Институты: их роль в обществе и значение для социологии. Постановка проблемы

Социология — наука рациональная, лишенная мистики и чуждая фантастики, но чаще всего она призвана распознавать, объяснять чудеса, которыми наполнена социальная жизнь. Главное чудо, с которым мы имеем дело ежедневно, ежечасно, — это социальная машина, которая работает четко, буднично, надежно: в вузе нас учат, в библиотеке выдают нужные нам книги, на работе у нас есть надежные партнеры, с которыми мы взаимодействуем, и т.д.

Главная загадка социальной жизни — это то, почему коллек­тивные формы повседневной жизни, пронизывающие все важ­ные стороны нашего бытия, обладают устойчивостью, способно­стью существовать десятилетия или даже столетия. Людей, создав­ших эти коллективные формы, давно уже нет, а их детище суще­ствует и функционирует.

Как возможны социальные системы (системы социальных дей­ствий) в качестве самовозобновляющихся, четко функциониру­ющих систем, действующих постоянно, как своеобразные заво­ды, машины? Стремление разгадать эту загадку приводит нас к проблеме институализации, т.е. установления («институт» в пере­воде с латыни означает установление), укоренения определенной процедуры социальных действий и взаимодействий, обеспечива­ющей самовозобновляющийся, прочный, четко налаженный ха­рактер4 процесса удовлетворения важнейших потребностей людей.

Социальные институты — это великое социальное изобретение человека. Безопасность человека, его образование, здоровье, хо­зяйственная деятельность, отдых и т.д. — все эти явления, состав­ляющие будничный, каждодневный смысл нашей жизнедеятель­ности, приобрели институализированный характер, т.е. гаранта-


рованы от случайности, спорадичности. Институализированное про­тивостоит хаотичному, нестабильному, неорганизованному.

Рассматривая социальные связи, мы упомянули, что «человек тысячами невидимых нитей связан с людьми, обществом». Про­должая эту аналогию, можно сказать, что социальные институты в системе социальных связей — наиболее крепкие канаты, которые в решающей степени предопределяют ее будничную жизнеспособ­ность. Именно институциональный, т.е. утвердившийся, отлажен­ный и регулярный, аспект социальной жизни является решающим фактором, определяющим уровень жизнедеятельности личности.

И это понятно — ведь ведущую роль в жизни людей играют не случайные, не спорадически возникающие, а постоянные, пред­сказуемые, надежные взаимодействия. Именно в этих связях пра­вила игры, нормы поведения становятся для нас главными, ко­торым мы готовы подчиниться, которые готовы воспринять как обязательное, предпочтительное.

В связи с этим для социологии институты — один из важнейших объектов анализа, а объяснение функционирования институтов пред­ставляет собой, образно говоря, ядро социологии. Не случайно и Г. Спенсер, и Э. Дюркгейм, и почти все другие социологи считают социальные институты фабрикой социального. Соответственно, осо­бое внимание современная социология уделяет проблеме институтов. Те научные школы, течения, которые не придавали большого зна­чения институализации, крайне абстрактно, а потому во многом неубедительно объясняют механизмы социальной жизни.