Вопрос 49. Понятие культуры. Единство и многообразие культур.

Понятие культуры является сложным и неоднозначным. Культура в различных ее проявлениях является объектом и предметом изучения множества конкретных наук. Каждая из этих наук дает ей свое определение. Для философии в отличие от этих наук свойственно, во-первых, рассмотрение культуры в ее общих чертах, т.е. с мировоззренческих позиций; во-вторых, под углом зрения выяснения ее места в обществе и историческом процессе в целом. Сам термин культура имеет происхождение от латинского слова "culture" - что в переводе означает "возделывание земли, уход". Этот термин как нельзя более точно выражает сущность понятия культуры, под которым философы понимают все виды преобразовательной деятельности общества и человека вместе с ее результатами. В настоящее время слово "культура" часто употребляется как мера уровня образованности и просвещенности и воспитанности человека. Хотя спор по поводу точности и полноты этого определения продолжается и вряд ли когда-нибудь будет закончен, так как многообразие деятельности человека порождает и многообразие проявлений культуры. Культура есть способ внебиологической адаптации человеком окружающей действительности. В этом понятии наиболее отчетливо зафиксировано общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития. На протяжении всей истории развития философской мысли культу ра в том или ином аспекте являлась предметом изучения различными мыслителями, литераторами, историками. В эпоху Просвещения под совершенством культуры стали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем - идеалу просветителей. Для зарождавшейся буржуазной философии характерно понимание под культурой различных форм духовного и политического саморазвития общества и человека, проявляющихся в движении науки, искусства, морали, религии и государственном правлении. Представители немецкой классической философии рассматривали сущность культуры как единую цепь множества ее типов и форм, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человечества. Культуру принято разделять на материальную и духовную. Материальную культуру образуют продукты материального, а духовную - продукты духовного производства. Но их различия ни в коем случае нельзя преувеличивать хотя бы потому, что предметы духовной куль- туры всегда так или иначе овеществляются, материализуются, а материальная культура несет в себе человеческую мысль, достижения человеческого духа. Они связаны между собой так, как и области производства- материального и духовного, причем первое к в конечном счете играет в системе общественной жизни ведущую, определяющую роль. Являясь выражением способов и норм социальной организации и регулирования жизнедеятельности общества, культура обладает рядом функций. Это социально-регулятивная функция культуры, воплощающаяся в нормах, традициях и обычаях регулирующих жизнь общества. Вторая, не менее важная функция культуры называется коммуникативно-репродуктивной. Она заключается в трансляции опыта, знаний, опредмеченных результатов человеческой деятельности от поколения к поколению, чем обеспечивается непрерывность исторического процесса и его прогрессивное развитие. Социальной функцией культуры является отбор и отсеивание в ходе трансляции тех культурных ценностей, которые остаются в употреблении у нового поколения и тех, которые отсеиваются, отслужив свое. Эта функция куль- туры называется ценностно-ориентационной. Нельзя сводить культуру лишь к результатам деятельности, это и сама деятельность. именно так предстает перед нами культура мировоззренческая, политическая, технологическая, производственная, культура человеческого общения, культура экологическая, правовая и художественная.Культура - это не только производство вещей и идей в их оторванности от человека, это производство самого чело- века во всем богатстве и многосторонности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия.

 

 

Вопрос 50. Понятие цивилизации. Мировая цивилизация.

Понятие цивилизации происходит от латинского слова «civis» - «гражданин». По мнению большинства современных исследователей, Ц. обозначает следующую за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к целенаправленным, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что создает важнейшую предпосылку культуры. В других случаях этот термин используется для обозначения известного уровня развития общества, его материальной и духовной культуры. В качестве основы для выделения формы Ц. иногда берутся признаки региона или континента (Ц. античного Средиземноморья, европейская, восточная). Еще одно значение сводится к тому, что под Ц-ми понимают автономные уникальные культуры, проходящие известные циклы развития (Н.Я.Данилевский, А.Тоинби). Весьма часто Ц. выделяются по религиозному признаку. Шпенглер противопоставлял Ц-ю, которая, по его мнению, представляет совокупность исключительно технико-механических достижений человека, культуре как царству органически-жизненного. В диалектико-материалистической философии и социологии Ц. рассматривается как совокупность материальных и духовных достижений общества, преодолевшего уровень дикости и варварства. Ц. включает в себя преобразованную человеком окультуренную природу и средства этого преобразования, человека, усвоившего их и способного жить в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и преобразование. Традиционными обычно принято называть такие Ц-ии, в которых жизненный уклад ориентирован медленными изменениями в сфере производства, консервацией культурных традиций, воспроизведением часто на протяжении многих столетий сложившихся социальных структур и образа жизни. Современный период развития общества определяется прогрессом техногенной Ц-ии, этот тип ц-го развития часто называют западной Ц-ей. Упор сделан на развитие материально-технической базы.

Функция Ц-ии – обеспечение общезначимого, стабильного нормативного взаимодействия. Таким образом, Ц.- это социокультурное образование. Если культура характеризует меру развития человека, то Ц. характеризует общественные условия этого развития, социальное бытие культуры.

То есть, Ц – это совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми данное сообщество вооружает своего члена в его противостоянии внешнему миру.

Выделяют три этапа развития современной Ц-ии:

1)Аграрный этап (доиндустриальный) – общество, основанное на с\х производстве с иерархической социальной структурой, авторитарной властью. Операется на армию и религиозную идеологию. Господствует ручной труд. (Европа до 16века, Россия до 20века).

2)Индустриальный тип – развита промышленность, техника, технологии, высокая степень урбанизации, высокий уровень образования. Власть олигархическая, опирающаяся на капитал и идеологию. (17век-середина 20века в Европе).

3)Постиндустриальный тип – доминирует массовое производство, предельно развита сфера услуг, господствует идеология массового потребления, важнейшую роль играет информация и информационные технологии. Власть демографического типа.

Цивилизация – западный тип и восточный тип. Цивилизация – север (США, Европа, Россия, Китай, Япония и Австралия), юг (Юго-Восточная Азия, Африка и Латинская Америка).