Обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах защиты должна быть создана система защитных мероприятий.
Целью создания системы защитных мероприятий является устранение или предельное снижение уровня угрозы жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.
Система защитных мероприятий включает в себя:
анализ и прогноз возможных чрезвычайных ситуаций и их последствий;
организацию и осуществление непрерывного наблюдения, контроля и прогнозирования состояния окружающей среды;
превентивные меры, снижающие последствия применения противником средств поражения, а также аварий, катастроф и стихийных бедствий;
заблаговременное предупреждение (оповещение) об опасности;
подготовку и обучение населения;
мероприятия по созданию фонда защитных средств;
мероприятия по эвакуации населения;
мероприятия по медико-биологической, радиационной и химической за щите;
мероприятия противопожарной защиты;
регулярное информирование населения о возникающих опасностях, степени риска чрезвычайных ситуаций, принятых мерах по обеспечению безопасности, о приемах и способах защиты людей и их действиях в чрезвычайных ситуациях;
проведение спасательных работ и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
мероприятия по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего на селения и его социальной защите.
Приоритетное значение для эффективной защиты населения имеют превентивные меры.
Система защитных мероприятий в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого риска чрезвычайной ситуации, установленного Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате чрезвычайных ситуаций.
Порядок согласования отступлений от требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также установленных нормативными документами дополнительных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций и смягчение их последствий
Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения риска возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям:
мониторинг окружающей природной среды и состояния техногенных объектов;
прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и оценка их риска;
рациональное размещение производительных сил по территории страны с точки зрения природной и техногенной безопасности;
предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося потенциала;
предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;
разработка и осуществление инженерно-технических мер по снижению возможных потерь и ущерба от чрезвычайных ситуаций (смягчению их возможных последствий) на конкретных объектах и территориях;
подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;
разработка и участие в специальных мероприятиях по предупреждению террористических и диверсионных актов и их последствий;
разработка паспортов безопасности потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения, лицензирование деятельности потенциально опасных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
проведение государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
проведение государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
страхование природных и техногенных рисков;
информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания.
Реализация перечисленных направлений деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций осуществляется путем планирования и выполнения соответствующих мероприятий.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций и обеспечение безопасности пребывания людей на водных объектах достигается за счет:
организации надзора и контроля за выполнением требований по обеспечению охраны жизни людей на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов, пляжах переправах и наплавных мостах;
обеспечения безопасности эксплуатации маломерных судов (участие в раз работке правил классификации маломерных судов; контроль за соблюдением правовых актов по порядку эксплуатации маломерных судов, баз для их стоянок, переправ и наплавных мостов; ежегодное техническое переосвидетельствование маломерных судов и др.);
разработки типовых программ обучения и приемки экзаменов по судовождению, правилам пользования и навыкам практического управления маломерными судами, водными мотоциклами, аттестации судоводителей и выдачи им удостоверений на право управления маломерными судами;
проведения разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения аварийности маломерных судов и снижения травматизма людей на водных объектах;
разработки и реализации пакета нормативных правовых актов, способствующих объединению усилий на федеральном, территориальном и муниципальном уровнях.
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций включает:
сбор, анализ и представление в соответствующие органы государственной власти информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций и причинах их возникновения в регионе, на территории;
прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их масштабов;
прогнозирование возможной обстановки в районах радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения;
организацию проведения и проведение контрольных лабораторных анализов химико-радиологического и микробиологического состояния объектов окружающей среды, продуктов питания, пищевого, фуражного сырья и воды;
создание и развитие банка данных о чрезвычайных ситуациях;
организацию информационного обмена.
Рациональное размещение производительных сил страны с точки зрения предупреждения чрезвычайных ситуаций и снижения вероятности поражения критически важных объектов включает:
максимально возможное рассредоточение производительных сил по территории страны с учетом дублирования отраслей и объектов экономики;
наращивание экономического потенциала районов обладающих энергетическими и природными ресурсами;
ограничение нового строительства объектов и расширения действующих объектов в районах повышенной опасности возникновения стихийных бедствий;
ограничение роста больших городов и концентрации в них материальных ресурсов;
разработка схем территориального планирования федерального уровня, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, генеральных планов поселений и городских округов, с отражением на них границ территорий подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и воздействия их последствий;
постепенный вывод из городов предприятий, баз и складов, перерабатывающих или хранящих значительные количества аварийно химически опасных веществ, взрывоопасных, легковоспламеняющихся и других опасных веществ;
развитие в загородной зоне объектов материальных резервов с учетом потребностей для жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, размещение этих резервов в подземных горных выработках;
создание в загородной зоне необходимой больничной базы, развертываемой в чрезвычайных ситуациях;
развитие в загородной зоне сети оздоровительных, спортивных учреждений, пансионатов, кооперативно-садоводческих товариществ и других объектов хозяйственного назначения с учетом их использования для размещения эвакуируемого населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях.
На объектовом уровне основными превентивными мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций и уменьшению их масштабов в случае возникновения являются:
прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций, их масштаба и характера;
обеспечение защиты рабочих и служащих от возможных поражающих факторов, в том числе вторичных;
повышение прочности и устойчивости важнейших элементов объектов, совершенствование технологического процесса;
повышение устойчивости материально-технического снабжения;
повышение устойчивости управления, связи и оповещения;
разработка и осуществление мероприятий по уменьшению риска возникновения аварий и катастроф, а также вторичных факторов поражения;
создание страхового фонда конструкторской, технологической и эксплуатационной документации, обеспечение ее сохранности;
подготовка к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановлению нарушенного производства и систем жизнеобеспечения.
Повышение физической стойкости зданий и сооружений осуществляется по двум основным направлениям:
1) снижение статического и (или) динамического воздействия на отдельные конструктивные элементы и здание (сооружение) в целом путем выполнения следующих мероприятий:
устройство воздушных и податливых прослоек (экранов) в грунте внутри и на поверхности строительных конструкций;
применение разгружающих консолей и поверхностей;
повышение местной и общей податливости строительных конструкций за счет устройства шарнирно-податливых узлов опираний и соединений;
уменьшение площади контакта нагружающей среды со строительными конструкциями;
установка легкосбрасываемых конструкций;
уменьшение собственного веса строительных конструкций.
2) повышение несущей способности строительных конструкций зданий и сооружений и грунтов основания путем выполнения следующих мероприятий:
увеличение площади поперечного сечения конструктивных элементов;
применение строительных материалов с повышенными прочностными и деформативными характеристиками;
изменение конструктивной схемы элементов (уменьшение пролета, замена шарнирного опирания на заделку);
упрочнение грунтов основания.
3) При динамических воздействиях немаловажным фактором являются противооткольные свойства строительных конструкций, которые оказывают существенное влияние на защиту людей в зданиях и сооружениях. Противооткольные качества строительных конструкций достигаются применением жестких и гибких противоотколов (кольчужных сеток, специальных подвесных потолков), усилением или защитой остекления оконных блоков.
Разработка мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе документов территориального планирования и проектной документации объектов капитального строительства, осуществляемая в соответствие с законодательством о градостроительной деятельности.
Учет вопросов предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в декларациях промышленной безопасности опасных производственных объектов и декларациях безопасности гидротехнических сооружений, разрабатываемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.