Конструкция генератора и двигателя постоянного тока

Общая конструктивная схема машин постоянного тока одинакова, но отдельные узлы могут иметь разную конструкцию, в зависимости от назначения машины (рис 2).

 

 

Рис. 2. Устройство машины постоянного тока.

 

Основные части машины постоянного тока:

1). Статор – неподвижная часть.

2). Якорь – подвижная часть.

3). Два подшипниковых щита.

4). Щёткодержатель со щётками.

Статор предназначен для создания магнитного поля и является механической основой машины. Он состоит из станины 8 и главных полюсов. Станина служит для крепления главных полюсов и подшипниковых щитов. В нижней части станины имеются лапы 11 для крепления машины к фундаментной плите, по окружности - отверстия для крепления главных полюсов, а в верхней части – рым-болт 13 для транспортировки и установки машины. Станину изготовляют из стали, чугуна, алюминиевых сплавов, пластмассы. Главные полюса (полюса возбуждения) представляют собой электромагниты или постоянные магниты и служат для создания постоянного магнитного поля возбуждения. Электромагнит постоянного тока состоит из сердечника 6 (набирается из штампованных пластин листовой конструкционной или электротехнической стали) и полюсной катушки 7 (наматывается медным обмоточным проводом).

Якорь состоит из вала 1, сердечника 5 с обмоткой и коллектора 3. Вал изготовляют из конструкционной стали. На нём крепится сердечник и коллектор, а иногда и вентилятор для охлаждения машины. Сердечник набирается из штампованных, изолированных друг от друга пластин электротехнической стали, а в имеющиеся на поверхности пазы, укладывают обмотку якоря. Обмотку выполняют медным изолированным проводом круглого или прямоугольного сечения. После укладки обмотки пазы закрывают клиньями из дерева, текстолита, гетинакса или накладывают бандаж. Коллектор 3 является одним из сложных узлов машины постоянного тока, Он состоит из пластин трапецеидальной формы из твёрдой меди или бронзы, нижняя часть которых имеет форму «ласточкина хвоста», и миканитовых изоляционных прокладок между ними. Коллекторные пластины вместе с прокладками между ними закрепляют пластмассой или стальными конусными шайбами, стянутыми винтами. Верхняя часть коллекторной пластины называется «петушком» Она имеет продольный паз, в который закладывают выводы обмоток и затем их пропаивают.

Подшипниковые щиты: передний 2 (со стороны коллектора) и задний 9. Они имеют в центральной части расточки под подшипники 12. На переднем подшипниковом щите расположен люк с крышкой для осмотра коллектора и щёток, не разбирая машины. На валу со стороны заднего подшипникового щита имеется вентилятор 10.

Щёткодержатель 4 состоит из обоймы, в которую помещают щётку, и курка, передающего давление пружины на щётку. Щёткодержатели крепят на переднем подшипниковом щите.