Общество
затрат на обеспечение различных общественных работ, для созда
ния страхового фонда, персонального потребления правителей и
их приближенных. Необходимость в централизованных фондах была
очевидной. Но даже если о на не осознавалась всеми членами соци
ума, то по мере выделения особой статусной группы, специализи
рующейся на управленческих функциях и не производящей мате
риальные блага, она^ превращалась в одно из условий существова
ние этой группы. Вот почему для создания централизованных мате
риальных и денежныхфондов'необходимы были властные отноше
ния, предполагающие, с одной стороны, наличие тех, кто будет
собирать средства, распоряжаться ими, а с другой стороны, тех,
кто будет эти средства добровольно или под принуждением отда
вать. <;.*п '•
Подчеркнем еще раз: стремление людей иметь страховые фон
ды, возникающая необходимость перераспределения части произ
веденного валового общественного продукта вынуждали их воспро
изводить определенные устойчивые взаимодействия, что могло быть
осуществлено только в рамках политических властеотношений, в
которые вовлекается все население страны. »<•.■"
Вторая функция — поддержание социального мира в обществе. Социальные отношения в обществе не существую! в отрыве от людей, воспроизводящих в своих действиях эти отношения. Но человеку свойственны поступки, способный привести к разрывам сложившихся связей. Примирить конфликтующих субъектов обычно может тот, кто обладает сильным влиянием на обоих. История свидетельствует, что во всех странах люди искали приемлемые способы разрешения возникающих споров, и обычно в роли арбитров выступали те, кто был наделен властью. Обладание властью делало слово судьи весомым, обязательным к исполнению всеми участниками конфликта, более того, оно могло обретать силу закона. Таким образом, политические властеотношения становятся своеобразным полем, на котором разрешаются конфликты между индивидами, группами, способные в противном случае привести к непредсказуемым, разрушительным последствиям для общества в целом.
Третья функция — поддержание институционального единства общества, сохранение единого социокультурного пространства. Как известно, общество в отличие от родоплеменной общины все более дифференцируется по мере своего развития. Люди, живущие в разных городах, занимающиеся разными ремеслами, обычно замыкаются на своих частных или групповых проблемах, у них возникают разные интересы, предпочтения, устремления. Удержать этих людей в рамках единого территориального и социального пространства может только политическая власть^ и не только применяя на-
637
силие. Главное заключается в том, что субъект политической влас
ти обретает право формировать, изменять и поддерживать норма
тивный порядок в обществе. •■•а ■<
Нормы, регулирующие поведение индивидов, возникают в обществе повсеместно в ходе взаимодействий индивидов и существуют в виде традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, моральных запретов и нравственных требований. Специфика всех этих норм заключается в том, что они создаются самими участниками взаимодействия и контроль за их выполнением осуществляется ими же.
В рамках политических властеотношений возникает особый вид нормотворчества — институт права, отличающийся предоставлением субъекту политической власти исключительных возможностей создавать нормы; обязательным характером этих норм для всего населения; возможностью применения субъектом власти санкций в отношении тех, кто не соблюдает эти нормы.
Благодаря институту права создается единое нормативное пространство, которое, не устраняя групповых различий, обеспечивает институциональное единство общества. Это достигается за счет ограничений на те или иные виды деятельности, законодательного закрепления за каждым социальным институтом, организацией, группой определенной ниши в социальном пространстве, определения единых функциональных требований, предъявляемых со стороны общества к институциональным образованиям. Отношения политической власти создают необходимые условия для эффективного функционирования института права, а следовательно, для формирования единого нормативного порядка, скрепляющего многообразные, разноплановые институционные образования.
Мобилизующая функция политической власти. Нередко люди начинают разрушать систему общественных отношений под влиянием чрезвычайных обстоятельств. Поэтому население любой страны нуждается в защите — от нападения извне, природных катаклизмов, голода, падения жизненного уровня, разгула преступности и т.д. Для этого необходимо объединить, скоординировать усилия всего или большинства населения. Эта задача может быть успешно решена только в рамках политических властеотношений, когда решение субъекта власти, направленное на достижение определенной цели, не оспаривается населением и подлежит обязательному исполнению, в том числе под угрозой применения силы. Таким образом, мобилизующая функция политической власти проявляется в ее способности организовывать и направлять массы на решение вставших перед обществом проблем.
Мы перечислили позитивные функции политической власти, т.е. указали на виды зависимости, которые подчеркивают, во-первых, что общество для сохранения своей целостности нуждается в
638
политической власти, и, во-вторых, сама политическая власть создает реальные возможности для поддержания этой целостности. Именно наличием этой сложной зависимости обусловлен сам факт неразрывности общества и политической власти.
Вместе с тем существует множество «подводных течений», которые способны подчас до неузнаваемости изменить логику взаимозависимости — и тогда политическая власть демонстрирует свое бессилие, более того, может сама стать источником конфликтов, социальной нестабильности, привести к разрушению общества. Прежде чем ответить на вопрос, когда и почему это происходит, необходимо рассмотреть процессы, происходящие внутри политических властеотношений.