ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ И ЕЕ ИСТОРИЮ

 

Учебное пособие

 

 

Редактор Г.С.Одинцова

_____________________________________________________________

Подписано в печать _______ . Формат 60х84/16. Бумага писчая.

Печать офсетная. Усл.п.л. ____ Уч.-изд.л. _____ Тираж ____ экз.

Заказ № ______

______________________________________________________________

680042, г.Хабаровск, ул.Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ.


[1] Антология мировой философии: В 4 т. Т.1. М.: Мысль, 1969. С.354.

[2] Метафилософия (от греч. meta ta philosophie – то, что над философией) – философское учение о самой философии.

[3] Принцип – основополагающая закономерность науки или философии, лежащая в фундаменте их теории.

[4] Методология – учение о научном или философском методе познания.

[5] Системная целостность философии – понятие, обозначающее единство философской теории во всех ее частях и элементах.

[6] Диалектика здесь философский метод познания действительности в ее противоречивости, единстве и развитии.

[7] Цит. по Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. М., 1982. С.52.

[8] Семантика – смысловая сторона единиц языка – слов, частей слова, словосочетаний.

[9] Платон (428 – 348 до н.э.) – классик античной философии.

[10] Менталитет – склад ума, умонастроение, общее для народа мировоззрение, мироощущение.

[11] В древнегреческой философии достоверное знание (истинное) отличалось от недостоверного – мнения (греч. doxa). Аристотель отличал мнение от научного знания тем, что последнее имеет возможность истинной оценки. Софисты перешагнули грань между знанием и мнением. "Все, что кому как кажется, так оно и есть".

[12] Аристотель. Соч.: Т.1. М., 1976. С.94.

[13] Там же. С.119.

[14] Сциентизм (от лат. scientia – знание) – абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества.

[15] Акмэ (греч. akmë – расцвет, вершина развития) – в данном случае творческий возраст (40 лет).

[16] Например, Р.Карнап правомерно критикует Г.Дриша (см. Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971. С.52 – 56) по поводу введения в биологию гипотезы "энтелехии", призванной объяснить регенерацию и репродукцию некоторых органов живых систем (к примеру, восстановление хвоста у ящерицы). Эта "мифическая" гипотеза не дает нам никакого реального знания о законах, но создает видимость научного объяснения. Подобной универсальной всеобъясняющей гипотезой религиозной философии является гипотеза Бога.

[17] Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С.39 – 55.

 

[18] Попытка обяснить феномен "осевого времени предпринята К.Ясперсом. См. там же. С.45 – 50.

 

[19] См.: Философское сознание: драматизм обновления. М., 1991. В книге представлена бесплодная дискуссия по вопросу о том, "чем должна и чем не должна заниматься философия?" С.4 – 84.

[20] Атрибут – неотъемлемое свойство чего-либо.

[21] Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С.500.

[22] Объект и предмет – однопорядковые понятия. Предмет – то, на что направлено познание философа, что является внешним по отношению к знаниям последнего. Предметом может быть как материальное, так и духовное бытие. Объект же – это фрагмент, сторона, момент предмета, выделенный субъектом – философом и функционирует в конкретном философском знании.

[23] Весьма своеобразная точка зрения на предмет философии представлена А.Ф.Зотовым (См.: Вопросы философии. 1991. № 12. "Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений". Автор статьи настойчиво проводит мысль о том, что предмет философии является "мифом". "Предмет философии "в потенции" скрыт в процессе философствования в философском мышлении. Поэтому определять нужно не предмет..., а особую установку мысли, манеру рассуждать" (с.15). На наш взгляд, следует все же осознавать то, что "установка мысли" и "манера рассуждать" не могут быть беспредметными. Не следует отрывать знание о предмете от самого предмета.

[24] Бытие фундаментальная философская категория, обозначающая сущее и его существование.

[25] Элейцы, или элеаты – древнегреческая философская школа VI – V вв. до н.э. Главные представители: Парменид Элейский, Зенон Элейский (г.Элея в Южной Италии).

[26] Сущее – то, что существует, содержание бытия.

[27] Рациональный (разумный, мысленный) способ познания характеризуется преувеличением роли разума, логической способности в познании субъекта (рационализм).

[28] Сенсуализм абсолютизирует чувственный момент в познании. Еще Аристотелю приписывают классическую формулу сенсуализма: "Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах".

