Тема: Рубежный контроль № 1 по элементарным физиологическим процессам.
2. Цель:
- закрепить знания общей характеристики физиологии как науки, а также элементарных физиологических процессов: возбуждения, рецепции, системной организации проводящих путей, синаптической передачи, физиологии мышц;
- закрепить навыки динамометрии как обязательного навыка, предусмотренного типовой программой дисциплины;
- закрепить знания цели, хода, ожидаемых результатов практических работ, выполненных при изучении раздела «Элементарные физиологические процессы».
3. Задачи обучения:
- продемонстировать знание предмета, целей и задач нормальной физиологии;
- продемонстрировать знание параметров возбудимости, а также современных представлений о природе биопотенциалов;
- продемонстрировать знание физиологических свойств нервных волокон, мышц и синапсов, а также генез мембранных и внутриклеточных процессов при раздражении данных структур;
- продемонстрировать степень освоения навыков, приобретенных при изучении элементарных физиологических процессов.
4. Основные вопросы темы:
- Предмет физиологии, её значение для медицины, классификация физиологических дисциплин.
- История развития физиологии, роль отечественных и зарубежных ученых в развитии физиологии.
- Основной метод физиологического исследования – эксперимент:
а) острый;
б) хронический
- Раздражение как способ влияния внешних факторов на организм. Виды раздражителей и их использование в условиях физиологического эксперимента.
5. Современные методы физиологических исследований.
6. Раздражимость, классификация раздражителей.
7. Возбудимость, возбудимые ткани.
8. Параметры возбудимости:
а) порог раздражения;
б) кривая Гоорвега-Вейса;
в) хронаксия, её клиническое значение. Коэффициент Бургиньона;
г) аккомодация;
д) лабильность, её показатели. Усвоение ритма (А.Ухтомский).
е) рефрактерность.
9. Закон «все или ничего» и закон силовых отношений.
10. История учения о биоэлектрических явлениях (I и II опыты Гальвани, Вольта, Дюбуа-
Реймон).
11. Биомембраны: строение, функции, проницаемость, активный и пассивный транспорт
веществ.
12. Мембранный потенциал: механизм возникновения, методы регистрации, свойства.
13. Потенциал действия: механизм возникновения, методы регистрации, свойства.
14. Изменение возбудимости ткани при возбуждении.
15. Локальный ответ и его характеристика.
16. Особенности строения, функции и физиологические свойства скелетных мышц.
17. Одиночное мышечное сокращение. Раздражение мышцы и способы его регистрации.
18. Структурно-функциональные основы (механизм) мышечного сокращения, сопряжение
возбуждения и сокращения.
19. Тетаническое сокращение, его виды.
20. Сила и работа мышц.
21. Утомление мышц, теории утомления изолированной мышцы и целого организма.
22. Функции, физиологические свойства, регуляция деятельности гладких мышц.
23. Электромиография, динамометрия, значение в медицине.
24. Понятие рефлекса, строение рефлекторной дуги.
25. Принципы рефлекторной теории (детерминизм, анализ и синтез, единство структуры и
функции).
26. Классификация и свойства рецепторов.
27. Рецепторный или генераторный потенциал.
28. Классификация, структура и физиологические свойства нервных волокон.
29. Проведение возбуждения в мякотных и безмякотных нервных волокнах.
30. Основные законы проведения возбуждения по нервным волокнам.
31. Парабиоз Введенского, его стадии, значение для теории и практики медицины.
32. Ультраструктура, классификация, физиологические свойства синапсов. ВПСП.
33. Системная организация функций (П.К.Анохин). Понятие о функциональных системах,
общие периферические и центральные узловые механизмы.
34. Секреция, её функции, регуляция. Биоэлектрические особенности секреторной клетки.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:
1. Приготовление нервно-мышечного препарата.
2. Определение порога раздражения для нерва и мышцы.
3. Опыты Гальвани (I и II).
4. Опыт Маттеучи.
5. Опыт Мюллера-Келликера.
6. Регистрация потенциала покоя.
7. Одиночное мышечное сокращение.
8. Зубчатый и гладкий тетанус.
9. Исследование зависимости амплитуды сокращения изолированной мышцы от силы
раздражителя.
10. Локализация утомления в нервно-мышечном препарате.
11. Эргометрия.
12.Динамометрия.
13. Двустороннее проведение возбуждения по нерву.
14. Парабиоз.
5. Методы обучения и преподавания:
Рубежный контроль № 1 по разделу «Элементарные физиологические процессы» проводится в два этапа. На первом этапе контроля оценивается знание теоретического материала: каждый студент должен ответить на билет, содержащий 3 вопроса. На втором этапе контроля оценивается степень освоения практических навыков, приобретенных при изучении данного раздела. На данном этапе контроля осуществляется также проверка протоколов практических работ с целью оценки умения формулировать выводы.
Таким образом, в ходе рубежного контроля № 1 студент получает 3 оценки: 1) оценку за знание теоретического материала; 2) оценку за практические навыки; 3) оценку за оформление протоколов.
6. Литература:
Основная:
- Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие / Н.Н.Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.
- Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии /Под ред. К.В.Судакова, А.В.Котова. - М., 2002.
- Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ре. Ю.В. Наточина, В.А.Ткачука. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 384 с.
- Судаков К.В. Курс лекций. М.: Медицина, 2000. - 784 с.
- Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Медицина, 2003. - 656 с.
Дополнительная:
1. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. - М.: изд-во РУДН, 2001. - 409 с.
2. Атлас по нормальной физиологии / Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Высшая школа, 1986.
3. Основы физиологии человека /Под ред. Б.И. Ткаченко. - С.-Петербург, 1994. Т.I,II.
4. Руководство к практическим занятиям по физиологии /Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева, А.В. Коробкова. - М.: Медицина, 1988. – 280 с.
5. Ситуационные задачи по физиологии с основами анатомии для самостоятельной работы студентов / Под ред. А.А. Утебергенова, Д.А. Адильбековой. - Шымкент, 2006. - 66 с.
6. Физиология человека /Н.А. Агаджанян и др. - Алма-Ата: Казахстан, 1992. T.I, II.