Организация сбытовой и маркетинговой деятельности на предприятии. Проблема организационного разделения. Функции маркетинговых служб в компании.

 

Осуществление концепции маркетинга на предприятии требует создания такой организационной структуры, которая позволила бы реализовать эту концепцию. В настоящее время без системы маркетинговых служб, обеспечивающих проведение маркетинговых исследований по изучению перспектив спроса, требований под влиянием изменяющихся условий жизни, производителям трудно выжить в конкурентной борьбе. Конечной целью функционирования маркетинговых служб является подчинение всей хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия законам существования и развития рынка. В этом заинтересованы как изготовители, так и потребители продукции. Подразделения службы маркетинга тесно взаимосвязаны между собой. Каждое из них решает задачи, направленные в конечном итоге на определение спроса, удовлетворение требований потребителей, обеспечение сбыта, сервисного обслуживания и ремонта выпускаемой продукции. Рассмотрим основные функции подразделений службы маркетинга. Функции отдела конъюнктуры рынка, спроса и рекламы продукции: Исследование потребительских свойств производимой продукции и сбор информации об удовлетворении ими покупателей;Анализ конкурентоспособности продукции предприятия, сопоставление ее потребительских свойств, цены, издержек производства с аналогичными показателями конкурирующей продукции;Расчет емкости рынка для продукции предприятия;Определение географического размещения потенциальных потребителей;Анализ методов рассмотрения и удовлетворения претензий;Анализ сильных и слабых сторон конкурирующей продукции;Организация выставок, ярмарок, показов товара;Организация рекламы при помощи средств массовой информации;Обеспечение наружной, световой, электронной рекламы на транспорте, прямой почтовой рассылки….Функции отдела сбыта-Обеспечение успешной коммерческой деятельности предприятия по сбыту продукции;Подготовка и заключение договоров с покупателями на поставку выпускаемой продукции;Организация оптовой торговли продукции;Составление заявок на необходимые материалы для осуществления функций сбыта;Правильное применение нормативных актов по поставкам продукции;Составление оперативной и статистической отчетности о выполнении поставок по госзаказам, договорных обязательств…..Функции отдела технического обслуживания выпускаемой продукции:Организация и руководство работой опорных пунктов по гарантийному обслуживанию продукции;Сбор первичных сведений о неисправностях и недостатках в эксплуатации выпускаемой продукции;Анализ и подготовка отчетных данных о причинах отказа техники;Обучение покупателей правилам эксплуатации выпускаемой продукции;Обеспечение своевременной отправки запасных частей в опорные пункты…Функции бюро прогнозирования и планирования маркетинга:Разработка прогнозов конъюнктуры рынка, платежеспособного спроса, перспектив развития предприятия;Изучение потребностей покупателей;Выявление основных тенденций развития производства;Составление на предстоящий период балансов спроса и предложения;Участие в проведении испытаний новой продукции;Участие в разработке планов производства, технологической подготовки производства, технического перевооружения…Функции бюро изучения рынка сбыта и спроса:Изучение новых рынков сбыта и новых потребителей выпускаемой предприятием продукции;Изучение возможного спроса на выпускаемую продукцию за рубежом;Выбор сегментов рынка для обследования;Выявление тенденций в мировом производстве продукции по профилю предприятия..Функции бюро рекламы:Определение объектов рекламы и сегментов рынка, на которых необходимо рекламировать продукцию;Выбор и применение наиболее эффективных методов проведения рекламы;Осуществление прямой почтовой рекламы(плановых и разовых рассылок писем, бандеролей, посылок с информационными материалами); Обеспечение фирменного оформления рекламных материалов и инструментария исследований рынка и спроса населения…..

Служба маркетинга на каждый продукт, который, по ее мнению, следует поставлять на рынок, готовит спецификацию требований покупателя и направляет ее руководству для предварительного одобрения. Затем спецификация передается в производственный отдел, где определяются возможности по выпуску данной продукции, исходя из существующих мощностей, наличия оборудования квалификации и опыта работающих, а также с учетом потребностей в сырье и материалах. Заключение производственной службы направляется в плановый, финансовый и маркетинговый отделы предприятия, где проводится расчет издержек производства, цены, расходов на проведение рекламы и стимулирования продаж, на транспорт и т.д. Конечным итогом работы являются составление плана выпуска продукции (объем, ассортимент и сроки поставки) и обеспечение производства материальными и другими ресурсами.Службу маркетинга возглавляет заместитель директора предприятия по маркетингу (коммерческой работе), или маркетинг-директор. Он несет ответственность за организацию исследований, направленных на достижение намеченных целей, контроль за выполнением маркетинговых мероприятий. Обязанности всей совокупности сотрудников должны полностью охватить функции отдела. В состав маркетинговой службы должны входить специалисты по изучению рынков, формированию товарного ассортимента, ценовики, специалисты по сбыту, рекламе и др.Организационное построение службы маркетинга, которое определяется спецификой выпускаемой продукции, количеством рынков и масштабами сбытовой деятельности предприятия, основывается на функциональном, дивизиональном или матричном подходах. Функциональный ориентируется на постоянную структуру деятельности службы маркетинга по выполнению ее основных функций в координации с другими подразделениями, дивизиональный выделяет отдельные направления деятельности, матричный предполагает образование гибких организационных структур, формирующихся на определенные периоды времени для разработки конкретных проектов, программ, заданий. Достоинства и недостатки организационных структур службы маркетинга: I. Функциональная организация –достоинства: Простота управления: Однозначное описание обязанностей каждого сотрудника; Возможность функциональной специализации маркетологов как фактор роста их профессиональной подготовленности; Конкуренция между отдельными участниками как стимул роста эффективности работы. Недостатки - Снижение качества работы при расширении номенклатуры товаров; Отсутствие механизма поиска нетрадиционных видов и направлений фирмы; Конкуренция между отдельными функциональными участниками – борьба за частный, а не общефирменный интерес. II. Товарная организация – достоинства:Полный маркетинг каждого товара; Возможность изучения специфики потребностей и основных потребителей по каждому товару. Недостатки: Широкий круг обязанностей одного сотрудника, затрудняющий рост квалификации; Наличие дублирующих друг друга (в функциональном смысле) подразделений. III. Рыночная организация –достоинства: Лучшая координация служб при выходе на рынок; Возможность разработки комплексной программы выхода на рынок; Более достоверный прогноз рынка с учетом его специфики. Недостатки: Сложная структура; Низкая степень специализации работы отделов; Дублирование функций; Плохое знание товарной номенклатуры; Отсутствие гибкости.IV. Товарно-рыночная организация –достоинства: Лучшая организация работы при выходе на рынок; Возможность разработки комплексной программы выхода на рынок; Более достоверный прогноз рынка с учетом его специфики; Достаточно полное знание товара. Недостатки: Наиболее высокая себестоимость содержания службы; Возможность конфликта при неоднозначно решении вопросов по одному и тому же рынку различными службами (пересечение результатов маркетинга)

return false">ссылка скрыта