[29] Панонтологизм (греч. pan – все, ontos – сущее, плюс логия) – философская теория, выводящая все учение из онтологии (учение о бытии).

[30] Мистицизм (греч. mistika – таинство, таинственность) – религиозное или идеалистическое воззрение на бытие, сущностью которого является таинственное, неизведанное духовное. В гуманистической философии Ренессанса мистицизм выступал как оппозиция богословским догматам.

[31] Пангносеологизм (греч. pan-все, gnosis – знание, logos – учение) философский принцип, отождествляющий познание с бытием. Предметом философии объявляется сам процесс познания. Бытие суть результат гносеологической версии данной философии.

[32] См.: Вопросы философии. 1991. № 12. А.Ф.Зотов. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений. С.14 – 21; Философия: Учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д: Феникс, 1997. С.15 – 24.

[33] Неотомизм – официальная философия современного католицизма.

[34] Диалектический материализм – философское направление, созданное К.Марксом и Ф.Энгельсом в XIX в. и развитое их последователями в ХХ в.

[35] Позитивизм (неопозитвизм, постпозитивизм) течение философской мысли, ориентированное на науку и абсолютизирующее научное знание.

[36] Экзистенциализм (философия существования) – иррационалистическая, направленная против разумного, научного объяснения мира современной философией.

[37] Аксиология – (греч. axios – ценный) – философское учение о ценностях.

[38] Синкретизм (греч. synkrëtismos – соединение, объединение) – слитность, нерасчлененность чего-либо. В данном случае речь идет о первоначальном состоянии философии.

 

[39] См.: Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 2001. С.8 – 9.

[40] Тейчман Дж., Эванс К. Философия: Руководство для начинающих / Пер. с англ. М., 1998. С.8.

[41] Дильтей прямо указывает на предельную общность знания как непреходящее свойство философии. "Всегда мы в ней замечаем одну и ту же тенденцию к универсальности, к обоснованию, то же стремление духа к постижению мира в целом". Dilthey W. Gesammelte Schristen. Bd V. Leipzig und Berlin. 1924. S.365.

[42] См.: Айер. Философия и наука // Вопросы философии. 1962. № 1. С. 96. "У философов есть свои теории, но эти теории не дают им возможности делать предсказания; они не могут быть доказаны и не могут быть опровергнуты на опыте, как это имеет место в научных теориях".

 

[43] См., например, Данем Б. Гигант в цепях. М., 1958. Книга посвящена философичности обыденного и другим видам нетеоретического знания.

[44] Принцип всеобщей связи – основной принцип диалектики, выражающий универсальную закономерность взаимосвязи и взаимоотношений "всего со всем".

[45] Принцип развития – основной принцип диалектики, выражающий универсальную закономерность изменения и развития бытия и познания.

 

[46] Метафизика – термин, ведущий свое начало от философии Гегеля, Маркса, а в отечественной философии получивший самое широкое распространение, обозначает – адиалектика – концепция, отрицающая всеобщность взаимосвязи и развития как философских принципов.

[47] Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 2001. С.8.

[48] Хайдеггер М. Что такое философия // Вопросы философии. 1993. № 8. С.118.

[49] Краткая философская энциклопедия. М., Изд. группа "Прогресс-Энциклопедия", 1994. С.481.

[50] Квинтэссенция – сущность среди сущностей, главное, субстанциальное.

[51] Философия: Учебник для высших учебных заведений. Ростов на/Д: Феникс, 1997. С.22.

[52] Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С.501.

[53] Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов на/Д: Феникс, 2001. С.34.

[54] Шопенгауэр А. О гении. Спб., 1899. С.45.

 

[55] Философия: Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на/Д: Феникс, 1997. С.11.

[56] Философия: Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. М.: Русское слово, 1996.

[57] Термин "философская идеология" означает ту сторону философской теории, которая явно или неявно осуществляет идеологическую оценку НКМ с позиций общности людей, к которой принадлежит сам философ.

[58] Антропоморфный космологизм – метод объяснения функционирования космоса, природы с помощью гипотезы о человекообразной сущности их. Космос представлялся живым и разумным существом.

