Тема 2. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИМИДЖЕЛОГИИ

 

Основные понятия: позиционирование, манипуляция, мифологизация, эмоционализация, формат, вербализация, детализация, дистанцирование, метафоризация, визуализация, архаизация, перфоманс.

 

План занятия:

 

1. Основные механизмы имиджелогии.

 

2. Техники имиджирования.

 

Вопросы:

 

1. Что понимают под понятием «механизмы имиджелогии»?

 

2. В чём состоит сужение аудитории или качеств предмета при механизме позиционирования?

 

3. Каковы особенности построения сообщения при механизме мифологизации?

 

4. Перечислите составляющие механизма эмоционализации.

 

5. Дайте понятие вербализации. Приведите примеры использования слэнговых понятий и оборотов в механизме вербализации.

 

6. Отразите возможности использования результатов соцопроса в имиджелогии.

 

7. В чём состоит перестройка моделей восприятия при механизме метафоризации?

 

8. Перечислите приёмы, используемые в технике НЛП. Приведите примеры.

 

Проблемные вопросы и ситуации:

 

1. Согласны ли Вы с тем, что каждый человек за свою жизнь бывает в роли, как манипулятора, так и жертвы манипуляции. Приведите примеры.

 

2. Как, по-вашему, почему один и тот же человек ведёт себя различно, будучи один и находясь в большой группе (агрессивно настроенной толпе)?

 

3. Утаивание сведений при механизме «акценты на определённой информации» - инструмент построения образа или этическая проблема?

 

4. Как Вы думаете почему «детализированный образ» производит более яркое впечатление, прочнее запоминается?

 

5. При механизме архаизации происходит использование массового сознания (коллективного бессознательного). Почему в современном обществе живы такие архаичные понятия как «сакрализация лидера», «разделение на свой - чужой»?

 

Краткое содержание лекции.

 

Основные механизмы имиджелогии.

 

Механизмы имиджелогии - это особые методики формирования заданного образа, установления определённого имиджируемого образа, взаимоотношений с аудиторией. К основным механизмам имиджелогии относят следующие:

 

1. позиционирование – сужение аудитории, на которую направлено воздействие, либо характеристик объекта с целью налаживания более эффективной коммуникации. Позиционирование состоит из 3-х последовательных операций:

 

– ограничение объекта только выгодными характеристиками (многообразие характеристик объекта сужается до круга необходимых);

 

– полный отказ от качеств, которые не являются сильными с точки зрения потребителя;

 

– использование другого канала информации для усиления выбранных характеристик (мнение экспертов, слухи и т.д.).

 

2. мифологизация – построение сообщения таким образом, чтобы оно воздействовало на подсознание аудитории. Миф в данном случае – образ объекта имиджирования, под который будут подстраиваться дальнейшие размышления субъекта (ряд жизненных сюжетов безотказно действует: политик, пробившийся с самых низов ближе к народу, поэтому пользуется наибольшей любовью населения).

 

3. эмоционализация – включение эмоциональных составляющих при воздействии на аудиторию. Эмоционально окрашенная информация легче и лучше воспринимается. Функционирует благодаря следующим механизмам:

 

- конкретизация (рассказ о реальном человеке произведет больший эффект, чем обезличенный, придаёт объекту наглядность);

 

- сопереживание – подстраивание под чужую эмоцию (пример из собственной жизни окажет максимально сильное воздействие).

 

- заимствование чужих эмоций – мой друг в такой же ситуации добился успеха (мой друг = Я).

 

4. формат – создание выгодных условий управления (толпой и однородной аудиторией легче управлять – митинги, собрания и т.д.). При этом важен учёт канала коммуникации (на выборах больше шансов победить у того, кто лучше использует средства СМИ).

 

5. вербализация – словесный контекст мыслей, действий, образов (когда непонятны визуальные образы (реклама), человек обращается к вербальному контексту благодаря естественному желанию узнать что это). При этом важно умение говорить на языке своей аудитории.

 

6. акценты на определённой информации – на первый план выдвигается информация, выгодная коммуникатору (если информация вредит имиджу, то она утаивается).

 

7. дистанцирование – потребность в отдалении от негативных (во время предвыборных кампаний некоторые кандидаты акцентируют внимание на непричастности к старой власти, к которой негативно относится электорат).

 

Техники имиджирования.

 

1. опрос общественного мнения – точка отсчета любой кампании.

 

Соцопрос дает возможность:

 

- определить актуальные вопросы (требования аудитории) в течении короткого временного промежутка с наименьшими затратами;

 

- установить сильные и слабые стороны предполагаемой имиджевой стратегии;

 

- идентифицировать те социальные группы, на которые должно быть направлено более сильное воздействие.

 

2. детализация – конкретизация передаваемой информации, детализированный образ вызывает заданный ассоциативный ряд, усиливает запоминание (кепка – Лужков, коса – Тимошенко). Деталь провоцирует формирование определённого образа, лучше хранится в памяти.

 

3. метафоризация – прием, позволяющий перестроить модели восприятия человека и руководить его сознанием. Метафора применяется для описания нового вида деятельности, условий работы и т.д. (Нам необходимо всё тщательно взвесить, семь раз отмерь – один отрежь).

 

4. архаизация – приём, использующий более низкий уровень массового сознания в сравнении с уровнем отдельного индивида (толпа ориентируется на инстинкты). Занижение уровня сознания происходит по принципам: разделение на «свой - чужой», сакрализация лидера (аудитория испытывает страх перед лидером, т. к. приписывает ему выдающиеся способности), усиление негативной информации о носителях других идеологий (не такие как мы – значит хуже).

 

5. НЛП – программирование нужных стереотипов относительно объекта имиджирования. Общая задача, реализуемая в рамках НЛП – согласование модели мира аудитории и коммуникатора. В рамках НПЛ используются следующие приемы: «отзеркаливания» (отражение потребностей аудитории); наложение субмодальностей – введение в общение чужих речевых характеристик (например, характерных для лидера данной аудитории, у подростков – применение сленга и т.д.), якорение – фиксация моментов, во время которых аудитория находится на пике своих эмоциональных переживаний. В такие периоды ослабляется критическое восприятие, в силу чего становится возможным введение нужной информации.

 

Тематика сообщений и рефератов:

 

1. Использование НЛП в управленческих ситуациях.

 

2. Примеры использование каналов восприятия аудитории в формировании имиджа.