Проблема общностей в социальной науке
Общности стали объектом научного анализа гораздо раньше, чем институты. Но особое внимание общностям, и прежде всего таким
крупным социальным образованиям, как классы, было уделено в XIX в. Это понятно, учитывая ту роль, которую сыграли классовые выступления в ходе французской революции XVIII в., революционных событий во Франции, Германии в 30—40-е гг. XIX в.
Понимание классов как ведущих социальных образований, действия которых играют решающую роль в общественно-историческом процессе, — одно из центральных положений марксизма. Классовый конфликт, классовая борьба осмысливается К. Марксом как главный источник общественного развития. Подобное отношение к классам, и (более широко) к крупным социальным общностям как главным зачинщикам, виновникам общественных процессов неверно приписывать лишь К. Марксу, его соратникам и последователям. Многие социологи отмечали особое значение общностей, и прежде всего классов, в жизни и развитии общества — например, Л. Гумплович, Г. Зиммель, Г. Лебон и др.*
Обратим внимание и на еще одну грань учения о классах К. Маркса, выделявшего различные этапы становления и развития классового самосознания: «класс в себе и класс для себя». Тем самым он одним из первых проанализировал механизм становления и развития класса как общности, выдвинул ряд идей о внутренней динамике общности (в данном случае класса); «Экономические условия превратили сначала массу народонаселения в рабочих. Господство капитала создало для этой массы одинаковое положение и общие интересы. Таким образом, эта масса является уже классом по отношению к капиталу, но еще не для себя самой. В борьбе... эта масса сплачивается, она конституируется как класс для себя»**. Пожалуй, никто не уделял столь пристальное внимание проблеме развития классового самосознания, классовой солидарности, роли партии в процессах интеграции общности (в данном случае класса), как марксисты, что и понятно, учитывая политико-идеологическую направленность их учения и практики. Но вот что характерно. Именно в этих вопросах, которыми им приходилось заниматься конкретно, практико-ориентированно, а не философски-умозрительно, они вставали на путь подлинно социолого-фактуального осмысления социальных процессов, отвергая многие догматы своего же социально-философского учения. Если вдуматься, то классовая активность, солидарность понимается марксистами не как «объективно необходимое», предопределенное, а как организуемое, воспитываемое самими людьми, их лидерами качество. Класс
предстает как живое взаимодействие самих людей, а не как сверхиндивидуальное образование.
Вместе с тем как для К. Маркса, так и для Л. Гумпловича, Г. Зиммеля и др. характерен некоторый «классовый фетишизм». Это проявляется, в частности, в попытках убедить нас в том, что «класс всегда прав», в том, что интересы личности безусловно подчиняются интересам класса и т.д. «Отдельная личность, — безапелляционно заявляет Л. Гумплович, — должна подчиняться и бессознательно невольно подчиняется законам целого, движениям общности»*. «Отдельный индивид, — полагает он, — может делать промахи, колебаться, путаться в доктринах и чувствах. Класс, руководимый верным инстинктом, всегда идет своей единственно правильной дорогой»**. Сходные идеи высказывал и Г. Зиммель, считавший, что «социальная группа отлично знает, кого в данную минуту считать другом и кого врагом, между волей и действием, целью, стремлением к ее осуществлением и средствами у групп наблюдается гораздо меньше несоответствия, чем между теми же моментами у индивида»***.
Особняком стоят исследования психологии массового поведения (психологии толпы) видных социальных психологов XIX в. Г. Лебона, Г. Тарда, нашего современника С. Московичи. Их работы сыграли и играют большую роль в изучении коллективного поведения, психических механизмов связи между участниками толпы, толпы и вождя и т.д. При таком подходе (видимо, вполне обоснованном в социально-психологическом плане) исследователь рассматривает все скопления людей как различные варианты масс, толп. Не случайно социальные психологи чрезмерно расширительно толкуют термин «толпа» — это -не обязательно стихийное, случайное, неорганизованное скопление людей, но-и структурированное в той или иной степени, организованное объединение людей. Так, Г. Лебон предлагал классифицировать толпу на разнородные — анонимная (уличная толпа и др.), неанонимная (парламентское собрание и др.); однородные — секты (политические, религиозные), касты (военные, рабочие); классы (буржуазия, купечество)****. Не меньшее число оснований для систематизации толпы выделяет Г. Тард. Следует (но более осторожно) этой социально-психологической традиции и С. Московичи*****. Но то, что оправданно и выглядит обоснованным для социального психолога, в центре внимания которого психология массового пове-
* См.: Гумплович Л. Основы социологии. — СПб., 1899; Зиммель Г. Социальная
дифференциация. — Киев, 1898; Лебон Г. Психология народов и масс. —СПб.,
1995.
** Маркс К., Энгельс ф. Соч. Т. 4 с. 183.
274
Гумплович Л. Социология и политика. — М., 1895, с. 79. * Гумплович Л. Основы социологии, с. 241. ** Зиммель Г. Указ. соч., с. 137—138. *** Лебон Г. Указ. соч., отд. Ill, гл. 1. **** См. подробнее: Московичи С. Век толп. — М., 1996.
дения, менее обоснованно для социолога, в центре внимания которого не просто духовные процессы, а взаимодействия с помощью духовных процессов. То, что считается в социальной психологии не очень значимым, для социологии может оказаться ведущим признаком, и наоборот. Не случайно основоположник психологии толпы Г. Лебон,, с одной стороны, восхищается толпой (видимо^ имея в виду хорошо организованное движение во главе с лидером, партией), а сдругой стороны, считает толпу неспособной решать позитивные цели*. Вместе с тем следует признать, что Г\ Лебон и другие социальные психологи сделали крупный шаг в решении проблем поведения масс.
Сегодня в мировой социологии общности,, группы (как большие, так и — в особенности-Т-. малые) — один из главных объектов научных исследований/гОбщепризнанно, что именно посредством общностей индивид включается в основные социальные процессы, институты, получая в них основные «человеческие» и «ролевые» уроки социализации; от активности, «боеспособности» общности, в которую вовлечена личность, существенно зависит ее судьба, жизненные позиции и успех. Именно общности, особенно высокоинтегрированные, являются основными созидателями, субъектами общественной жизни. Следует отметить обобщающие труды современных социологов — например, Г, Блумера. В центре внимания таких социологов XX в., как Ч. Кули, Э. Мэйо, Дж. Хоманс, находятся малые группы. Классы же изучаются в основном в разрезе стратификации общества (Э. Гидденс, П. Бур-дье), при этом, к сожалейию, в стороне нередко остаются общесоциологические проблемы больших групп, изучение механизмов их интеграцией дезинтеграции.
Рассмотрим прежде всего общесоциологические проблемы солидарных взаимодействий — не столько конкретный тип общности, сколько сам механизм сообществления, объединения людей, их способность выступать как единое целое.