[59] Герменевтика (греч. hermeneutike) – толкование, разъяснение) – искусство, теория истолкования, интерпретации смысла текста в зависимости от языка, намерений автора и других особенностей текста. Абсолютизация (преувеличение) этой функции в сфере философского познания привело к созданию философской герменевтики, включающей в себя не только проблемы методологии и интерпретации текстов (художественных, религиозных, научных, философских и других), но и гносеологическую проблематику субъектно-объектных отношений и онтологический аспект познания.

 

[60] Рефлексия (лат. reflexio – отражение) – в философии – познание путем отражения действительности и самоосознания этого процесса.

[61] Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: Т.3. С.4.

 

[62] Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. С.231.

[63] Плюрализм философий (философских концепций, систем) понимается как наличие множества альтернативных (эквивалентных и неэквивалентных по предмету познания) философских теорий. Речь идет не просто о множестве философий, исследующих различные предметные сферы бытия, познания и культуры. Существо проблемы заключается в том, что один и тот же предмет философского интереса успешно описывается, объясняется и представляется "единственно истинным" с позиций различных философских направлений, течений, школ. Выбор среди них наиболее предпочтительной осуществляется по самым различным критериальным основаниям, о чем будет сказано ниже.

[64] Конвенционализм (лат. conventio – договор, соглашение) – гносеологическая концепция, согласно которой все философские и научные понятия и теории являются равноистинными, а выбор среди них преимущественной является результатом неявного соглашения ученых.

[65] В отечественной философии до недавнего времени господствовало убеждение, что любая попытка объединить идеализм и материализм эклектична (равносильна соединению того, что принципиально несоединимо).

[66] Кстати отметим структурное единство философий двух соперничающих философов современников Гегеля и Шопенгауэра. Первый – объективный идеалист рационалист ("все действительное разумно и все разумное действительно"), классик немецкой философии. Второй – субъективный идеалист, иррационалист (все действительное неразумно и все неразумное действительно) – в произведении "Мир как воля и представление" (1819) антиклассик немецкой философии. Обе философии абсолютизируют крайности, которые при желании можно было объединить.

[67] Шопенгауэр А. Полное собрание сочинений. М., 1910. С.585.

[68] Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969. С.27.

 

[69] В этой связи выглядят как нонсенс (бессмыслица, нелепость) утверждения некоторых философов об отличии научных знаний, как общепринятых, от философских, как личностнообусловленных. Естествознание и другие науки сегодня так же плюралистичны как и философия. См.: Краткая философская энциклопедия. М., 1994. Статья "Философия".

[70] Heinemann F. Die Philosopie im XX. Yahrhundert, Stuttg., 1959, S. VIII.

[71] Там же. S.VIII.

[72] Гейнеман под альтернативой понимает все множество конкурирующих между собой теорий и гипотез, которые могут быть противоречащими, эквивалентными по эмпирическим, теоретическим и иным основаниям, согласующимися (взаимодополнительными) и различными.

[73] Там же. С.372 – 373.

[74] К примеру, правомерно изучать человека как продукт самоорганизации природы, как результат биологической эволюции, как итог исторического развития и социального бытия. Таким образом, многоплановость бытия человека делает его предметом изучения физики, биологии, истории, социологии и философии (науке об интегральном бытии человека). Но в истории философии предметом философского исследования часто становилась отдельная сторона бытия человека, что и являлось онтологическим основанием плюрализма философской антропологии.

 

[75] Объективность знаний – это существование их такими, как они определяются объектом познания, т.е. содержание знаний не зависит от субъекта, а лишь только от объекта.

[76] Ойзерман Т.И. Главные философские направления. М., 1971. С.3.

[77] Гносеологический релятивизм – гносеологическая концепция, абсолютизирующая относительную истинность философских и научных знаний.

 

[78] См.: Фокин Е.И., Кухтина Л.Ф., Варфалви Л.В. Философия: основные проблемы на пороге XXI века. Хабаровск, 1998. С.74 – 75.

[79] Первопричина понимается ими как целеполагающая, творящая и воссоздающая разумная сила. Она явно обнаруживает себя в человеке, его сознании.

[80] Дхарма – буддистский термин, означающий психофизическую, процессуальную, не материальную и не духовную (содержащую в себе то и другое) сущность бытия.

 

[81] Антропоморфизм ( греч. anthropos – человек, morphë – форма) – наделение человеческими свойствами явлений природы, а также придание богам человеческих качеств.

