так и путем бездействия, когда не совершаются необходимые действия управленческого характера, выполнить которые лицо было обязано по своему служебному положению.
Положение об использовании лицом своих полномочий вопреки законным интересам коммерческой или иной организации следует понимать достаточно широко, как действие (бездействие), связанное с нарушением закона, других правовых норм.
Существенный вред от злоупотребления полномочиями может выражаться как в виде материального (имущественного) ущерба различным собственникам (включая организацию, где служит субъект), так и в виде причинения физического вреда, нарушения прав и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов.
Субъектом злоупотребления полномочиями может быть только лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Субъективная сторона. Злоупотребление полномочиями - умышленное преступление, совершаемое с прямым или косвенным умыслом (возможно, с неконкретизированным).
В законе альтернативно указаны две цели такой преступной деятельности:
•извлечь различные выгоды и преимущества имущественного или неимущественного характера для себя или других лиц;
•нанести вред другим лицам.
Мотивы совершения этого преступления могут быть самыми разнообразными и значения для квалификации не имеют.
Квалифицированным видом данного преступления является злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия.
Как основной, так и квалифицированный вид злоупотребления полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, признаются преступлениями средней тяжести.
Злоупотребление полномочиями - это общий состав преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях.
42.Коммерческий подкуп (ст.204 УК РФ).
Коммерческий подкуп (ст. 204).
Под общим названием "коммерческий подкуп" содержит описание двух тесно связанных преступлений:
а)незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, вознаграждения имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего;
б)незаконное получение этим лицом такого вознаграждения.
Объектом данных преступлений являются интересы службы, заключающиеся, в частности, в том, чтобы лицо при выполнении функций управленческого характера в коммерческой или иной организации руководствовалось законными интересами данной организации, а не возможностью получения за эту деятельность незаконного вознаграждения.
Предметом обоих преступлений могут быть деньги как в российской, так и в иностранной валюте, ценные бумаги, любое иное имущество услуга имущественного характера. Необходимо, чтобы это вознаграждение лицу, выполняющему управленческие функции, имело имущественный характер и было незаконным, т.е. не было предусмотрено условиями трудового договора (контракта).
Действие или бездействие лица, выполняющего управленческие функции, за которое ему передается вознаграждение, должно быть обязательно связано с занимаемым им положением, кругом принадлежащих ему прав и выполняемых обязанностей.
Передача незаконного вознаграждения или оказание услуги имущественного характера могут быть осуществлены тем, кто заинтересован в соответствующем поведении лица, выполняющего управленческие функции, или через посредника (посредников).
Коммерческий подкуп в двух его разновидностях (незаконная передача вознаграждения и незаконное его получение) признается оконченным преступлением в одно и то же время - с момента принятия незаконного вознаграждения лицом, выполняющим управленческие функции, или с его ведома членами семьи и иными близкими лицами.
Субъектом получения незаконного имущественного вознаграждения является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в любой некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением.
Субъектом незаконной передачи имущественного вознаграждения лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, может быть лицо (гражданин России, иностранец, лицо без гражданства), достигшее 16-летнего возраста, частное или должностное, действующее как в своих личных интересах, так и в интересах представляемой им организации.
Субъективная сторона. Коммерческий подкуп - умышленное преступление. Мотив у лица, принимающего вознаграждение, корыстный; мотивы незаконной передачи вознаграждения могут быть различными. Цель у субъекта, передающего незаконное имущественное вознаграждение лицу, выполняющему управленческие функции, - побудить последнего совершить действие (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.
Квалифицирующим признаком незаконного получения вознаграждения является также его вымогательство, под которым понимается требование со стороны лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передачи ему материальных ценностей или оказания безвозмездной услуги имущественного характера под угрозой нарушения законных интересов дающего.
Закон установил два самостоятельных основания освобождения от уголовной ответственности только для лиц, осуществивших незаконную передачу вознаграждения управленческому работнику коммерческой или иной организации:
1)вымогательство этого вознаграждения;
2)добровольное сообщение о состоявшемся подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Добровольное сообщение о коммерческом подкупе понимается так же, как добровольное сообщение о даче взятки.
Незаконная передача вознаграждения лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершенная без квалифицирующих обстоятельств, считается преступлением небольшой тяжести, а при квалифицирующих обстоятельствах - средней тяжести. Незаконное получение такого вознаграждения - преступление средней тяжести.