Развитие социальных институтов России в условиях формирования рынка и демократии.

 

Соц. институты можно определить как совокупность различных форм организации и регулирования общественных отношений, специальных учреждений, системы норм, социальных ролей, обеспечивающих реализацию функций, необходимых для существования и развития как соц-ых общностей, так и всего общества в целом.

Многообразие соц. институтов определяется дифференциацией соц-ойдеятельности на различные виды: экономическую, политическую, культурную и т.д.

Поскольку большинство институтов – бюрократические организации, они подвержены своего рода «болезням». Во времена революции или быстрых соц. изменений многие традиционные институты либо прекращают свою деятельность, либо адаптируются к решению новых задач. Формирование новых институтов требует времени.

Институты любого общества представляют собой сложную интегрированную систему, обладающую собственной соц. инерцией. Внутренняя согласованность в деятельности институтов является необходимым условием нормального функционирования всего общества. Так, неопределённость в распределении полномочий законодательной и исполнительной власти стала причиной острого политического кризиса в России в октябре 1993 года, закончившийся насильственным разгоном парламента.

В советском обществе после 1917 года интеграция всей системы соц. институтов обеспечивалась с помощью политических институтов, прежде всего компартии, а в капиталистическом обществе особую роль играют экономические институты. С точки зрения формальной организации, например, системы Советом не соответствовала современным демократическим методам политической организации общества, основанным на разделении законодательной, исполнительной и судебной власти.

В содержательном отношении институты образованияв постсоветском обществе нуждаются в изменении самой концепции образования, ином выборе предметов и т.д., т.е. должны быть переориентированы на потребности формирующихся рыночных отношений и предстоящие изменения на рынке труда. Институты рынка (корпорации, банка и биржи) являются мощными механизмами эффективного перераспределения капиталов и стимулирования труда. Однако гос-во вынуждено постоянно контролировать экономические и соц. последствия деятельности этих институтов, принимая целые системы правовых актов, ограничивающих монопольный захват рынков.