[82] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: Т.21. С.282 – 283.

 

[83] Следует отличать онтологический плюрализм от гносеологического (плюрализма в гносеологии), о котором шла речь выше.

[84] Вульгарный материализм полагает, что бытие не только едино, но и единственно. Кроме материи в нем ничего иного нет. Сознание так же материально, как и все другие свойства материи.

[85] Естественнонаучный материализм в противовес вульгарному материализму наделяет сознание особой идеальной, не телесной природой. Эта верная, по существу, точка зрения весьма часто абсолютизирует различие сознания и материи и приводит к дуализму.

[86] Диалектический материализм исходит из диалектического единства материи и сознания, где признается и момент различия.

[87] Объективный идеализм исходит из предпосылки о существовании объективной субстанциональной сущности бытия духовного.

[88] Субъективный идеализм предполагает в качестве единой субстанции и первопричины бытия индивидуальное сознание субъекта познания, человека.

[89] Диалектический идеализм является характерной чертой философии Гегеля, где идеализм и диалектика представлены в единстве.

[90] Материалистический и идеалистический дуализм представляет собой ту или иную тенденцию, направленность.

[91] Материалистический и идеалистический плюрализм исходят из противоположных предпосылок: полагается ли множество субстанций бытия материальным, либо они идеальны.

[92] "Гностицизм" (греч. gnosis – знание) следует отличать от понятия "гностицизм", обозначающего религиозно-философское учение I – II вв.

[93] Софисты (учителя философии) – представители софистической школы Древней Греции, сложившейся в V в. до н.э. Утверждали о возможности доказательства истины любого (в том числе ложного) знания.

[94] Скептики – представители школы скептицизма в Древней Греции, основанной Пироном из Элиды (конец IV в до н.э.). Они выражали сомнение в возможности истинного познания мира.

[95] Пробабилизм (от лат. probabilis – точка зрения вероятности) – гносеологическая позиция, утверждающая вероятностный характер познания. Наше знание всегда является лишь вероятностно истинным, но недостоверным.

[96] Фаллибилизм – гносеологическая концепция, утверждающая ошибочность всех философских и научных теорий. Не ошибается лишь тот, кто считает все концепции ошибочными.

[97] Эклектика (греч. eklego – выбираю) – смешение логически противоречивых принципов и концепций.

 

[98] Материализм признает единственно реальным миром – объективный. Мир, существующий в сознании субъекта суть отражение объективного мира в познании. Это идеальный образ объективного мира.

[99] Ойзерман Т.И. Главные философские направления. М., 1971. С.329.

[100] Ойзерман Т.И. Главные философские направления. М., 1971. С.336.

[101] Зотов А.Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений? // Вопросы философии. 1991. № 12. С.21.

[102] Отметим, что известный специалист в области историко-философской проблематики Т.И.Ойзерман весьма расширительно определяет предмет историко-философского познания: "Предмет историко-философского исследования – философия, проблемы историко-философской науки – философские проблемы". Философия в качестве предмета исследования выступает лишь для философии истории философии, но не для истории философии как эмпирической науки – историографии.

[103] Все исторические законы (в том числе законы историко-философского процесса) выступают как тенденции, т.е. имеют характер направленности, устремленности к чему-либо.

[104] В современной историко-философской литературе (особенно в учебной) требование концептуальной определенности позиции автора, как правило, не проводится. Авторское предпочтение концептуальной позиции часто остается непроясненным, скрытым за принципиальными общефилософскими установками, по существу, не совместимыми в системном изложении. К примеру, противоречивыми оказываются общефилософские установки историко-философского исследования (названные "презумпциями авторской концепции"), которые предложены авторами "История философии: энциклопедия. – См.: Интерпресс-сервис, Книжный Дом, 2002, в "Предисловии". "Презумпции" целостности, актуальности, плюрализма, концептуальной системности, академизма ("отказа от каких-либо форм политико-аксиологической ангажированности") представляют собой набор принципов, лишенный единой концептуальности, характерной для конкретной системной философии, школы, течения, направления. Провозглашение "концептуальной системности" и "целостности как предпосылочных принципов не говорит нам ничего о том, какова эта целостность и концептуальная системность на самом деле – материалистическая, идеалистическая, агностическая, скептическая, гностическая, эклектическая и т.п. Можно ли, к примеру, при провозглашении целостности и концептуальной системности опираться на принцип плюрализма? Если да, то, как избежать внутренней концептуальной противоречивости?

