Факторы эффективного углубленного профилактического консультирования

Важным фактором эффективного профилактического консультирования является

использования к ходе консультирования (беседы) приема «обратной связи», которая представляет собой контроль процесса того, что услышано, как понято, как принимается, а также какова реакция пациента (согласия или несогласия) на врачебные рекомендации.


Эффективная передача в ходе консультирования информации, способствующей формированию осознанного восприятия и принятия пациентом врачебных рекомендаций, определяется такими факторами как

- четкое разъяснение пациенту цели рекомендации/совета;

- умение задавать вопросы и выслушать пациента с повторным объяснением сути совета (при необходимости);

- исключение двусмысленности, нечеткости и употребления сложных медицинских терминов или сложных объяснений;

- проявление внимания к чувствам других людей и понимания их проблем (эмпатии) и открытости (избегать стереотипов, осуждения и скорых суждений);

- конкретные адресные советы.

Углубленное профилактическое консультирование относится к индивидуальному консультированию, поэтому важен индивидуальных подход, и, прежде всего, учет отношения пациента к изменению поведенческих стереотипов (привычек). Известно, что процесс изменения поведения любого человека не всегда поступательный. Особые сложности возникают, когда встает вопрос о необходимости изменить жизненные привычки и поведение, которые пациентом не ощущаются как дискомфорт или неудобство. Напротив, нередко вредные для здоровья привычки воспринимаются пациентом как удовольствие (покурить-расслабиться, пообщаться, поесть – снять стресс и пр.).

Согласно теории Prochaska J.О. формирования поведения человека6 условно выделяют несколько стадий формирования мотивации и изменений поведения для установления новых привычек, которые могут иметь различную продолжительность (от минут-часов до нескольких лет), при этом возможен как поступательный, так и регрессионный переход. При углубленном профилактическом консультировании важно

оценить с этой позиции каждого пациента.

Стадии формирования мотивации и изменений поведения:

Непонимание проблемы. Пациент не знает, почему именно ему надо изменить привычки, почему врач советует регулярно принимать медикаменты при хорошем самочувствии и, особенно, если надо изменить такой привычный и удобный, с точки зрения пациента, образ жизни и привычки. При такой ситуации врач долженсконцентрироватьсяна информированиипациента,разъяснениипроблемыбезглубокойдетализацииконкретныхсоветов(какичтоделать).

Принятие решения. Пациент осознал, что его повседневные привычки наносят вред здоровью, но пациент испытывает колебания в принятии решения. В этой ситуациисовет врача (фельдшера), подкрепленный конкретной помощью, будет более успешным.Приконсультированииважнанетолькобеседа,ноиодобрение,поддержка,атакжепредоставление конкретной помощи и обучение навыкам (как бросить курить, питатьсяипр.).

Начало действий. Пациент решил изменить привычки, отказаться от нездорового образа жизни, регулярно принимать лекарства и пр. При консультировании уже нетребуется объяснять и аргументировать, важна не столько информация, сколькопсихологическая поддержка, обсуждение положительных примеров из жизни («все внашихруках» ипр.).

Срыв действий. Пациенту не удалось придерживаться длительное время новым более здоровым привычкам и/или сохранить регулярность лечения (вновь начал курить и др.). Срыв возможен, но не обязателен при любых установках и любом отношении к

 

6 Прохоров А. В., Велисер У. Ф., Прочаска Дж. О. Транстеоретическая модель изменения поведения и ее применение. Вопросы психологии. 1994. №2. С. 113-122.

Prochaska J.O., DiClemente С.С. Transtheoretical therapy: Toward a more integrative model of change //

Psychotherapy. Theory, Research and Practice. 1982. N 19. P. 276-288.


проблеме. При консультировании требуются навыки, терпение и повторное неосуждающее и не директивное объяснение, поддержка пациента, так как этот этап(стадия)непростдляконсультирования.