Внутренний государственный долг

Под внутренним государственным долгом понимаются долговые обязательства Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на определенный период времени.

Гарантиями по внутреннему государственному долгу Республики Беларусь являются имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности.

Лимиты внутреннею государственного долга, как и внешнего, устанавливаются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год с учетом допустимых параметров экономической безопасности страны в процентах к валовому внутреннему продукту.

Внутренний государственный долг может быть представлен в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Правительством; кредитов Национального банка; других долговых обязательств, гарантированных Правительством Республики Беларусь.

Функционирование внутреннего государственною долга подразумевает управление им, а также его обслуживание.

Под управлением внутренним государственном долгом понимается определение условий выпуска, размещения, обращения и обслуживания государственных долговых обязательств. Управление внутренним государственным долгом осуществляется Правительством либо по его решению Министерством финансов.

Под обслуживанием внутреннего государственного долга понимается выплата процентов по государственным долговым обязательствам и их погашение путем выкупа либо иного изъятия из обращения. Обслуживание внутреннего государственного долга осуществляется за счет средств республиканского бюджета либо других активов, находящихся и республиканской собственности. Операции по обслуживанию внутреннего государственного долга осуществляются Министерством финансов и Национальным банком и их органами на местах либо по поручению и под контролем Национального банка коммерческими банками. Порядок и сроки погашения внутреннего государственного долга определяются Правительством либо по его решению Министерством финансов.

Долги местных органов власти не входят в состав внутреннего государственного долга Республики Беларусь, а порядок управления ими и их обслуживание регулируются решениями местных Советов депутатов.

Размер внутреннего государственного долга в Республике Беларусь относительно небольшой, примерно 50 % ВВП. Рост внутреннего долга не может привести к банкротству страны. Государство всегда имеет возможности профинансировать его путем повышения налоговых и неналоговых платежей в бюджет, выпуска денег, рефинансирования.

Негативные последствия роста внутреннего долга характерны для стран с низким уровнем накоплений и сбережений. Приобретение населением и субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестирования свободных денежных средств в производство. В связи с этим наращивание выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала. Опасность представляет и то обстоятельство, что государств, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате чего конкуренция на рынке ссудного процента повышается, что ведет к сокращению частных инвестиций в экономику страны и частично потребительских расходов. К негативным последствиям роста внутреннего долга относится и увеличение суммы процентных выплат по нему.

Право привлечения заемных средств у юридических и физических лиц oт лица Правительства принадлежит только Министерству финансов.