[105] Доксография (гр. doxa – мнение + граф) – описание мнений философов в истории философии по

определенным проблемам.

 

[106] Гегель. Сочинения. М.-Л., 1932. Т.9. С.44.

[107] В современных историографических философских концепциях западной философии и их современных российских адептов это противоречие рассматривается решающим аргументом для отрицания историзма как основополагающего принципа историко-философской науки. См. "История философии. Энциклопедия". Минск, 2002. Статья "Историзм".

[108] Гегель. Сочинения. М.-Л., 1932. Т.9. С.40.

[109] Гегель. Сочинения. М.-Л. 1932. Т.9. С.40.

[110] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.13. С.491.

[111] См., например, Виндельбанд В. История философии / Пер. с нем. М., 1998.

[112] См.: Фишер К. Введение в историю Новой философии". М., 1900. Вып. 1.

[113] См.: Ясперс К. Всемирная история философии. Введение / Пер. с нем. Спб., 2000.

[114] Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. № 8, 9, 10. С.59. Как видно из аргументов Поппера, то, что он называет "историзмом", к историзму имеет мало отношения.

[115] Поппер К. Открытое общество и его враги / Пер. с англ. М., 1992.

[116] Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. Спб., 1994. Т.1. С.3 – 4.

[117] Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. Спб., 1994. Т.1. С.3 – 4.

[118] Сегодня не принято ссылаться на исторический материализм, его принципы и законы. Зато общим местом является его критика частью известных историков и философов. Тем не менее они, не стесняясь, неявно используют исторический материализм для аргументации своих взглядов. См., например, Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. М., 1994. Гл. 2.

[119] Термин "арий" – "благородный" относился к первоначально проникшим в Индию членам племен.

[120] Всемирная история экономической мысли: В 6 т. М., 1987. Т.1. Гл.4.

[121] "Законы Ману" – свод правил благочестивого поведения, приписывающих прародителю людей Ману. Созданы в начале нашей эры.

[122] "Артхашастра" – санкр., букв. – наука о пользе, практической жизни. Составлялась в IV – III вв. до н.э.

[123] См.: Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф.Ильичева, П.Н.Федосеева, С.М.Ковалева, В.Г.Панова. М., 1983. Статья "Джайнизм". Иначе называет имя родоначальника джайнизма Мел Томпсон в книге "Восточная философия" / Пер. с англ. М., 2001. С.132: Махавира. В "Истории философии в кратком изложении" / Пер. с чеш. И.И.Богута. М., 1991 С.25 его называют Махавира Вардхамана.

[124] Религиозная компонента джайнизма (в том числе буддизма) коренным образом отличается от европейских религиозных верований (политеизма и монотеизма). Здесь нет Бога в европейском смысле слова; Бог это душа как жизненная стихия, освобождение которой от пут кармы в цепи перерождений – дело самого человека.

[125] Джайны вегетарианцы. Но и растения являются живыми, поэтому они вынуждены мириться с несовершенством своего земного существования. Они сводят рацион питания к необходимому минимуму, стремясь к наименьшему нанесению вреда живому.

 

[126] Мировыми религиями признаются: христианство (возникло в I в.), ислам (VII в.) и буддизм (VI – V вв. до н.э.)

[127] Томпсон М. Восточная философия. М., 2001. С.77 – 78.

[128] В "Истории философии в кратком изложении" / Пер. с чеш. И.И.Богута. М., 1991. С.28, автор полагает, что иногда неправильно Будду называют "просветленным" вместо "пробужденным". Ведь "пробуждение" (бодхи) суть постижения правильного пути жизни, когда адепт начинает видеть мир таким, каков он есть, и осознавать причины людских страданий.

[129] Цит. по Томпсон М. Восточная философия / Пер. с англ. Ю.Бондарева. М., 2001. С.130.

[130] См.: Фокин Е.И. Психология и педагогика: Учебное пособие. Хабаровск, 1998. С.109 – 110.

 

[131] Эзотерический – (греч. esoterikos – внутренний) – доступный только определенному кругу людей, только для посвященных.

