Обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

 

Для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах защиты должна быть создана система защитных мероприятий.

Целью создания системы защитных мероприятий является устранение или предельное снижение уровня угрозы жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Система защитных мероприятий включает в себя:

анализ и прогноз возможных чрезвычайных ситуаций и их последствий;

организацию и осуществление непрерывного наблюдения, контроля и прогнозирования состояния окружающей среды;

превентивные меры, снижающие последствия применения противником средств поражения, а также аварий, катастроф и стихийных бедствий;

заблаговременное предупреждение (оповещение) об опасности;

подготовку и обучение населения;

мероприятия по созданию фонда защитных средств;

мероприятия по эвакуации населения;

мероприятия по медико-биологической, радиационной и химической за щите;

мероприятия противопожарной защиты;

регулярное информирование населения о возникающих опасностях, степени риска чрезвычайных ситуаций, принятых мерах по обеспечению безопасности, о приемах и способах защиты людей и их действиях в чрезвычайных ситуациях;

проведение спасательных работ и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;

мероприятия по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего на селения и его социальной защите.

Приоритетное значение для эффективной защиты населения имеют превентивные меры.

Система защитных мероприятий в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого риска чрезвычайной ситуации, установленного Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате чрезвычайных ситуаций.

Порядок согласования отступлений от требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также установленных нормативными документами дополнительных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций и смягчение их последствий

Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения риска возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям:

мониторинг окружающей природной среды и состояния техногенных объектов;

прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и оценка их риска;

рациональное размещение производительных сил по территории страны с точки зрения природной и техногенной безопасности;

предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося потенциала;

предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

разработка и осуществление инженерно-технических мер по снижению возможных потерь и ущерба от чрезвычайных ситуаций (смягчению их возможных последствий) на конкретных объектах и территориях;

подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

разработка и участие в специальных мероприятиях по предупреждению террористических и диверсионных актов и их последствий;

разработка паспортов безопасности потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения, лицензирование деятельности потенциально опасных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

проведение государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

проведение государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

страхование природных и техногенных рисков;

информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания.

Реализация перечисленных направлений деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций осуществляется путем планирования и выполнения соответствующих мероприятий.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций и обеспечение безопасности пребывания людей на водных объектах достигается за счет:

организации надзора и контроля за выполнением требований по обеспечению охраны жизни людей на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов, пляжах переправах и наплавных мостах;

обеспечения безопасности эксплуатации маломерных судов (участие в раз работке правил классификации маломерных судов; контроль за соблюдением правовых актов по порядку эксплуатации маломерных судов, баз для их стоянок, переправ и наплавных мостов; ежегодное техническое переосвидетельствование маломерных судов и др.);

разработки типовых программ обучения и приемки экзаменов по судовождению, правилам пользования и навыкам практического управления маломерными судами, водными мотоциклами, аттестации судоводителей и выдачи им удостоверений на право управления маломерными судами;

проведения разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения аварийности маломерных судов и снижения травматизма людей на водных объектах;

разработки и реализации пакета нормативных правовых актов, способствующих объединению усилий на федеральном, территориальном и муниципальном уровнях.

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций включает:

сбор, анализ и представление в соответствующие органы государственной власти информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций и причинах их возникновения в регионе, на территории;

прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их масштабов;

прогнозирование возможной обстановки в районах радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения;

организацию проведения и проведение контрольных лабораторных анализов химико-радиологического и микробиологического состояния объектов окружающей среды, продуктов питания, пищевого, фуражного сырья и воды;

создание и развитие банка данных о чрезвычайных ситуациях;

организацию информационного обмена.

Рациональное размещение производительных сил страны с точки зрения предупреждения чрезвычайных ситуаций и снижения вероятности поражения критически важных объектов включает:

максимально возможное рассредоточение производительных сил по территории страны с учетом дублирования отраслей и объектов экономики;

наращивание экономического потенциала районов обладающих энергетическими и природными ресурсами;

ограничение нового строительства объектов и расширения действующих объектов в районах повышенной опасности возникновения стихийных бедствий;

ограничение роста больших городов и концентрации в них материальных ресурсов;

разработка схем территориального планирования федерального уровня, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, генеральных планов поселений и городских округов, с отражением на них границ территорий подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и воздействия их последствий;

постепенный вывод из городов предприятий, баз и складов, перерабатывающих или хранящих значительные количества аварийно химически опасных веществ, взрывоопасных, легковоспламеняющихся и других опасных веществ;

развитие в загородной зоне объектов материальных резервов с учетом потребностей для жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, размещение этих резервов в подземных горных выработках;

создание в загородной зоне необходимой больничной базы, развертываемой в чрезвычайных ситуациях;

развитие в загородной зоне сети оздоровительных, спортивных учреждений, пансионатов, кооперативно-садоводческих товариществ и других объектов хозяйственного назначения с учетом их использования для размещения эвакуируемого населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях.

На объектовом уровне основными превентивными мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций и уменьшению их масштабов в случае возникновения являются:

прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций, их масштаба и характера;

обеспечение защиты рабочих и служащих от возможных поражающих факторов, в том числе вторичных;

повышение прочности и устойчивости важнейших элементов объектов, совершенствование технологического процесса;

повышение устойчивости материально-технического снабжения;

повышение устойчивости управления, связи и оповещения;

разработка и осуществление мероприятий по уменьшению риска возникновения аварий и катастроф, а также вторичных факторов поражения;

создание страхового фонда конструкторской, технологической и эксплуатационной документации, обеспечение ее сохранности;

подготовка к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановлению нарушенного производства и систем жизнеобеспечения.

Повышение физической стойкости зданий и сооружений осуществляется по двум основным направлениям:

1) снижение статического и (или) динамического воздействия на отдельные конструктивные элементы и здание (сооружение) в целом путем выполнения следующих мероприятий:

устройство воздушных и податливых прослоек (экранов) в грунте внутри и на поверхности строительных конструкций;

применение разгружающих консолей и поверхностей;

повышение местной и общей податливости строительных конструкций за счет устройства шарнирно-податливых узлов опираний и соединений;

уменьшение площади контакта нагружающей среды со строительными конструкциями;

установка легкосбрасываемых конструкций;

уменьшение собственного веса строительных конструкций.

2) повышение несущей способности строительных конструкций зданий и сооружений и грунтов основания путем выполнения следующих мероприятий:

увеличение площади поперечного сечения конструктивных элементов;

применение строительных материалов с повышенными прочностными и деформативными характеристиками;

изменение конструктивной схемы элементов (уменьшение пролета, замена шарнирного опирания на заделку);

упрочнение грунтов основания.

3) При динамических воздействиях немаловажным фактором являются противооткольные свойства строительных конструкций, которые оказывают существенное влияние на защиту людей в зданиях и сооружениях. Противооткольные качества строительных конструкций достигаются применением жестких и гибких противоотколов (кольчужных сеток, специальных подвесных потолков), усилением или защитой остекления оконных блоков.

Разработка мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе документов территориального планирования и проектной документации объектов капитального строительства, осуществляемая в соответствие с законодательством о градостроительной деятельности.

Учет вопросов предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в декларациях промышленной безопасности опасных производственных объектов и декларациях безопасности гидротехнических сооружений, разрабатываемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.