Тема: Рубежный контроль № 1 по элементарным физиологическим процессам.

2. Цель:

- закрепить знания общей характеристики физиологии как науки, а также элементарных физиологических процессов: возбуждения, рецепции, системной организации проводящих путей, синаптической передачи, физиологии мышц;

- закрепить навыки динамометрии как обязательного навыка, предусмотренного типовой программой дисциплины;

- закрепить знания цели, хода, ожидаемых результатов практических работ, выполненных при изучении раздела «Элементарные физиологические процессы».

3. Задачи обучения:

- продемонстировать знание предмета, целей и задач нормальной физиологии;

- продемонстрировать знание параметров возбудимости, а также современных представлений о природе биопотенциалов;

- продемонстрировать знание физиологических свойств нервных волокон, мышц и синапсов, а также генез мембранных и внутриклеточных процессов при раздражении данных структур;

- продемонстрировать степень освоения навыков, приобретенных при изучении элементарных физиологических процессов.

4. Основные вопросы темы:

  1. Предмет физиологии, её значение для медицины, классификация физиологических дисциплин.
  2. История развития физиологии, роль отечественных и зарубежных ученых в развитии физиологии.
  3. Основной метод физиологического исследования – эксперимент:

а) острый;

б) хронический

  1. Раздражение как способ влияния внешних факторов на организм. Виды раздражителей и их использование в условиях физиологического эксперимента.

5. Современные методы физиологических исследований.

6. Раздражимость, классификация раздражителей.

7. Возбудимость, возбудимые ткани.

8. Параметры возбудимости:

а) порог раздражения;

б) кривая Гоорвега-Вейса;

в) хронаксия, её клиническое значение. Коэффициент Бургиньона;

г) аккомодация;

д) лабильность, её показатели. Усвоение ритма (А.Ухтомский).

е) рефрактерность.

9. Закон «все или ничего» и закон силовых отношений.

10. История учения о биоэлектрических явлениях (I и II опыты Гальвани, Вольта, Дюбуа-

Реймон).

11. Биомембраны: строение, функции, проницаемость, активный и пассивный транспорт

веществ.

12. Мембранный потенциал: механизм возникновения, методы регистрации, свойства.

13. Потенциал действия: механизм возникновения, методы регистрации, свойства.

14. Изменение возбудимости ткани при возбуждении.

15. Локальный ответ и его характеристика.

16. Особенности строения, функции и физиологические свойства скелетных мышц.

17. Одиночное мышечное сокращение. Раздражение мышцы и способы его регистрации.

18. Структурно-функциональные основы (механизм) мышечного сокращения, сопряжение

возбуждения и сокращения.

19. Тетаническое сокращение, его виды.

20. Сила и работа мышц.

21. Утомление мышц, теории утомления изолированной мышцы и целого организма.

22. Функции, физиологические свойства, регуляция деятельности гладких мышц.

23. Электромиография, динамометрия, значение в медицине.

24. Понятие рефлекса, строение рефлекторной дуги.

25. Принципы рефлекторной теории (детерминизм, анализ и синтез, единство структуры и

функции).

26. Классификация и свойства рецепторов.

27. Рецепторный или генераторный потенциал.

28. Классификация, структура и физиологические свойства нервных волокон.

29. Проведение возбуждения в мякотных и безмякотных нервных волокнах.

30. Основные законы проведения возбуждения по нервным волокнам.

31. Парабиоз Введенского, его стадии, значение для теории и практики медицины.

32. Ультраструктура, классификация, физиологические свойства синапсов. ВПСП.

33. Системная организация функций (П.К.Анохин). Понятие о функциональных системах,

общие периферические и центральные узловые механизмы.

34. Секреция, её функции, регуляция. Биоэлектрические особенности секреторной клетки.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:

1. Приготовление нервно-мышечного препарата.

2. Определение порога раздражения для нерва и мышцы.

3. Опыты Гальвани (I и II).

4. Опыт Маттеучи.

5. Опыт Мюллера-Келликера.

6. Регистрация потенциала покоя.

7. Одиночное мышечное сокращение.

8. Зубчатый и гладкий тетанус.

9. Исследование зависимости амплитуды сокращения изолированной мышцы от силы

раздражителя.

10. Локализация утомления в нервно-мышечном препарате.

11. Эргометрия.

12.Динамометрия.

13. Двустороннее проведение возбуждения по нерву.

14. Парабиоз.

5. Методы обучения и преподавания:

Рубежный контроль № 1 по разделу «Элементарные физиологические процессы» проводится в два этапа. На первом этапе контроля оценивается знание теоретического материала: каждый студент должен ответить на билет, содержащий 3 вопроса. На втором этапе контроля оценивается степень освоения практических навыков, приобретенных при изучении данного раздела. На данном этапе контроля осуществляется также проверка протоколов практических работ с целью оценки умения формулировать выводы.

Таким образом, в ходе рубежного контроля № 1 студент получает 3 оценки: 1) оценку за знание теоретического материала; 2) оценку за практические навыки; 3) оценку за оформление протоколов.

6. Литература:

Основная:

  1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие / Н.Н.Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.
  2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии /Под ред. К.В.Судакова, А.В.Котова. - М., 2002.
  3. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ре. Ю.В. Наточина, В.А.Ткачука. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 384 с.
  4. Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. - 784 с.
  5. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Медицина, 2003. - 656 с.

 

Дополнительная:

1. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. - М.: изд-во РУДН, 2001. - 409 с.

2. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986.

3. Основы физиологии человека /Под ред. Б.И. Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II.

4. Руководство к практическим занятиям по физиологии /Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева, А.В. Коробкова. - М.: Медицина, 1988. – 280 с.

5. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А. Утебергенова, Д.А. Адильбековой. - Шымкент, 2006. - 66 с.

6. Физиология человека /Н.А. Агаджанян и др. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. T.I, II.