[132] См.: Томпсон М. Восточная философия / Пер. с англ. Ю.Бондарева. М., 2001. С.319 – 320.

[133] Локаята (от санкр. лока – идущие из этого мира) возникает примерно V в. до н.э. Чарвакой современные исследователи называют позднюю разновидность локаяты, а иногда полностью их отожествляют.

[134] См.: Томсон М. Восточная философия / Пер. с англ. Ю.Бондарева. М.: 2001. С.32. В "Истории философии в кратком изложении" / Пер. с чеш. И.И.Богут. М., 1991. С.34 к философской системе индуизма относят лишь ортодоксальные школы.

[135] См.: Томпсон М. Восточная философия. С.32.

[136] См.: Литман А.Д. Современная индийская философия. М.: Мысль, 1985.

 

[137] См.: Вивекананда С. Философия йога. Лекции о Раджа-йога и афоризмы Патанджали / Пер. с англ. М., 1957. Т.2.

[138] См.: Томпсон М. Восточная философия. С.48.

 

[139] В книге Мела Томпсона "Восточная философия" говорится вообще об объединении школ в единую – ньяя (вайшешика). См.: С.33.

[140] В "Восточной философии" М.Томпсона система представлена как ньяя/вайшешика. См.: С.33.

[141] Вывод по аналогии:

а имеет признаки P, Q, S, T …

б имеет признаки P, Q, S …

Следовательно, б имеет признак T.

[142] Силлогизм – это умозаключение, в котором из истинных посылок выводится истинное заключение. У Аристотеля простой силлогизм состоит из трех элементов: двух посылок и заключения.

[143] Агностицизм некоторых школ веданты очень схож с точкой зрения И.Канта.

[144] См.: Томпсон М. Восточная философия. С.256. Дао – путь (вещей); дэ – эманация (проявление) дао; цзин – авторитетность, принадлежность к классическим канонам.

[145] Учения инь-ян находят воплощения в теоретических разработках естествознания, медицины, искусства, музыки.

[146] Даосская идея "просветления" соответствует буддийскому ее пониманию. Человек в этом состоянии осознает запредельность реальности, вызывающих процессы перемен.

[147] См.: Томпсон М. Восточная философия С. 277.

[148] См.: Конфуций. Беседы и суждения. СПб., 1999. С.244. (7.25 означает: 7 гл., 25 суждение).

[149] Так оно называется в европейской этической литературе.

[150] См.: Конфуций. Беседы и суждения. С.576.

[151] См.: Томпсон М. Восточная философия. С.213 – 214.

[152] Там же. С.220.

 

 

[153] См.: Скирбекк Г., Гильве Н. История философии: Учебное пособие для студентов вузов / Пер. с англ. В.И.Кузнецова. М., 2001. С.19 – 22.

 

[154] Эклектика (гр. eklego – выбираю) – философское учение, соединяющее в себе различные, порой прямо противоположные, несовместимые принципы и предпосылки.

[155] Примером компиляции может служить сочинение Диогена Лаэртского "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов" (М., 1979). Частично фрагменты сочинений первых философов можно прочесть в книге "Фрагменты ранних греческих философов", часть 1 (М., 1989). (Современный перевод "Фрагментов досократиков" Дильса-Кранца на русский язык).

[156] Стихийный материализм в философии ранней античности предполагает объективное существование мира как самоочевидное. Здесь еще не ставится вопрос об отношении материи и сознания как первичного и вторичного.

 

[157] Как и в восточной философии первые греческие философы в своих воззрениях на мир исходили из диалектических принципов: принципа всеобщей связи и принципа развития.

[158] Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т.1. М., 1975. С.71.

[159] В настоящее время ученые высказывают вполне правомерные сомнения в возможности данного астрономического предсказания. См., Реале Дж., Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Ч.I. Спб., 1994. С.9.

[160] Иные авторы называют книги, написанные Фалесом: "О солнцевороте", "О равноденствии".

[161] Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т.1. М., 1975. С.71.

[162] См., например, Реале Дж., Антисери Д. Западная философия… Т.1. Спб., 1994. С.20; Скирбекк Г., Гильс Н. История философии / Пер. с англ. В.И.Кузнецова. М., 2001. С.24 – 25.

[163] Термин "апория" возник в комментариях фрагментов работ Зенона. Сам Зенон его не употреблял.

