Органистическая социология:И.Д. Стронин и П.Ф. Лилиенфельд

Натуралистический подход к обществу был характерен для социологи на раннем этапе её формирования.

Прежде всего из-за развития естественных наук (особенно биологии) – использование естественно-научных методов, что придает социологии строгую научность.

Философскому обоснованию идей органицизма посвятили свои работы известные российские мыслители Григорьев и Страхов.

В России органистическое течение в социологии возникло в конце 60-х гг. XIX века. Центральным органом данного течения был журнал «Свет» (затем журнал «Мысль»). Он издавался журналистом и социологом Оболенским. На русский язык были переведены многие работы представителей органицизма включая симетомную работу Г. Спенсера.

Представители органицизма в России – Стронин и Лилиенфельд. А также Новиков.

Сам термин натурализм ввел Николай Кареев. Органицизм – это попытки связать общественную жизнь с природной средой и понять её с помощью естественных сил.

Александр Иванович Стронин (1826-1886) окончил историко-филологический факультет Киевского Университета. Долгие годы служил в Министерстве Путей Сообщения. Научное творчество Стронина испытало влияние Конта. Основные социологические работы: «История и метод» (1869), «Политика как наука» (1872), «История общественности»(1886).

В социологии русского органициста можно выделить три проблемы:

1) метод исследования общества
2) социальная структура
3) законы функционирования и развития «социального тела»

В исследовании общества и истории Стронина – главная идея – общественные науки должны сблизиться с естествознанием и перенять его приемы и методы познания. Достижение такого состояния возможно методу аналогии.

Теоретический смысл данного подхода – перенесение в общественные науки готовых законов и аксиом, признанных в естествознании. (Предусматривающее единство природного и социального миров).

Тождество общества с организмом пытался доказать, сопоставляя сходство их закономерностей и функционирования. Понимая, что в обществе невозможно полностью отделить тот или иной элемент от социальной среды, он предлагает при исследовании общественных явлений применять метод «диалектического изолирования».

Суть данного метода заключается в абсолютизировании тех или иных сторон действительности и их анализе в различных аспектах.

Данная процедура – не что иное как формировании идеальных типов. А это то, чем занимался Макс Вебер.

Анализируя проблему социальной структуры общества и основ его существования, русский социолог исходил из жестких принципов физического механицизма и органицизма, где целое всегда представляется более предпочтительным, чем элементы, его составляющие.

По своему строению общество представлялось Стронину в виде пирамиды. Её вершина – привилегированное меньшинство в лице законодателей, судей и администрации. Затем следует класс «капиталистов». В основании пирамиды – землевладельцы и ремесленники. (Это вытекает из законов физики и самой природы вещей).

Такой социальный слой как интеллигенция, представляет нервную сеть, пронизывающую все клетки общества.

В этих и многих других аналогиях имеются зачатки современных подходов, в частности структурно – функционального анализа, прообраз теории социальной стратификации.

В данном направлении социологической мысли важна идея биологической трактовки развития общества, условий его жизни и смерти.

В этом контексте Стронин выделяет три главных периода истории общества:

1) прогресс (рост и усложнение организма)
2) застой (усложнение и разложение уравновешиваются)
3) регресс (верх берет разложение)

Переход от прогресса к застою вызывается отсутствием новых идеалов.

Проблем общественного идеала и его разработка – одна из центральных в субъективной школе. Таким образом наблюдается эволюция русского органицизма к психологизму.

В книге «Политика как наука» Стронин выделил три основных закона функционирования «социального тела»:

1) общий биологический закон
2) общий социологический закон
3) общий политический закон

Социологическая теория Стронина представляет собой сочетание прямолинейного органицизма, механицизма и некоторых элементов психологизма.

Павел Федорович Лилиенфельд (1829 - 1903) – крупный царский сановник и монархист, получил известность благодаря книге «Мысли о социальной науке будущего» (1872)

Он был вице-губернатором Санкт – Петербурга, активно участвовал в процессе институционализации социологии, был избран президентом международного социологического института. Активно сотрудничал с Шеффле и Вормсом.

Социологическая концепция Лилиенфельда мало чем отличается от основных положений органической школы.

В отличии от Стронина он единственным методом изучения общества считают индукцию в форме сравнительной аналогии между социальными силами и силами природы. Он усматривает полную аналогию между обществом и организмом, как в отношении отдельных процессов (рождение, рост, смерть, болезнь) так и органов.