ВОСПИТАНИЕ

Фактор (от лат. factor -делающий, производящий) – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С. И. Ожегов)

 

На развитие человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние; биологические и социальные факторы.

 

Виды факторов влияющих на развитие личности

1классификация.

1) Биологический фактор - наследственность.

2) Социальные факторы - среда и воспитание.

2 классификация.

1) Внутренние факторы- относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении; наследственность.

2)Внешние факторы -относятся среда природная и социальная, воспитание в широком социальном смысле, а так же в широком и узком педагогическом смысле.

 

Рассмотрим более подробно сущностную сторону влияния ведущих факторов на развитие личности.

 

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

 

Наследственность — свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности.

Носители наследственности — гены (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий»). Наукой доказано, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Установлено, что именно наследственностью обусловлено то общее, что делает человека человеком, и то отличное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

По наследству человеку передаются:

1)видовые признаки как представителя человеческого рода (Homo sapiens): анатомо-физиологическая структура ( задатки речи, прямохождение, мышление, трудовая деятельность);

2)физические особенности: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи;

3)физиологические особенности: обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма;

4)особенности нервной системы: строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), особенности нервных процессов, обусловливающие характер и определенный тип высшей нервной деятельности;

5)аномалии в развитии организма: дальтонизм (цветовая слепота), «зая­чья губа», «волчья пасть»;

6)предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера: гемофилия (болезнь крови), сахарный диабет, шизофрения, эндокринные расстройства (карликовость и др.).

Необходимо отличать врожденные особенности человека, связанные с изменением генотипа, от приобретенных, которые явились следствием неблагоприятных при жизни условий. Например, осложнений после болезни, физических травм или недосмотра при развитии ребенка, нарушения режима питания, труда, закаливания организма и т. д. Отклонение или изменение психики может наступать в результате субъективных факторов: испуга, сильных нервных потрясений, пьянства и аморальных поступков родителей, других отрицательных явлений. Приобретенные изменения не наследуются. Если не изменен генотип, то не наследуются также некоторые врожденные индивидуальные особенности человека, связанные с его утробным развитием. К ним относятся многие аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые травмы и пр.

Чрезвычайно важен вопрос, наследуются ли готовые способности к определенному виду деятельности или только задатки?

Задатки, способности. Что наследуется?

Установлено, что наследуются только задатки.

 

Задатки — это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной деятельности.

 

Различают задатки двух видов.

Виды задатков

1)Общечеловеческие: строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов.

2)Индивидуальные:¨типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность; индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.

 

Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности

 

Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей — та­лант, гениальность. Способности это прижизненные образования, формирующиеся в процессе деятельности и в результате воспитания. Наследуются не способности, а только задатки. Унаследованные человеком задатки могут быть или реализованными, или нет. Будучи индивидуально-природной основой способностей, задатки являются важным, но недостаточным условием их развития. При отсутствии соответствующих внешних условий и адекватной деятельности способности могут не развиться даже при наличии благоприятных задатков.Отсутствие ранних достижений может свидетельствовать не об отсутствии способностей, а скорее о неадекватной имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания.

Такой, например, задаток, как подвижная нервная система, может способствовать развитию многих способностей в любом виде деятельности, связанной с необходимостью адекватно реагировать на смену ситуаций, быстро перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм работы и др. А, следовательно, это может специфически проявляться и в ходе обучения и воспитания, и, безусловно, должно учитываться педагогами.

Современная педагогика акцентирует внимание на важности выявления имеющихся у человека, прежде всего, специальных задатков.

 

Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. К специальным задаткам относятся музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и др.

Красивый певческий голос зависит от наличии следующих задатков: особенности строения грудной клетки, носовой полости, языка, губ, силы дыхательной мускулатуры, объема легких.

Установлено, что люди, обладающие специальными задатками, достигают более высоких результатов, продвигаются более быстрыми темпами в соответствующей области деятельности. Специальные задатки могут проявляться уже в раннем возрасте, если созданы необходимые условия.

Итак, специальные задатки наследуются. В истории человечества встречалось немало потомственных дарований. Известно, например, что у И. С. Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось 18 известных музыкантов.

СРЕДА

Среда — это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.

Природная среда оказывает на развитие человека опосредованное влияние (разрушительное или социальное) через климат, погоду, радиационный фон, природные катаклизмы и др.

Известно, например, что выросшие на крайнем севере люди более выдержанны,

более организованны, умеют ценить время и правильно относиться к тому, чему их обучают.

Социальная среда подразделяется на макросреду и микросреду.

Под макросредой понимают все общество в целом, социальный и государственный строй, социальные, экономические, политические, идеологические, морально – правовые условия жизни.

Микросреда – непосредственное окружение человека, семья, коллективы по месту учебы, внучебной деятельности (клубы, секции и др.) или работы, группы сверстников.

В основном на личность непосредственным образом воздействует микросреда. Именно в микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые, с одной стороны, необходимо принимать во внимание, а с другой - совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Социальная среда – важный фактор развития человека. Так как только в обществе индивид может сформироваться как личность.

 

ВОСПИТАНИЕ

 

Воспитание – это сознательная, управляемая, целенаправленная часть социальной среды. Главный фактор развития личности. Воспитание целенаправленный процесс, он может корректировать наследственность и микросреду. Например, через занятие спортом, физической культурой можно укрепить здоровье.

Воспитание реализуется через образовательные учреждения. Личность ученика и ее развитие – это цель и результат работы педагога. Его деятельность направлено на выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями ученика, его способностями и возможностями.

Соотношение воспитания (обучения) и развития.

Отечественный педагог и психолог Л.С. Выготский (1896—1934) выдвинул идею о ведущей роли воспитания и обучения в развитии личности: воспитание (обучение) должно идти впереди развития личности и вести его за собой.

Л. С. Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка.

1) «уровень актуального развития» - это уровень подготовленности ученика, на нем он может выполнить задания вполне самостоятельно.

2) «зона ближайшего развития», более высокий, уровень, на этом уровне, ученик не может выполнить задание самостоятельно, но может выполнить под руководством и с помощью взрослого.

То, что сегодня ученик делает с помощью взрослого, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения и воспитания переходит на уровень актуального развития.

Процесс воспитания и обучения необходимо осуществлять в зоне ближайшего развития ребёнка, где приводятся в движение внутренние процессы психических новообразований. Обучение и воспитание только тогда хороши, когда они идут впереди развития т.е. в зоне ближайшего развития, тогда они ускоряют развитие личности.

Эта теория объясняет почему дети, которые при поступлении в школу умели хорошо писать и читать, нередко во 2 классе хуже учатся, чем дети, которые в 1 классе этого не умели делать.