[164] Имеются иные интерпретации апории "дихотомия".

[165] Гегель. Сочинения. Т.I9. М., 1932. С.173.

[166] Диоген Лаэртский. Цит.изд. С.338 – 339.

[167] Релятивизм абсолютизирует (преувеличивает) относительную истинность наших знаний, полагая, что абсолютной истины нет.

 

 

[168] Секст Эмпирик. Сочинения: В 2 т. М., 1976. Т.1. С.252.

[169] Эристика – это искусство спора.

 

 

[170] Этический релятивизм отрицает существование общих для всех нравственных норм поведения.

[171] Метафизика – термин, возникший в I в до н.э. и обозначающий "то, что над физикой". Это фундаментальный раздел философии Платона (и Аристотеля) изучающий умопостигаемые и неизменные начала всего сущего.

[172] См.: Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М., 1997. С.151.

 

[173] Демиург (греч. demiurgjos – ремесленник) в философии Платона – творец мира из праматерии.

[174] Платон. Сочинения: В 3 т. М., 1970. Т.2. С.184.

[175] Аристотель. Метафизика. М.-Л., 1934. С.45.

[176] Для Платона и Аристотеля, как и для всякого грека, гипотеза единого Бога противоречит политеизму греческой традиции. Оба мыслителя вынуждены искать внешний источник активности природного бытия.

 

[177] Атрибут – необходимое, неотъемлемое свойство субстанции, отличное от акциденции (имеющей случайный характер).

[178] О Пирроне и его учении см.: Лаэртский Диоген. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С.378 – 381.

[179] См.: Там же. С.385 – 387.

[180] См.: Там же. С.234 – 240.

[181] См.: Там же. С.240 – 260.

 

[182] Аскеза – обретение путем тренировки способности противостоять трудностям и невзгодам, страстям и желаниям, умения господствовать над потребностями, наслаждениями, похотью.

 

[183] Из многочисленных философских работ Сенеки переведены на русский язык " Трагедии" / Пер. С.Соловьева. М.-Л., 1932; "Нравственные письма к Луцилию". М., 1977.

[184] В русском переводе: Афоризмы Эпиктета с прибавлением нескольких глав из его "Размышлений". Спб., 1891; "В чем наше благо? Избранные мысли римского мудреца Эпиктета". Кн. 1 – 4. М., 1904.

 

[185] См.: Эмпирик Секст. Сочинения: Т.1, 2. М., 1975 – 1976.

[186] Завет – договор, наказ, наставление Бога людям. В Старом Завете речь идет о наказе Бога народу Израиля. Новый Завет израильтянам огласил пророк Иеремея. В Евангелии от Матфея сам Христос, "… взяв чашу и поблагодарив, подал им и сказал: "Пейте из нее все; ибо сие есть кровь моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставлении грехов".

[187] Универсалии – общие и всеобщие понятия (родовые и видовые).

 

[188] См.: Дж.Реале, Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. Средневековье. Спб., 1994. С.219.

 

[189] См.: Кузанский Николай. Сочинения: В 2 т. М., 1979.

[190] См.: в русском переводе Макиавелли Никколо. Сочинения. Спб.: Кристалл, 1998.

[191] Утопич (греч. utopos) – буквально: "место, которого нет".

[192] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.3. С.4.

[193] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.28. С.427.

[194] Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1990.

[195] В русском переводе: Конт О. Курс положительной философии. Спб., 1899 – 1900 (издано в 2 т.).

[196] Спенсер Г. Синтетическая философия. В сокр. изложении / Пер. с англ. Киев, 1997.

[197] Иоанн Дамаскин (673 – 777), рожденный в Дамаске, выдающийся философ, православный богослов, систематизатор греческой патристики. См.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 1992.

[198] Исихизм (от греч. hesichia – покой, отрешенность) – этико-аскетическое учение православия о путях единения человека с богом, созданное египетскими и синайскими аскетами. См.: Послание старца Филофея / Сб.: Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI веков. М., 1994. Вып.6.

 

[199] См.: Послание старца Филофея / Сб.: Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI веков. М., 1994. Вып.6.

[200] Деизм (от лат. deus – бог) – учение, признающее Бога в качестве изначальной безличной причины мира, его движения и развития. Бог не вмешивается в дела природы и человека. Из деизма вытекает дуализм бытия, – существования двух субстанциальных начал мира – бога и природы.

