Институты: их роль в обществе и значение для социологии. Постановка проблемы
Социология — наука рациональная, лишенная мистики и чуждая фантастики, но чаще всего она призвана распознавать, объяснять чудеса, которыми наполнена социальная жизнь. Главное чудо, с которым мы имеем дело ежедневно, ежечасно, — это социальная машина, которая работает четко, буднично, надежно: в вузе нас учат, в библиотеке выдают нужные нам книги, на работе у нас есть надежные партнеры, с которыми мы взаимодействуем, и т.д.
Главная загадка социальной жизни — это то, почему коллективные формы повседневной жизни, пронизывающие все важные стороны нашего бытия, обладают устойчивостью, способностью существовать десятилетия или даже столетия. Людей, создавших эти коллективные формы, давно уже нет, а их детище существует и функционирует.
Как возможны социальные системы (системы социальных действий) в качестве самовозобновляющихся, четко функционирующих систем, действующих постоянно, как своеобразные заводы, машины? Стремление разгадать эту загадку приводит нас к проблеме институализации, т.е. установления («институт» в переводе с латыни означает установление), укоренения определенной процедуры социальных действий и взаимодействий, обеспечивающей самовозобновляющийся, прочный, четко налаженный характер4 процесса удовлетворения важнейших потребностей людей.
Социальные институты — это великое социальное изобретение человека. Безопасность человека, его образование, здоровье, хозяйственная деятельность, отдых и т.д. — все эти явления, составляющие будничный, каждодневный смысл нашей жизнедеятельности, приобрели институализированный характер, т.е. гаранта-
рованы от случайности, спорадичности. Институализированное противостоит хаотичному, нестабильному, неорганизованному.
Рассматривая социальные связи, мы упомянули, что «человек тысячами невидимых нитей связан с людьми, обществом». Продолжая эту аналогию, можно сказать, что социальные институты в системе социальных связей — наиболее крепкие канаты, которые в решающей степени предопределяют ее будничную жизнеспособность. Именно институциональный, т.е. утвердившийся, отлаженный и регулярный, аспект социальной жизни является решающим фактором, определяющим уровень жизнедеятельности личности.
И это понятно — ведь ведущую роль в жизни людей играют не случайные, не спорадически возникающие, а постоянные, предсказуемые, надежные взаимодействия. Именно в этих связях правила игры, нормы поведения становятся для нас главными, которым мы готовы подчиниться, которые готовы воспринять как обязательное, предпочтительное.
В связи с этим для социологии институты — один из важнейших объектов анализа, а объяснение функционирования институтов представляет собой, образно говоря, ядро социологии. Не случайно и Г. Спенсер, и Э. Дюркгейм, и почти все другие социологи считают социальные институты фабрикой социального. Соответственно, особое внимание современная социология уделяет проблеме институтов. Те научные школы, течения, которые не придавали большого значения институализации, крайне абстрактно, а потому во многом неубедительно объясняют механизмы социальной жизни.