Общая социология
«Антиномийная» (условное название). Делается акцент на анализе внутренних «непримиримых» противоречий российской культуры, которые, как считают сторонники этой позиции, обрекают ее на аморфность и непоследовательность, а принадлежащую подобной культуре систему социальных взаимодействий наделяют непредсказуемостью, нестабильностью, господством произвола власти и т.д. По утверждению Н. Бердяева, Россия соединяет в себе Запад и Восток как два потока мировой истории, и это соединение превращает ее отнюдь не в некий интегральный вариант, а в арену столкновения и взаимодействия двух потоков мировой истории — Востока и Запада*.
Представители «антиномийной» позиции отмечают, что исходная характеристика русской культуры состоит в том, что в ней отражается пограничное положение России между двумя континентами и цивилизациями — Европой и Азией, Западом и Востоком. Это промежуточное положение имеет не только исторический, но и социокультурный, этнический характер. На территории России с первых шагов становления российской культуры и государственности шло глубокое взаимодействие славянских, тюркских, угрофин-ских народов, их культур и религий. При этом сам русский народ занимал огромную территорию, проживал в самых различных природно-климатических условиях, входил в контакт с народами, исповедующими самую различную культуру и веру. Это также способствовало чрезмерной вариативности обычаев, обрядов, образцов поведения. Промежуточное положение между Западом и Востоком, взаимодействие с обоими этими началами в самых разных формах и противодействие им обусловили глубокую противоречивость русской культуры, ее раздвоенность и внутренний раскол, постоянные перемены во внутренней (от реформ к консерватизму) и внешней (от союза с Западом до противостояния ему) политике**.
Конечно, в любой культуре можно обнаружить противоречия, несостыкованности приоритетов, создающих разнообразие национально-духовной жизни: индивидуализм — коллективизм, смирение — бунт, галантность —■. мужественность, сентиментальность — жесткость***. Подобные противоречия вполне обоснованы — ведь в зависимости от ситуации, области деятельности мы можем делать акцент на досуге или работе, доброте или жестокости. Более того, наличие подобных противоречий, присущих любой сложной системе ценностей, как уже отмечалось в предыдущих главах, позво-
ляет культуре проявлять большую гибкость, легче адаптироваться к ситуации. Это не непримиримые противоречия, а различные тенденции, которые могут сочетаться в зависимости от ситуации и области применения. При этом в целом не нарушается соразмерность, целостность культуры и в то же время ее самобытность.
Но в русской культуре, по мнению Б.С. Ерасова, «наряду с этими антиномиями постоянно присутствуют устойчивые черты принципиального разрыва: между природно-языческим началом и высокой религиозностью; между культом материализма и приверженностью к возвышенным духовным идеалам; между всеохватной государственностью и анархической вольницей, духом свободы и покорностью и т.д.»*. Наличие подобных непримиримых тенденций делает культуру неустойчивой, неспособной дать целостную, интегрированную картину мира. Личность получает в подобной культуре противоречащие друг другу, но считающиеся при этом одинаково приемлемыми предуказания. Подобная «антиномийность» ведет к тому, что культура с трудом реализует одну из важнейших своих функций — интеграцию общества, несет в себе зримые зерна его раскола, перманентных конфликтов ценностей, атомизации, при которой автономия личности легко трансформируется в анархическую безответственность, сочетающуюся со страхом, неуверенностью в себе.
Проблема «российской цивилизации» требует серьезного и непредвзятого исследования философов, социологов, культурологов. Лишь поняв свою культуру своей страны, ее традиции, ценностные приоритеты, стандарты поведения, мы можем анализировать пути развития российского общества, формулировать реалистические, выполнимые задачи, которые будут поняты и реализованы российским народом.
субкультуры «Единство через многообразие» — вот краткое выражение сути культурной жизни общества. Культура любого современного общества представляет собой совокупность различных субкультур, которые взаимодействуют, сочетаются друг с другом, сохраняя вместе с тем свои особенности.
Основу культуры любого общества составляет общеразделяемая всеми членами общества система базовых ценностей, прежде всего «конечные истины бытия», исходные ценностные приоритеты, предпочтения. В то же время существуют модификации культуры общества в соответствии с возрастными, профессиональными, территориальными, классовыми и другими особенностями той или иной группы людей. Речь идет именно о модификации, при кото-
* Бердяев Н.А. Русская идея//Вопросы философии. — 1990. — № 1, с. 78. ** Проблемам раздвоенности русской культуры посвящены рыботы А.С. Ахие-зера, Б.С. Ерасова, Ю.М. Лотмана и др. *** «Хризантема и меч» — таково название книги Р. Бенедикт о Японии.
* Ерасов Б.С. Антиномии российской цивилизации. В кн.: Российская цивилизация. — М., 1998, с. 44.