[201] Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Париж, 1955. С.11.

[202] Полное собрание сочинений: В 2 т. М., 1911; Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979; Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984.

[203] См.: Хомяков А.С. Полное собрание сочинений: В 8 т. М., 1900 – 1914; Хомяков А.С. Стихотворения и драмы. Л., 1969; Хомяков А.С. О старом и новом: Статьи и очерки. М., 1988; Хомяков А.С. Сочинения: В 2 т. М., 1994.

 

 

[204] Идейное социально-философское направление славянских мыслителей 40-х годов XIX в. о самобытности и единстве истории славянских народов и их культуры во главе с Россией.

 

[205] См.: Леонтьев К.Н. Собрание сочинений: В 8 т. М., 1912 – 1913; Византизм и славянство // В кн.: Русские философы (конец XIX – середина XX вв.). Антология. Вып. 1; Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство: Сб.статей. Оснабрюк, 1966.

[206] См.: Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма: В 2 т. М., 1991.

[207] Провидение (от лат. providential – предопределение) – богословское учение о божественной предопределенности истории бытия.

[208] Allgemeinheit (нем. всеобщее) – всеобщее - бытие "абсолютной идеи" в гегелевской философии.

[209] См.: Герцен А.И. Собрание сочинений: В 30 т. М., 1954 – 1966; Герцен А.И. Сочинения: В 9 т. М., 1955 – 1958.

[210] В известной ныне книге Н.О.Лосского "История русской философии" (в переводе с английского), изданной в Москве в 1991 г., утверждается, что Герцен никогда не был материалистом. Как и в случае с Белинским автор полагает, что советские философы просто "получили указания советского правительства отыскать как можно больше материалистов среди представителей западноевропейской и русской культуры". Историков философии, приписывающих идеализм Белинскому и Гегелю более чем достаточно. Однако о материализме Белинского и Герцена свидетельствуют их сочинения.

[211] Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982.

[212] См.: Соловьев В.С. Собрание сочинений: В 10 т. 2-е изд. Спб., 1911 – 1914; Соловьев В.С. Стихотворения и шуточные пьесы. Л., 1974; Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М., 1989.

 

[213] См.: Плеханов Г.В. Сочинения. М.-Л., 1923 – 1927. Т.1 – 24.; Плеханов Г.В. Избранные философские произведения: В 5 т. М., 1956 – 1958.

[214] См.: Тоффлер А. Футурошок / Пер с англ. Спб., 1997.

[215] Современная западная философия: Словарь. 2-е изд, перераб. и доп. М., 1998.

[216] См.: История философии: Учебник для вузов. Ростов-на-Дону, 2001. С.401. В словарях, в том числе и названном выше, постмодерн не относят к философской школе. Это эстетическая концепция.

[217] О философии О.Конта см. выше.

 

[218] Утилитаризм – социально-философский принцип, утверждающий индивидуальный интерес решающим фактором и естественным регулятором общественного развития.

[219] Спенсер Г. Синтетическая философия / Пер. с англ. Киев: Ника-Центр, 1997. С.46.

[220] Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1955. С.50.

[221] См.: История философии: Учебное пособие для вузов / А.Н.Волкова, В.С.Горнев. П.Н.Данильченко. М., 2001. С.244.

[222] Верификация (от лат. verificatio) – подтверждение истинности.

[223] Фальсификация – опытное опровержение истинности теорий и гипотез.

[224] Кумулятивизм – ( от лат. cumulatio – накопление) – гносеологическая позиция, согласно которой развитие знаний есть процесс непрерывного, постепенного накопления знаний. Кумулятивизм исключает революции в познании.

[225] О Къеркегоре см. выше.

[226] Для материализма сущность бытия и есть само бытие (материя). Рационалистический субъективный идеализм сущностью признает мир чувственности, составляющий само бытие. Объективный идеализм (атеистический и богословский) полагает сущность духа или бога как источник бытия. Существование, таким образом, производно от сущности.

[227] Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1988. С.323.

 

[228] Там же. С.344.

[229] Томизм – термин происходит от имени Фомы (Thomas).

 

[230] О схоластической философии А.Великого и Фомы Аквинского читайте выше.