450
451
рой, сохраняя характерный для данной культуры менталитет, иерархию ведущих ценностей, норм и образцов поведения, в рамках той или иной группы, возникают, во-первых, специфические, особые ценности, нормы, обычаи, обеспечивающие регулирование связей в соответствующих социальных институтах (воинская, врачебная субкультуры и др.), во-вторых, стилевые особенности, акценты, которые выражают особенности типа жизнедеятельности носителей субкультуры, их истории (городская субкультура, субкультура казаков и т.д.), в-третьих, определенные (идеолого-групповые) различия в понимании путей развития общества (идеология рабочего класса и т.д.). «Следовательно, мы имеем дело с двумя уровнями ценностей, норм, обычаев: общеразделяемыми и специфическими... Безусловна зависимость второго локального уровня от фундаментальных ценностей общества, которые позволяют не только интегрировать группы с самыми различными субкультурами, но и определенным образом осуществляют ценностный и нормативный контроль над ними...»*
Рассматривая субкультуры общества, необходимо отделить те субкультуры, которые противостоят культуре данного общества, являются ее антагонистами, нарушают социальный порядок, — это субкультура преступного, уголовного мира (делинкветная субкультура), а также так называемая контркультура.
Делинкветная субкультура довольно многообразна, поскольку в зависимости от содержания закона в разряд делинкветной субкультуры еще 20—30 лет назад могли попасть как нарушители уголовного права (воры, бандиты), так и предприниматели (подпольные цеховщики), и представители диссидентствующей интеллигенции. (В результате коренных изменений, происшедших в России в прошедшее десятилетие, последние два вида субкультур утратили дели нкветность.) Каждый из видов этой субкультуры существует как особый культурный «мирок», со своими нравами, правилами игры и даже языком.
Что касается контркультуры, то, на наш взгляд, это вид протеста, чаще всего части молодежи, которая не покушается на правовые основы существующего общества, но бросает вызов его морали, приличиям, принятым нормам поведения. Наиболее ярким образцом контркультуры в последние 20—30 лет были хиппи.
На Западе являясь формой протеста против «культуры отцов», данная контркультура характеризовалась гипертрофированным неприятием западной культуры — такими элементами, как широкое употребление наркотиков, отказ от традиционных христианских ценностей семьи, возведение в культ бесцельного времяпрепровождения, попытки заимствовать мистические тенденции Востока и др.
* Комаров М.С. Введение в социологию, с. 75.
Следует иметь в виду, что наличие и распространение контркультуры как целостного образования, а не как отдельных остаточных явлений -г» признак довольно глубокого кризиса культуры общества, неудовлетворенности части людей (чаще всего молодежи) предлагаемой данной культурой системой ценностей, норм и образцов поведения.
Нельзя сказать, что общество ничего не может заимствовать у контркультуры. Обладая социальным иммунитетом и селективной способностью, культура общества, как показал опыт последних лет, восприняла те элементы контркультуры, которые могли бы помочь ответить на вопросы, имеющиеся у общества.
Осталось в прошлом движение хиппи, но не все их привычки исчезли вместе с ним. Отказ от консерватизма в одежде, большая искренность в отношениях между людьми, уважение к личности, терпимость по отношению к представителям сексуальных меньшинств — эти черты культуры возникли в какой-то мере и под влиянием хиппи.
С позитивными субкультурами мы имеем дело повседневно — это субкультура военных, врачей, предпринимателей, интеллигенции, субкультура казачества, городская и сельская субкультура, субкультура старообрядцев, молодежи и т.д.
Формирование подобных субкультур — процесс неизбежный. Они являются отражением в культуре таких глубинных процессов, как дифференциация и автономизация социальных институтов, вовлечение личности в разнообразные социальные группы с целью получения надежной солидарной поддержки, помощи. Отсутствие внутреннего многообразия, дифференциации характерно для примитивных обществ. Единообразие, отсутствие альтернативных культурных образцов поведения является одной из причин малоподвижности подобных обществ, их предельного консерватизма.
Наличие же развитых субкультур, их разнообразие — свидетельство не только внутреннего богатства данного общества, едва ли не более важно, что такое общество оказывается более способным к адаптации к новым условиям, готовым найти ответы на новые вызовы истории, т.е. способным к саморазвитию.
В этой связи хотелось бы отметить следующее.
Первое. Богатство и разнообразие субкультур, толерантное к ним отношение способствуют обогащению банка идей, культурных образцов общества. Нередко будущее народа во многом зависит от наличия в его структуре субкультуры, которая содержит довольно эффективный ответ на вызовы истории.
Какой бы была Западная Европа, если в эпоху феодализма в этих странах в рамках городской субкультуры не развилась бы капиталистическая этика предпринимательства, не вызрела субкультура протестантизма?
452
453
Может быть, путь к реформам в нынешнем российском обществе осложнен тем обстоятельством, что в рамках советской культуры не было позитивной субкультуры предпринимательства, которая существовала только в делинкветной форме? Не сказывается ли былая делинкветность предпринимательской субкультуры на становлении норм, обычаев современной предпринимательской субкультуры, сообщая ей склонность к коррупции, мафиозности, бездуховность, меркантилизм?
Второе. Тот факт, что эффективный ответ может быть найден внутри той же системы базовых ценностей, приоритетов, существенно облегчает адаптацию к подобному новшеству. Мы получаем более или менее близкий нам «по духу» вариант инноваций. Одно дело заимствовать нормы предпринимательской деятельности у протестантского Запада, другое дело — заимствовать их у предпринимателей-старообрядцев. Перенимаемое у «соседней» субкультуры легко становится органичной частью культуры. Многие прагматические образцы поведения предпринимателей-протестантов со временем становятся нормой поведения представителей других слоев западноевропейского общества, в том числе католических. Черта поведения, специфичная для одной из субкультур, содержавшая эффективный ответ на вопросы, поставленные перед всем обществом, приобретает значение общеразделяемой ценности.